статья


Queen
Серебряный юбилей королевы

25 лет назад, 13 июля 1973 года в Великобритании был издан дебютный альбом группы QUEEN.

Это незначительное, на первый взгляд, событие (альбом даже не попал в хит–парад) привело впоследствии сами знаете к чему. Сегодня QUEEN — легенда рок–музыки, одна из самых ярких и красивых легенд. А начиналось все в 1968 году (тоже своего рода юбилей — 30 лет назад) с лондонской группы SMILE, куда входили студент–физик, он же гитарист Брайан Мэй (19.7.1947), студент факультета искусств, он же басист–вокалист Тим Стаффел, и студент–медик, он же ударник Роджер Мэддоуз–Тейлор (26.7.1949). В 1969 году трио выпустило в США единственный сингл "Earth", канувший в Лету, и вскоре Стаффел покинул группу, предварительно уговорив своего сокурсника и соседа, уроженца острова Занзибар Фарруха Булсару (сценический псевдоним Фредди Меркьюри, 5.9.1946) занять его место. До прихода в группу Фредди пел в малоизвестных командах SOUR MILK SEA и WRECK–AGE, а жил он, оказывается, в ста ярдах от дома Мэя, при этом умудрившись с ним ни разу не встретиться. Вокалист придумал группе новое название — QUEEN ("Это просто название, но оно очень величественно и хорошо звучит. Оно однозначно и его трудно с чем–то спутать"), и начались поиски басиста (всего их было шесть, в том числе Майк Гроуз и Барри Митчелл). Денег не хватало (молодо–зелено), поэтому Меркьюри с Тейлором попутно приторговывали поношенной одеждой на Кенсингтон–маркет.

В феврале 1971 г. с басистом наконец повезло — пришел Джон Дикон (19.8.1951), тоже с высшим образованием. Идей было полно у всех четверых, и с июня эти идеи начали воплощаться в жизнь. Первый концерт QUEEN дали в колледже "Хорнси", а затем регулярно стали работать в кафе, клубах и ресторанах. Через год, в августе 1972–го, команде крупно повезло — музыканты откликнулись на объявление, приглашавшее опробовать новое студийное оборудование фирмы звукозаписи De Lane Lea; вдоволь потерзав еще девственные усилители и гитары, QUEEN в качестве вознаграждения получили возможность записать демо. Тут им повезло во второй раз, и тоже крупно: звукоинженер Рой Томас Бейкер, помнивший ребят еще по SMILE, оценил их звучание и путем сложных переговоров устроил запись чернового варианта первого альбома, причем за студийное время QUEEN не платили. В результате на свет явилось 24–трэковое демо, и в ноябре 1972 г. с группой подписывает контракт гигант звукозаписи EMI.

5 февраля 1973 г. начались альбомные сессии, в июне Меркьюри под псевдонимом Ларри Ларекс записал кавер песни THE BEACH BOYS "I Can Hear Music", а еще через месяц одновременно вышли дебютный сингл QUEEN "Keep Yourself Alive" и альбом. Рецензии на него были прохладными. В целом стиль тогдашних QUEEN можно охарактеризовать, как интересный, но сыроватый и чрезмерно усложненный глэм–рок. Длинные, многочастные композиции с расплывчатыми текстами, вокальная полифония (в будущем "фирменный" прием группы), уникальный гитарный саунд Мэя, виртуозная ритм–секция — и отсутствие яркого хита. Конец 1973 г. QUEEN провели в турне по Англии на разогреве у MOTT THE HOOPLE; в феврале 1974–го — выступление на фестивале "Санбери" в австралийском Мельбурне, а через месяц группа была уже хэдлайнером в собственном концертном туре.

Первым успехом стал альбом "Queen 2" (5–е место, 6 апреля 1974 г.), остававшийся в чартах 29 недель. Темой этого концептуального диска послужила борьба между Добром и Злом, воплощением которых стали Белая и Черная Королевы. На "Queen 2" издан любимый концертный номер QUEEN — жизнерадостная "Seven Seas Of Rhye" (10–е место, 13 апреля 1974 г.). В Америке группу тоже заметили — второй альбом попал в Топ–50, а первый — в Топ–90. После заокеанского турне QUEEN оперативно записали третий диск, "Sheer Heart Attack" (2–е место, 30 ноября 1974 г.), где в полной мере проявилась стилистическая "всеядность" музыкантов — от жесточайшего хард–рока ("Stone cold Crazy") группа легко переходила к кантри ("Bring Back That Leroy Brown"), а затем непринужденно исполняла лирическую фортепианную пьеску ("Dear Friends"). Есть на альбоме и баллады (например, "Life Of The Valley"), и отданная на откуп гитаристу безумно красивая "Brighton Rock". На "Sheer Heart Attack" ярко проявился талант всех участников группы — впервые в качестве автора выступил Дикон, первую запоминающуюся песню создает Тейлор. Ну, а Мэй и Меркьюри блеснули двумя хитами — "Now I`m Here" и "Killer Queen", соответственно, 11–е и 2–е место в чартах.

