no


Судариков, Станислав
Авторов в Беларуси защищают.

Авторов в Беларуси защищают.
C пиратами борются... Не все так плохо...


На вопросы “Музыкальной газеты” отвечает председатель Комитета по защите авторских прав Станислав Анатольевич Судариков.

— Какова общая картина с соблюдением авторских прав в области музыкальной индустрии на территории Республики Беларусь? Насколько эффективен нынешний Закон по авторским правам?

— Как и в большинстве стран Восточной Европы, Балтии, СНГ, многих других странах (Китае, Болгарии и т.д.), положение с соблюдением авторских прав неблагополучное. Причин этому много. Прежде всего потому, что государство по-прежнему не видит особой опасности в правонарушениях в сфере интеллектуальной собственности. Пиратство интеллектуальной собственности не только уменьшает поступление средств в государственный бюджет, но и уничтожает национальную культуру и весь интеллектуальный потенциал государства.

Если говорить о действующем Законе Республики Беларусь “Об авторском праве и смежных правах”, то его эффективность весьма высока. Однако в его основу были заложены устаревшие правовые нормы, и его содержание в некоторых отношениях перестало соответствовать реалиям сегодняшнего дня, в особенности с точки зрения использования объектов авторского права и смежных прав в цифровой среде, в частности, в глобальной информационной сети Интернет. Учитывая эти обстоятельства, Комитет по авторским и смежным правам при Министерстве юстиции Республики Беларусь провел большую работу по адаптации новых международных норм в области авторского права и смежных прав к национальному законодательству.

— Каким образом ваш Комитет осуществляет защиту музыкантов, исполнителей, авторов в нашей стране? Ваши успехи и неудачи?

— Имущественные права авторов, которые заключали с Комитетом договоры на управление их имущественными правами, охраняются в соответствии с законом по системе так называемого коллективного управления. Имеющаяся в Комитете сеть специалистов-уполномоченных позволяет собирать авторское вознаграждение для наших авторов за публичное исполнение их произведений. Кроме того, на основе соглашений с авторско-правовыми организациями других стран, прежде всего России, Украины, Молдовы, Казахстана, наши авторы получают гонорары за использование их произведений за рубежом. За последние 4 года сбор и выплаты авторского вознаграждения увеличились почти в 5 раз, естественно, на сопоставимой базе.

Комитет оказывает правовую помощь авторам, которые не заключили договоры с Комитетом, поскольку мы считаем необходимым помогать всем авторам, которые обращаются к нам за содействием в восстановлении их нарушенных прав. Комитет провел несколько крупных судебных дел и выиграл их, то есть сумел защитить права авторов, которые обратились к нам за помощью.

— Что можно сказать по поводу положения с авторскими правами в студиях аудио- и видеозаписи?

— Положение дел в этой сфере тревожное, но предпринимаемые меры вселяют оптимизм, о чем я уже вам сказал.

— Какие конкретные действия со стороны вашего Комитета предпринимаются в отношении организаций, занимающихся пиратской деятельностью в нашем государстве?

— Ваш вопрос не соответствует положениям действующего Закона Республики Беларусь “Об авторском праве и смежных правах”, который гласит, что “за защитой своего права обладатели исключительного авторского права или смежных прав обращаются в установленном порядке в судебные и другие органы в соответствии с их компетенцией”. За нарушение авторского права и смежных прав “наступает гражданская, уголовная и административная ответственность”.

Борьбу с пиратством интеллектуальной собственности как одной из форм организованной преступности ведут соответствующие правоохранительные органы.

— Каковы перспективы с соблюдением авторских прав в республике?

— Комитет расценивает такие перспективы оптимистично, поскольку нами сделано очень многое в создании совершенной правовой системы по охране авторских и смежных прав в Республике Беларусь на основе самых совершенных международных стандартов. В 1997 году Республика Беларусь стала членом Бернского Союза по охране литературных и художественных произведений, в этом году наша страна ратифицировала Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву и Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам. Новые международные нормы введены в новую редакцию закона об авторском праве и смежных правах, принятого во втором чтении Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь. Введение в действие этого закона позволят охранять права авторов, исполнителей, производителей фонограмм, организацией вещания еще более эффективно.

А в это время...

...“Vigma” спускает “веселого Роджера”?..

Польская компания “Vigma” пришла работать на белорусскую землю в 1993 году – в то время, когда среди меломанов появился спрос не просто на безликие аудиокассеты из ларьков звукозаписи, а на продукцию, “максимально” приближенную к фирме. Свой товар “Vigma” стала одевать в пестрые обложки, на которых были отпечатаны не стандартные перечень песен и имя исполнителя, а фото того, чей голос звучал на кассете. Или же вообще вкладыш копировал свой оригинал. (Все, что пишу, звучит, согласен, дико, но таковы реалии “эпохи накопления первоначального капитала”, и об этом чуть ниже). Все остальные белорусские – родные – звукозаписывающие компании также пользовались и пользуются услугами именно польских коллег: оттуда приходят кассеты, в этой стране заказывается полиграфия. Гордостью “Vigma” является высококлассная аппаратура, на которой и тиражируются альбомы, о чем и поведал “МГ” коммерческий директор компании Вадим Михайлович Копосов...

— ...Тем не менее нередко можно услышать нарекания по поводу качества ваших кассет...

