статья


Стиль Ликбез
О роли музыканта и ди-джея в музыке

Музыкант и ди–джей —
ключевые фигуры мировой электронной сцены


Модно сейчас стало говорить про ди–джеинг. Многие прониклись духом этого рода занятий, покупают пластинки, ищут учителя, который мог бы преподать им азы сего мастерства. Сочинительское искусство в жанре электронной музыки также влечет к себе людей. Все больше и больше появляется электронных музыкантов, проектов, групп, декларирующих себя как носителей данной современной молодежной субкультуры. Однако что удивляет во всем этом, так это то, что до сих пор не было достаточно явных попыток четко разграничить позиции из которых исходят в своей деятельности ди–джеи и на которых основываются в своем творчестве музыканты. Быть может это вовсе и не нужно, скажете вы. Но на мой взгляд, эта тема как минимум достаточна интересна, а как максимум — просто полезна для тех, кто только вступил на тропу электронной музыки и еще не определился, что же конкретно он будет делать дальше.

Музыканты и ди–джеи находятся на разных плоскостях видения и восприятия музыки. Это неоспоримый факт. И дело здесь даже не в том, что музыкант производит музыку, а ди–джей занимается ее сведением и внедрением в массы. Дело в том, что ввиду специфики творческой деятельности этих двух групп людей у них формируется два различных взгляда (иногда даже полярных) на музыку в целом. Дабы не быть голословным, ниже я постараюсь как можно подробнее разобрать феномен ди–джея и музыканта.

Музыкант

Творчество, творчество и еще раз творчество — вот та необходимая основа, на которой стоит танцевальная (или не танцевальная) электронная музыка. Без творчества не было бы ничего. Не было бы ни концертов, ни вечеринок, ни музыкальных программ на радио и телевидении, ни видеоклипов. Творчество — это созидательный фундамент, на котором в дальнейшем возводится все.

Музыкант как тип — личность ранимая, иногда при этом весьма скромная, стеснительная, иногда напористая, харизматичная, с гипертрофированным самомнением и самолюбием. Упорные попытки разобраться в себе, осмыслить поступающую извне информацию и воплотить все это в музыке — вот что движет музыкантом в его стремлении творить. Конечно, это не аксиома. Есть и другие причины. Но эта, на мой взгляд, —– главная. Иногда это может привести к натуральной паранойе, иногда действительно совершается качественный прорыв и создается что–то совершенно новое и оригинальное. Музыкант знает это и готов пойти на риск.

Важным аспектом в жизни музыканта являются мысли и чувства. Бытует мнение, что эмоции — основополагающая часть музыки. Мол, без чувств, вплетенных в музыку, все будет мертво. Позволю себе с этим не согласиться. Если брать электронную музыку, которую мы в данной статье рассматриваем как отправную точку, то здесь все немножко не так. Стоит начать с того, что с появлением секвенсоров, DAT–магнитофонов, устройств для обработки звука решающий фактор исполнительского мастерства отошел на второй план. И действительно, если человек программирует на драм–машине какой–то ритм, он исходит лишь из мыслей и внутреннего видения того, что должно получиться в итоге. Чувства здесь играют косвенную роль и, как правило, практически не влияют на конечный продукт. Ну представьте себе: человек с серьезным видом сидит за компьютером. Загружает сэмплы, обрабатывает их (руководствуясь своими познаниями в звукоинженерии), затем загружает другую программу, в которой начинает размечать будущую композицию, наслаивать на нее мелкие детали и т.п. Где здесь чувства? Да, от злости он иногда может стукнуть кулаком по столу; да, он может вообще выключить все и пойти прогуляться (если ничего не получается). Однако непосредственного влияния чувств на музыку здесь нет. Быть может, они и проявляются в подборе соответствующих звуков, мелодики, гармонии, но и только.

Мысли же, наоборот — весь процесс взаимодействия с электронной аппаратурой является процессом активного мышления. Для эффективной работы, допустим, в студии требуется быть максимально собранным и сконцентрированным. Любое ваше действие — будь то включение очередного эффект–процессора или коррекция звука эквалайзером — четко контролируется вашим мыслительным аппаратом. Своей музыкой электронные музыканты несут прежде всего образы и мысли. Об этом говорил Speedy J (трансформация визуальных внутренних образов в звуковые пейзажи), это имел в виду Брайен Ино, когда говорил о генеративности в музыке (ведь сама генеративная музыка — "ходячая идея"), об этом дискутировали KRAFTWERK (идея музыки как ремесла).

Обладая некоторой холодностью и отстраненностью, электронная музыка все же несет прежде всего идею (или образ). Даже тот же трэнс — явный тому пример. Почему–то, слушая такую музыку, не хочется плакать, в вашу душу не закрадывается грусть. Просто вы погружаетесь в себя и начинаете видеть картины, которые прежде вам были недоступны. Разве это чувства?

Стоит сразу же оговориться, что, безусловно, и мысли и чувства всегда присутствуют в музыке. Однако весь вопрос в пропорции.