Кроме великолепного музыкального материала, QUEEN выделялись также отличными сценическими находками. Фредди Меркьюри был прекрасным шоуменом — поражал публику невообразимыми костюмами, черным лаком на ногтях, трюками с микрофонной стойкой и вокальными перекличками с залом. Уникальный голос певца прекрасно подходил и для мощных хард–роковых номеров, и для нежных баллад, интересовался Меркьюри и классическими музыкальными жанрами — оперой и опереттой. Вполне символично, что следующий альбом получил название "A Night At The Opera". Это первый диск QUEEN, занявший 1–е место

(27 декабря 1975 г.).

"A Night At The Opera" по праву считается вершиной стиля, выработанного QUEEN, — претенциозную тейлоровскую "I`m In Love With My Car" сменяла полная теплоты "You`re My Best Friend" (7–е место, 17 июля 1976 г.); относительно простые номера соседствуют с чрезвычайно "закрученными" "The Prophet`s Song" и "Bohemian Rhapsody", где использовались многократные наложения вокальных и инструментальных партий. О последней композиции стоит сказать особо. Это яркий пример гармоничного соединения, казалось бы, несопоставимых жанров — баллады, оперы, оперетты и хард–рока; группе удалось не только достойно воплотить в жизнь сложнейший замысел, но и сделать "Bohemian Rhapsody" одним из самых коммерчески успешных синглов в истории рока (1–е место в течение девяти недель, 29 ноября 1975 г.). Поскольку QUEEN не успели записать песню для телепрограммы "Top Of The Pops", они сняли рекламный фильм к "Bohemian Rhapsody" стоимостью в 5 тысяч фунтов стерлингов, со множеством видеоэффектов. Этот видеоряд был настолько необычен, что дал мощный стимул для развития индустрии музыкальных клипов.

После 1975 г. за QUEEN окончательно закрепился статус суперзвезд, но музыканты не расслаблялись — методично ездили в турне и записали очередной альбом "A Day At The Races". И хотя он возглавил британские чарты (8 января 1977 г.), а в США попал в Топ–5, этот диск был попыткой "выехать" на структуре и музыкальных находках предыдущих альбомов. Попытка вполне удачная, чему подтверждение хиты "Somebody To Love", "Tie Your Mother Down" и "Old Good Fashioned Lover Boy". Однако критики не преминули подметить отсутствие движения вперед и еще большую, чем на ранних дисках, туманность текстов.

Видимо, музыкантов задели эти упреки, потому что альбом 1977 года "News Of The World" (4–е место в Англии, 3–е в США) был сделан несколько более простым, приближенным к широкому слушателю. Два суперхита — "We Will Rock You" (2–е место, 19 ноября 1977 г.) и "We Are The Champions" (2–е место, 19 ноября 1977 г.), изданные на сдвоенном эй–сайде сингла, — стали гимнами спортивных болельщиков. Интересно, планировали ли такой результат сами QUEEN, будучи в студии? Не исключено, что да. Третьим хитом стала очень красивая баллада Дикона "Spread Your Wings", попавшая в Топ–35.

Работали QUEEN в 70–х как бешеные, не зная усталости. Новый альбом был записан за три месяца в собственной студии в Монтре — и стал своего рода возвращением группы на уровень 1974 года. Название "Jazz", означающее на сленге "всякая всячина", точно соответствовало содержанию диска, настолько разноплановым он получился. Тут и рок–н–ролльчик "Fat Bottomed Girls", и проникновенная баллада "Jealousy", и музыкальная шутка "Bicycle Race", и свинг "Dreamers Ball", и мрачная жесткая "Let Me Entertain You". Жемчужиной альбома стала заводная и экспрессивная композиция "Don`t Stop Me Now" (9–е место в Англии, 86–е в США). Диск "Jazz" (1978) стал достойным завершением "классического" периода творчества QUEEN, а окончательным итогом 70–х стал двойной концертник "Live Killers", в июле 1979 г. вышедший на 3–е место в Англии.