— Сейчас уже меньше. А то, о чем вы говорите, было характерно для нас некоторое время назад, когда мы завалили Минск записями среднего и даже плохого качества, что было связано с несовершенством нашей старой студии. Мы ее используем и сегодня, но гораздо меньше и только тогда, когда спрос на определенный альбом начинает превосходить наше предложение. Встречается и брак, который мы отследить не в состоянии, — некачественная лента. Не всегда можем отследить и качество CD ROM, с которого производится запись. Но мы всегда готовы в случае обнаружения брака обменять кассету. А ту продукцию, качество которой близко, так скажем, к совершенству и которая записывалась на новой аппаратуре, мы помечаем специальной голограммой.

— Кто основной покупатель вашей аудиопродукции?

— Представитель тех людей, которых принято относить к среднему классу общества. Школьник, студент, рабочий...

— То есть и аппаратура, на которую вы ориентируетесь, это аппаратура...

— ...в основном среднего класса...

— ...и ниже...

— ...и ниже. Так называемые “батоны” — китайские, тайваньские. Но хочу сказать, что если вы поставите нашу кассету в магнитофон высшего класса, то услышите, что качество записи не такое уж низкое. Просто здесь нужно отдавать себе отчет, что то, чем мы занимаемся, это поток. Западные компании, аналогичные нашей, называют свою продукцию одноразовой, когда ты, условно говоря, покупаешь кассету для того, чтобы прослушать ее при поездке из одного города в другой. И совсем другое дело, если ты серьезный слушатель: тогда, естественно, ты купишь не кассету, а компакт-диск.

— Как вы относитесь к мнению о том, что компания “Vigma” является крупнейшим аудиопиратом на территории Республики Беларусь?

— Да, наверное, самым крупным. Другой разговор, что для того чтобы все вам разложить по полочкам, мне пришлось бы пуститься в анализ экономической и даже политической ситуации в нашей стране. А мне не хотелось бы этого делать. Да, мы пираты. Но в настоящий момент, когда “Vigma” стала компанией мощной, сильной, нам было бы выгодно работать в рамках четких и конкретных законов по авторским и смежным правам. Мы можем сейчас позволить себе купить лицензию, можем, но при существующем положении вещей наши кассеты окажутся тогда незащищенными перед другими пиратами. И все равно уже около тридцати процентов нашей продукции — это продукция лицензионная, при всем при том, что стоимость такой лицензионной кассеты на двадцать центов дороже, чем цена пиратской кассеты, лежащей в соседнем киоске. А двадцать центов для Беларуси – это много. И получается, что и заставить покупать нашу кассету мы не можем, и защитить ее тоже. Потому, пойди мы честным путем сегодня, завтра мы такие честные станем никому не нужны, потеряем клиента, потеряем рынок. У нас лично нет таких возможностей упросить “коллег-пиратов” работать честно, мы сугубо производственники.

— Раз мы стремимся к построению цивилизованного государства, то рано или поздно оно, любимое, начнет пресекать вашу деятельность...

— Ради Бога! Но людям, которые будут ответственны за это, лучше бы понять, что выгоднее для страны не взять и жестоко всех заставить соблюдать правила игры, а научиться играть по правилам постепенно, переходя от пиратства к нормальной деятельности. Как это осуществляется уже определенный период, например, в Москве.

— Кстати, о Москве. Несколько лет назад, дабы прекратить всевозможные распри между прокатными организациями, их руководители встретились за круглым столом и, что называется, поделили сферы влияния, оставшись каждый со своей выгодой. Нечто подобное возможно среди белорусских аудиопиратов?

— Мы пытаемся это сделать года два, пытаемся договориться хотя бы с крупными аудиопроизводителями. Еще в чем дело: в Беларуси, опять-таки в связи с определенной экономической ситуацией, к сожалению, сложились более жесткие, чем в той же России, особенности существования фирм, производящих кассеты с записью. За счет низкой покупательской способности населения компании думают прежде всего о том, как заработать. А уж какими способами это делается – законными, незаконными, – для них это дело третье. Потому и договариваться о чем-то у нас гораздо сложнее, нежели в России.

— С какими организациями вы строите взаимоотношения на правовой основе?

— У нас, в Беларуси, с фирмой ПАН РекоРдЗ, представляющей интересы московской студии Союз. С издательством “Музыкальные издания”, осуществляющим защиту авторских и смежных прав ряда людей. Мы проплачиваем практически весь их каталог, даже себе в убыток, и в отношении авторских прав в данном случае можно сказать, что мы уже не пираты. Хотели бы не “пиратить” и в области смежных прав, но в силу особенностей технического порядка пока это не получается. С организацией в Минске представительства студии Союз (такие планы существуют), думаю, и эта проблема будет решаться. И если все получится так, как мы планируем, то в дальнейшим по такому же принципу будем строить свои отношения и с другими московскими фирмами. И возвращаясь к тому, о чем мы с вами говорили выше, ПАН РекоРдЗ как раз и берет на себя обязательство по защите нашей (их) продукции.

— 27 июня в Минске в парке имени Горького пиратская компания “Vigma” примет участие в антипиратской акции “Люби настоящее”...

— Мы не хотим быть пиратами, мы заинтересованы в образовании в нашей стране нормального, цивилизованного рынка аудиопродукции. Не хотелось бы уж так громко афишировать свое участие в акции, но, следуя нашей полупиратской логике, если мы стремимся к абсолютно честной деятельности и искренне желаем этого, то почему бы нам во всеуслышание об этом не сказать 27 июня?

Олег КЛИМОВ

© 2005 музыкальная газета