Не могу не упомянуть, коль уж речь зашла о творчестве, о "чэсных" и "нячэсных" музыкантах. Среди музыкантов, впрочем, как и среди многих других людей различных профессий, всегда есть те, кто занимается "ремеслухой". Такие музыканты творят на потребу публике или ради каких–то другие своекорыстных интересов. Среди них бывает достаточно много талантливых людей, которые, однако, гиперпрагматичны и совершенствуются в музыке лишь потому, что их толкает вперед их же корысть.

На этом наш разговор о музыкантах, пожалуй, стоит закончить, а то можно забрести в такие дебри, что сути не поймет никто.

Ди–джей

Видение музыки с точки зрения ди–джея несколько отличается (иногда даже разительно) от того, как видит все это музыкант. Начнем с того, что одна из основных обязанностей ди–джея — развлекать и заставить танцевать публику с помощью той музыки, которую сделал музыкант. Другое дело, что в выборе винилов, CD Ди–джей руководствуется своим вкусом, своими пристрастиями и интересами. Он волен выбирать то, что ему нравится, волен формировать свой сет так, как хочет и волен вести пропаганду такой музыки. Нельзя сказать, что ди–джеинг — не творческая работа. Наоборот, если подойти к этому с умом, то очень даже творческая. Уже сформировавшиеся техники скрэтчей, сэмплинга позволяют превратить ди–джейский сет в оригинальное и ни на что не похожее действо. Стоит вспомнить хотя бы уже избитый факт появления хаус–музыки (микширование ди–джеем треков KRAFTWERK в сочетании с ритмами, сделанными на драм–машинке).

К сожалению, пока я наблюдал "вживую" только один проект, в котором подходили к ди–джеингу как к творчеству. Это был дуэт Freddie Fresh & Dr.Walker. А на просторах нашей родины все ограничивается лишь сведением (да и то не всегда).

Ди–джей по своей сути изначально ориентирован на публику. Люди на вечеринке — его индикатор, с помощью которого он может оценить качество своей работы и свое умение управлять настроением публики. Многие ди–джеи утверждают, что основная их задача — создать соответствующее настроение на танцполе.

Почему люди становятся ди–джеями, что их влечет? В первую очередь, конечно, любовь к музыке. Чаще всего это любовь к танцевальным направлениям. На второе место я бы поставил тщеславие. Ну модно сейчас заниматься ди–джеингом. Желание самоутвердиться в мире музыки тоже играет не последнюю роль. И так как из–за каких–то субъективных причин начинающий ди–джей чувствует, что не может самоутвердиться в области–первоисточнике (то есть в создании музыки), он пытается сделать это с помощью представления чужой музыки в роли ди–джея.

В связи со всем вышесказанным хотелось бы отметить, что когда ди–джей доходит до определенного уровня мастерства, его сет может разительно отличаться от того, что находилось на пластинках, которые игрались. Однако для этого нужен действительно большой талант, огромный опыт и желание.

Закономерно, что талантливые и интересные диск–жокеи в дальнейшем частенько принимаются за создание собственной музыки. Действительно, получив хорошую базу и изучив закономерности и правила танцевальной (или не танцевальной) музыки, ди–джей рано или поздно обретает свои мысли и идеи, которые стремятся к воплощению. Причем музыка, сделанная бывшим ди–джеем, как правило, коммерчески успешна (из–за того, что он может прикинуть реакцию публики на свою музыку).

Случаи же, когда музыкант впоследствии стал ди–джеем, чрезвычайно редки...

Как видите, позиции по отношению к музыке у музыканта и ди–джея явно отличаются. Здесь, я бы сказал, наблюдается разница в подходах. Не скажу, что тот или иной подход плох. Обе эти точки зрения имеют право на существование. Однако сложившаяся, например, в городе Минске ситуация поставила музыкантов и ди–джеев в несколько неравное положение. Это необходимо менять. В первую очередь посредством внедрения электронных коллективов в ход вечеринки. Конечно, качество музыки минских музыкантов пока еще не столь высоко по сравнению с тем, что издается на Западе с помощью крутой аппаратуры. Но создание стимула может подвигнуть музыкантов на продвижение вперед.

Имело бы смысл попробовать скооперироваться. Иногда возникают интересные сочетания, явно видные в музыке (как у затронутых уже Freddie Fresh & Dr.Walker). Взаимодействие ди–джеев и музыкантов позволило бы создать действительно яркие и самобытные проекты, которые, по–моему, смогли бы привнести много нового в мир электронной музыки. Причем речь идет не о том, что композиции, сделанные музыкантом, должны дополняться "фирменной" музыкой с винилов, а о том, что интересные техники и старые пластинки могут придать самобытный колорит любому выступлению.

Путей развития много. Можно даже сказать, что их бесчисленное множество. Однако то, что будет избрано, должно быть достойным и оригинальным.

Ник Худяков

© 2005 музыкальная газета