По–видимому, уже во время записи альбома "Jazz" (лето 1978 г.) музыканты начинают работу над кардинальной сменой имиджа. Причина — нарастающее влияние "новой волны" и падение интереса публики к глэм–року. Соответственно, из обихода QUEEN исчезают роскошные одежды, длинные волосы, а из песен — чрезмерные напыщенность и помпезность. Меркьюри, Мэй, Дикон и Тейлор одеваются в облегающие кожаные костюмы и, благодаря коротким "постпанковским" прическам, выглядят свежо и молодо. Подтверждением того, что группа идет в ногу со временем, становится альбом "The Game" (1–е место в Англии и США), на котором впервые появляются модные синтезаторы, а в композициях начинает преобладать ритм–секция. Так, танцевальный суперхит "Another One Bites The Dust" (1–е место в США, 4 октября 1980 г.) основан на потрясающей басовой партии Дикона. Меркьюри противился изданию этой песни на сингле, но Майкл Джексон, прослушав ее, предсказал композиции ошеломляющий успех. Так оно и вышло. Среди других запоминающихся песен диска — "Crazy Little Thing Called Love" (1–е место в США, 23 февраля 1980 г.), веселый рок–н–ролл, где Фредди впервые играет на ритм–гитаре, "Save Me" (11–е место в Англии), мощная баллада, и "Dragon Attack" с жесткими гитарными партиями в коде.

Сохраняя безумный темп, QUEEN (октябрь–ноябрь) принимаются за саундтрек к фильму "Flash Gordon". С Дэвидом Боуи был записан очень удачный танцевальный хит "Under Pressure" (1–е место, 21 ноября 1981 г.), включенный в сборник "Greatest Hits" (1–е место, 14 ноября 1981 г.), находившийся в чартах 312 недель. QUEEN стали первой группой, чьи сингл, альбом и видеоколлекция одновременно находились на вершине британского хит–парада.

Почувствовав вкус к сочинению танцевальных хитов, группа записывает в 1982 г. альбом "Hot Space", разделивший аудиторию QUEEN на две части: посетители дискотек вовсю отрывались под "Body Language" и "Back Chat", а приверженцы тяжелого рока дружно игнорировали диск. Однако считать "Hot Spice" примитивным альбомом несправедливо, ибо он выполнен по–куиновски изящно и уверенно; есть на диске и традиционная для группы баллада ("Las Palabras De Amor"), и интересный синтез диско и хард–рока ("Dancer"), и красивое, взволнованное посвящение Джону Леннону ("Life Is Real"). В Англии альбом занял 4–е место, а вот в США акции группы начали падать — только 22–е место в чартах.

1983 год стал первым годом отдыха за всю историю группы. Брайан Мэй воспользовался свободным временем для сольной работы. А годом позже вышел альбом QUEEN "The Works" (март 1984, 2–е место в Англии, 23–е в США). Критика "Hot Space" была учтена — многие композиции подчеркнуто "тяжелы", хотя наиболее успешными хитами стала наэлектроненная "Radio Gaga", созданная под явным влиянием Джорджио Мородера, и легкомысленно–шутливая "I Want To Break Free", неожиданно для самих музыкантов ставшая международным гимном борцов за свободу. Талант Меркьюри–композитора начинает угасать — его хит "It`s A Hard Life" (6–е место) явно скопирован с "Play The Game" 1980 года, а остальные его песни на "The Works" и вовсе невыразительны. Пытаясь уйти от собственных штампов, Фредди выпустил в 1985 г. сольный альбом "Mr. Bad Guy", где сумел создать несколько запоминающихся композиций. После этого слухи об уходе Меркьюри из QUEEN, впервые возникшие в 1977 году, снова возобновились. Однако группа доказала свое единство отличным выступлением на концерте "Live Aid" 13 июля 1985 г., после которого QUEEN приобрели множество молодых поклонников.

