статья


Butthole Surfers
Техасская панк–нойз–психо–эйсид

Техасская панк–нойз–психо–эйсид–группа Butthole Surfers существует уже семнадцать лет и выпускает этим летом свой четырнадцатый по счету релиз "After The Astronaut".

Группа была образована в 1981 году Полом Лири (Paul Leary) и Гибби Хэйнсом (Gibby Haynes), которые вместе учились в университете города Сан–Антонио. Хэйнс вырос в Далласе, где его отец был ведущим популярной телепрограммы. В университете он успешно изучал экономику и бухгалтерию и был даже признан однажды лучшим студентом года. После университета Гибби работал в бухгалтерской фирме и приходил на первые репетиции в костюме. Пол закончил университет и поступил в аспирантуру, но предпочел использовать свой студенческий заем на покупку аппаратуры. Несмотря на успехи в учебе, Пол и Гибби увлекались андерграундной музыкой и нетрадиционным искусством. Они считались "странными ребятами" и вовсе не радовались открывавшейся перед ними бухгалтерско–брокерской карьере.

Так появилась группа, в которой Пол стал гитаристом, а Гибби — певцом. Продав свои личные вещи, ребята поехали в Калифорнию. В Сан–Франциско они обманным путем добились встречи с Джелло Биафра, лидером культовой хардкоровой команды DEAD KENNEDYS и владельцем лейбла Alternative Tentacles. Музыка BUTTHOLE SURFERS понравилась ему, и он согласился выпустить первый альбом группы под одноименным названием. В начале 1983 года, когда работа над альбомом должна была начаться, первая ритм–секция ушла из группы. На смену пришли басист Тревор (Trevor), барабанщик Кинг Коффи (King Coffey) и его сестра Тереза (Teresa), игравшая на цимбалах, которая через некоторое время также покинула группу. С тех пор костяк состава — Лири, Хэйнс и Коффи —– не менялся, приходили и уходили лишь басисты.

Музыка BUTTHOLE SURFERS, которых сразу же причислили к панк–року (отчасти из–за неприличного названия и соответствующих текстов), на самом деле представляла собой скорее смесь нойза, хардкора, психоделии и панк–рока. "Мы никогда не играли собственно панк–рок, —– говорит Коффи. — Мы — панк–группа и играем для панковской аудитории, но мы никогда не играли панк–рок."

Группа постоянно гастролировала по Америке, время от времени выпуская альбомы на Alternative Tentacles, а затем на другом известном независимом лейбле Touch And Go. BUTTHOLE SURFERS также прославились своими концертными шоу. В них участвовали обнаженные раскрашенные танцовщицы, а на экране за сценой показывали учебные фильмы для студентов–медиков, которые вызывали у зрителей рвоту. Имея совершенно разные музыкальные вкусы, Гибби, Пол и Кинг были едины в одном: "Мы ненавидим все, что слушаем, и хотим делать музыку, которую бы слушатели ненавидели еще сильнее, но при этом платили бы за нее. Мы всегда стараемся записать как можно худший альбом" (Лири). Наиболее известными альбомами "независимого" периода стали "Locust Abortion Technician" (1987) и "Hairway To Steven" (1988). В последнем вместо названий песен были использованы картинки.

В 1993 году группа заключила контракт с крупной звукозаписывающей компанией Сapitol Records и выпустила на ней альбом "Independent Worm Saloon". Несмотря на скептические прогнозы, BUTTHOLE SURFERS смогли максимально использовать ситуацию, и работа на Capitol дала музыкантам больше возможностей и творческой свободы. Продюсером альбома стал бывший участник LED ZEPPELIN Джон Пол Джонс.

В 1995 году группа совершила два не очень удачных выезда в Европу, во время второго играла вместе с NEW MODEL ARMY. Между записью "Independent Worm Saloon" и следующим альбомом Гибби дважды побывал в центре реабилитации наркоманов, причем один раз вместе с Куртом Кобейном. В конце концов Гибби отказался от наркотиков, но алкоголь остался частью образа жизни всех BUTTHOLE SURFERS.

В 1996 году группа выпустила неожиданно очень успешный в коммерческом отношении альбом "Electriclarryland". Псевдорэповая песня "Pepper" достигла первого места в американских чартах, а также успешно прокручивалась коммерческими радиостанциями и МТV.

Участники BUTTHOLE SURFERS активно участвуют в боковых проектах. Гибби Хэйнс написал вместе с Элом Юргенcеном (Al Jourgensen) песню для альбома MINISTRY "Psalm 69", а также принял участие в проекте, названном просто Р, где на гитаре играл актер Джонни Депп, исполнитель главной роли в фильме Джима Джармуша (Jim Jarmusch) "Мертвец". Хэйнс тоже снялся в одном из начальных эпизодов этого фильма. Кроме того, Хэйнс долгое время работал ди–джеем на альтернативной радиостанции "101Х" в Остине, штат Техас, и даже получил награду "Billboard" как лучший ди–джей местной радиостанции.

Пол Лири известен как продюсер двух последних альбомов MEAT PUPPETS и многих других групп. Кинг Коффи основал свой собственный лейбл Trance Syndicate Records, который выпустил уже около 60 релизов.

Выход нового альбома "After The Astronaut" изначально планировался на 19 мая, но был задержан, потому что его оформление еще не было готово. В новом альбоме продолжаются электронные эксперименты, начатые на "Electriclarryland". Первая песня альбома — "Weird Revolution" — звучит, как если бы THE Chemical Brothers перебрались в Техас и сидели там на кислоте. На технометаллическом треке "Imbuya" хэви–металлические риффы смешиваются с ритмом в духе все тех же THE Chemical Brothers, в композиции "Junkie Jenny In Gaytown" ; женский азиатский голос поет трип–хоп, а в песне "Mexico" на фоне шаманского ритуального ритма повторяется мантра "Бог, Аллах, Будда, Боб Дилан". Самая интригующая песня нового альбома — "Last Astronaut", повествующая о разрушении планеты. Постепенно фортепианная мелодия перерастает в какофонию звуков флейты, бас–гитары, барабанов и клавишных.

Еще до официального выхода альбома появились критические рецензии на него, которые традиционно обвиняют группу в измене "независимо–альтернативным" идеалам. Насколько коммерческим получился альбом, пусть каждый решит для себя.

Дискография:

"Butthole Surfers(Chub–Rakk)" (1983); "PCPPEP Live" (1984); "Psychic, Powerless... Another Man’s Sac" (1984 ); "Creamed Corn From The Socket Of Davis" (1985); "Rembrandt Pussyhorse" (1986); "Locust Abortion Technician" (1987); "Hairway To Steven" (1988); "Widowermaker" (1989); "Double Live" (1989); "Pioughd" (1990); "Independent Worm Saloon" (1993); "The Hole Truth... And Nothing Butt" (1995); "Electriclarryland" (1996)

Владимир ЛИТВИНОВ

© 2005 музыкальная газета