статья


Die Arzte
Панки в белых халатах

По правде говоря, я недолюбливаю панк за его прямолинейность и простоту, граничащую с примитивностью. За более чем 20–летнюю историю своего существования панк–движение не изменилось ничуточки, демонстрируя парадоксальную привычку петь об одном и том же, носить одни и те же прически, одеваться в одно и то же и расписывать стены одними и теми же анархическими лозунгами, написанными с ошибками. Несмотря на это, я не разучился выделять эксклюзив среди огромной свалки посредственностей без лица, идеи и почерка. 16 лет назад они назвали себя DIE AERZTE (умляут пришлось заменить лишней буквой "E") и уже к концу 80–х стали одной из самых культовых немецких групп.

Farin Urlaub

Сначала не было никакого Фарина Урлауба, а был младенец по имени Ян Фэттер (Jan Vetter), которого угораздило родиться 27 октября 1963 года в Западном Берлине. Детство он провел там же вместе со своей сестрой Юлией. В школе он держался середнячком, зато после ее окончания знал аж четыре иностранных языка: английский, французский, португальский и латинский. Кстати, этому никто бы не удивился, списав на единственное увлечение парня, если бы не тот факт, что уже в 10 лет родители подарили Яну небольшую и недорогую гитару и пацан не расставался с нею, пока не научился классно играть (самоучкой). В 13 лет он впервые спел под гитару в школьном хоре.

После летних каникул, проведенных однажды в панковом Лондоне, вернувшийся на родину Ян на скопленные деньги купил себе настоящую электрогитару, обесцветил свои русые волосы и поднял их несравненно выше, чем у большинства его сверстников. В кротчайшие сроки Фэттер стал своим в андерграундной немецкой панк–тусовке. Ни одно панк–мероприятие не пропускал... и следил за тем, чтобы другие не пропускали (шутка). А прозвище он получил из–за своего самого любимого хобби — ездить в отпуск, отдыхать почаще и подальше от дома (Fahr–In–Urlaub).

Вообще панк по идее из него должен был получиться никакой. Не пил, не курил, не кололся. А тут еще с середины 80–х стал вегетарианцем и пацифистом! Наши бы панки забросали его тухлыми яйцами и помидорами еще до того, как он успел настроить свою гитару на сцене, но, кажется, ему бы было все по барабану. И панки имеют право читать книжки взахлеб и казаться интеллигентными!

Bela B.

Бэла родился 14 декабря 1964 года под именем Дирк Фельзенхаймер (Dirk Felsenheimer). У Дирка есть сестра–близнец.

Дирк–Бэла рос также со своей сестрой в знаменитом на весь мир берлинском районе Шпандау. В школе его считали приличным учеником. О его аккуратности и пунктуальности одноклассники слагали байки. Поэтому когда этот тихоня собрался после школы стать настоящим немецким полицейским, многие долго не могли оправиться от шока. Но в полицейской академии Дирк долго не продержался.

По какой–то роковой случайности его так же, как и Фарина, занесло в одно время в панк–столицу мира. Но Дирк примчался туда вовсе не дикарем или по туристической путевке. Просто он грезил желанием стать художником–декоратором и приехал в Лондон поступать в соответствующее учебное заведение. Первым ответственным заданием для него стало размалевывание своих волос сразу в три цвета: синий, желтый и зеленый.

Свое прозвище Дирк также позаимствовал у своего хобби. Дело в том, что он просто обожает фильмы–ужастики, а любимым его актером является венгерский артист Бэла Лугози. Если Фарин по жизни весельчак, одевающийся во все яркое, светлое, и мастер сарказма, то Бэла, наоборот, молчаливый флегматичный тип, предпочитающий черный цвет во всем. Татуировки он считает высшим искусством и уже предоставил 30 процентов своей кожи под различные тату.

Панковая терапия

Фарин и Бэла познакомились на одной из берлинских панковых тусовок в андерграундном клубе под названием "Ballhaus Spandau". Все тамошние знали, что Фарин неплохо владел гитарой, ну а про ударника Бэлу, который уже успел побарабанить за многие местные команды и даже подыгрывал самим SODOM, и вовсе говорить было нечего. К слову, последней группой перед DIE AERZTE была банда SOILENT GRUEN, в составе которой ему, как и везде прежде, разрешали лишь исполнять свою роль за установкой, а о написании музыки и вокале даже речи не шло. После их знаменательной встречи в 1981 году Фарина даже взяли на некоторое время гитаристом в эту группу, но два друга уже вынашивали идею отделиться от остальных и пойти дальше по пути модного панк–направления, который они считали единственно приемлемым для себя. И наконец в мае 1982 года группа дала прощальный концерт в Берлине, через месяц после которого и возникли DIE AERZTE.

Вместе с ними в первоначальный состав группы вошел и некий Сани (Sahnie, настоящее имя Ганс Рюнге), которого Фарин и Бэла переманили на место басиста из малоизвестной группы FRAU SURBIER. Одними из первых примечательных песен DIE AERZTE стали "Zitronen", "Vollmilch", "Zum Baecker". Ребята писали тексты об обыкновенных вещах, сочиняли такую же простую музыку, часто беря за основу сэмплы рок–классики, для двух гитар и одной ударной установки и надеялись тем самым успешно влиться в лавину немецкого панка. Через 4 месяца после своего образования группа записала первый альбом "Zu schoen um wahr zu sein/ Uns geht’s prima!". Уже тогда они вволю дурачились и их стиль можно было назвать "прикольным панком".