В 1986 г. записывается саундтрек к фильму "Highander", песни из которого входят в альбом "A Kind Of Magic". Этот диск возглавил британский хит–парад (14 июня 1986 г.), но был холодно принят в США — только 46–е место. Стилистически "A Kind Of Magic" — более удачное продолжение "The Works": QUEEN, наконец, находят равновесие между электронным звучанием и тяжелым роком. Элегантное диско "A Kind Of Magic" с нестандартным видеоклипом, супербаллада "One Year Of Love", типичная помпезная "музыка к фильму" "Who Wants To Live Forever", посвящение Бобу Гелдофу "One Vision" — яркие составляющие альбома. В последний раз QUEEN объехали Европу с концертами, в декабре вышел удачный концертный альбом "Live Magic" (3–е место в Англии). Группа замолкает на долгих три года: Роджер Тейлор собирает концертную команду THE CROSS, а Меркьюри записывает с Монсеррат Кабалье бессмертную "Barcelona".

1 июня 1989 г. альбом QUEEN "The Miracle" занял 1–е место в Англии (в США — 24–е). Хит–синглами стали мощный хард–рок "I Want It All" (3–е место, 13 мая), энергичная песня "Breakthru`" с отличной басовой партией Дикона (7–е место, 8 июля), продолжение электронных экспериментов начала 80–х — заводная танцевальная песня "The Invisible Man", где у каждого из музыкантов свое небольшое соло, предваряемое объявлением Меркьюри (12–е место, 26 августа), хард–энд–хэви "Scandal" (25–е место, 28 октября) и впечатляющая музыкальная сказка "The Miracle" (21–е место, 9 декабря). Альбом был удачной попыткой группы вернуться к сложному полифоничному стилю 70–х.

1990 год прошел для группы без особых событий. У THE CROSS вышел второй альбом, Мэй писал музыку к спектаклю "Макбет". А Фредди Меркьюри тем временем мужественно боролся со смертельным недугом. О том, что великий музыкант болен СПИДом, не знали даже самые близкие его друзья. Тем не менее студийная работа не прекращалась: преодолевая страшные боли, Фредди трудился над новыми песнями, вошедшими в последний альбом золотого состава QUEEN — "Innuendo".

Этот диск — один из самых убедительных и мощных в дискографии группы. 16 февраля 1991 г. альбом вышел на 1–е место в Англии, в США занял 30–е. Сложнейшая композиция "Innuendo" — аллюзия на "Bohemian Rhapsody" — возглавила хит–парад и стала третьей по продолжительности песней, находившейся на 1–м месте после "Hey Jude" THE BEATLES и "Belfast Child" SIMPLE MINDS). Альбом как бы поделен на две части — "тяжелую" и "балладную"; в первой — "Headlong", "I Can`t Live With You", "Innuendo", во второй — "Don`t Try So Hard", "Those Are The Days Of Our Lives", "Delilah". Замыкает диск полная трагического пафоса величественная "The Show Must Go On" (16–е место, 2 ноября 1991 г.). Через 22 дня после того, как эта композиция стала хитом, мир узнал о смерти Фредди Меркьюри.

P.S. Смерть вокалиста великой группы стала трагедией для миллионов людей во всем мире. Естественно, Фредди мгновенно обрел ореол мученика, а произведения QUENN начали пользоваться бешеным успехом. Достаточно сказать, что через неделю после смерти Меркьюри в хит–парады вернулись альбомы группы 1975 и 1986 годов, "Bohemian Rhapsody" вторично возглавила чарты, резко подскочили объемы продаж сборника "Greatest Hits II". Череда траурных мероприятий продолжилась в 1992 году — 20 апреля состоялся грандиозный концерт памяти Меркьюри с участием Джорджа Майкла, Дэвида Боуи, Элтона Джона, Лайзы Минелли и многих других звезд, вышли альбомы "Classic Queen", "Live At Wembley`86", "The Freddie Mercury Album" (сольник Меркьюри). Мэй, Дикон и Тейлор заработали на истеричной "куиномании" 1991–92 г.г. не меньше (скорее, больше), чем за всю предыдущую карьеру QUEEN. Сольники выпустили Мэй ("Back Into The Light", 1992) и Тэйлор ("Happiness?").

Окончательную точку в творчестве группы ставить рано, так как в 1995 г. QUEEN выпустили альбом "Made In Heaven" (1–е место в Англии, 58–е в США) с несколькими неизданными композициями, записанными Фредди Меркьюри незадолго до смерти. Ну, а прошлогодний сингл "No One But You" и сборник "Queen Rocks" убеждают в том, что новинки под вывеской QUEEN еще не раз могут появиться в хит–парадах.

Вячеслав БОНДАРЕНКО

© 2005 музыкальная газета