Через год группа отправилась в свое первое турне по Германии, а в ноябре 1983 года в продаже появился их второй диск под красноречивым названием "Debil". Здесь впервые ими был применен новый прием — весь альбом был построен на песнях, в которых вместе с ними пели их фэны. По Германии покатилась волна диэрцтемании, позже плавно переросшей в заразную болезнь немецкой молодежи. Так DIE AERZTE сделали первый существенный шаг к титулу культовой группы.

В морг

К сожалению, в 1986 году появились первые печальные новости для фэнов группы. Фарину и Бэле пришлось "уволить" Сани из–за его по–бендеровски "бескорыстной" любви к деньгам и девочкам в ущерб делам группы. На его место взяли эксцентричную персону по имени Incredible Hagen (настоящее имя Хаген Либлинг), знакомого обоих "врачей" еще с времен образования группы и их большим поклонником. Вроде бы опять закипела работа, и вместе с новым бас–гитаристом ребята записали целых 4 альбома, но в конце 1988 года в прессе вдруг распространилось заявление, что группа прекращает свое существование. Это стало большим ударом по психике их многочисленной армии фэнов, а некоторые даже грозились покончить с собой, если их любимцы не захотят больше выступать на сцене. Но DIE AERZTE все–таки распались по вполне понятной каждому панковому коллективу причине. Как бы их ни боготворили, все это время они играли похожую музыку и хотели вырваться из рутинного круга. После выпуска немецкой кавер–версии хита THE BANGLES "Walking Like Egyptian" и таких западающих в душу хитов, как "Zu spaet", "20 000 Maedchen", "Westerland" и их знаменитой "Bitte Bitte" (в клипе к которой снялась некоронованная королева немецкого видеопорнобизнеса Тереза Орловски), DIE AERZTE распались.

Бэла и Фарин сразу создали свои команды. Бэла основал хардкор–группу DEEP JONES, а Фарин обозвал себя и своих новых коллег по–телевизионному просто KING KONG. Надо отметить, что обе эти бригады оказались жалкими наследниками оглушительной славы DIE AERZTE и не нашли своих поклонников.

Реанимация

Чувствуя свою недальновидность, Фарин и Бэла начали подыскивать третьего участника для воскрешения DIE AERZTE. А тем временем музыкальная пресса, до которой докатились слухи о возможном воссоединении этой супергруппы, организовала ажиотажный спрос на старые записи, что в свою очередь вызвало вторую волну интереса к группе. Достойный басист для DIE AERZTE был найден очень просто. Им стал чилиец по происхождению Родриго Гонсалез (Rodrigo Gonsales, р.19.05.1968 г.), бывший бас–гитарист знаменитой немецкой поп–рок–команды RAINBIRDS, ушедший оттуда в группу Бэлы DEEP JONES. В группе и среди фэнов он сразу же получил прозвище Род и, в принципе, быстро адаптировался в компании таких знаменитостей, как Фарин и Бэла.

А вообще Род — большой молодчина. У него абсолютный слух. Он участвует в сочинении всех песен и умеет играть на многих инструментах. С таким ценным помощником новые DIE AERZTE покусились на то, чтобы поднять вторую волну диэрцтемании. Их первый после реанимации альбом "Die Bestie in Menschengestalt", прямо как в былые времена, долгое время не уступал пальму первенства во всевозможных хит–парадах всех немецкоговорящих стран, а группа вернулась на лучшие концертные площадки.

Особенно успешным оказался для них 1995 год, когда целых три их хита "Ein Song Names Schunder", "Hip Hip Hurra" и "3–Tage–Bart" лидировали в списке самых популярных записей где только можно. Причем стали слушать не только панки, но и гораздо более разношерстная толпа поклонников музыки, даже рэпперы и металлисты. Такого могла добиться только действительно великая группа, и эти три немца стали именно такими большими, опытными и хитовыми.

Уже в следующем году они позволили себе записать полновесный альбом "Le Frisur", посвященный такой немаловажной для панка вещи, как прическа. Кто еще из панков может записать дюжину неоднообразных песен на одну актуальную тему, да еще и поприкалываться в клипах, а не просто стоять с гитарами и, кривляясь, махать головами, как металлисты?!

В нынешнем году после непродолжительного отдыха и обширной продюсерской работы мультиталантливого Бэлы DIE AERZTE наконец записали свой тринадцатый студийный альбом (один концертный, получается, не в счет!). В нем они вновь прикалываются, как могут, и слава Богу! Их старые записи всегда было трудно достать у нас в СНГ, разве что московская "Горбушка" всегда могла предложить их компакты (но по завышенным почему–то ценам). Я настоятельно советую вам послушать этот альбом и эту группу, потому что, как мне кажется, вам понравится мелодичный панк DIE AERZTE. Поверьте мне, эти музыканты достойны вашего внимания и никогда не подводили своих слушателей, даже когда последние покупали их диски без предварительного прослушивания!

Дискография

1982 "Zu schoen um wahr zu sein/ Uns geht’s prima!"; 1983 "Debil"; 1985 "Im Schatten der Aerzte"; 1986 "Die Aerzte"; 1987 "Ist das alles? — 13 Hoehepunkte mit den Aerzten"; 1987 "Ab 18"; 1988 "Das ist nicht die ganze Wahrheit"; 1988 "Live — Nach uns die Sintflut"; 1989 "Die Aerzte frueher!"; 1993 "Die Bestie in Menschengestalt"; 1994 "Das Beste von kurz nach frueher bis jetzte"; 1995 "Planet Punk"; 1996 "Le Frisur"; 1998 "13"

Андрей БАРАНОВСКИЙ

© 2005 музыкальная газета