статья


Jesus Lizard
не проходите мимо!

На нашей улице снова праздник. На улице тех, кто любит альтернатив в целом и JESUS LIZARD в частности. В самом начале мая вышел долгожданный (вернее, двагодажданный) очередной альбом этого талантливого коллектива. В названии альбома (впрочем, как и во всем остальном) они не изменили своей традиции и озаглавили его словом, состоящим всего из четырех букв (как и все восемь предыдущих), то есть достаточно коротко, но на этот раз недостаточно ясно: "Blue". Хотя каждый для себя может выбрать свой вариант перевода после прослушивания.

Сага JESUS LIZARD начиналась под палящим солнцем бескрайних просторов штата Техас. Вокалист David Yow и бас–гитарист David Wm. Sims на протяжении пяти лет (с 83 по 87 год) составляли костяк группы SCRATCU ACID из славного города Остина, где добились устойчивой популярности. Устав вариться в собственном соку (поту?), группа разваливается, и Sims с Yow перебираются из "тошнотворного" Техаса в Чикаго, где первый из них входит в состав скандально известных RAPEMAN под предводительством самого Steve Albini, что, впрочем, ему, Саймсу, не помешало потом открещиваться на каждом углу и говорить, что это был "другой" Саймс. Тогда же он начинает сочинять песни вместе с гитаристом Duane Deutson из CARGO CULT и приглашает стать "третьим" Yow. Название было взято с потолка, в чем после они горько раскаивались, хотя в нем и чувствуется влияние жаркого климата Техаса.

Первый выпущенный на фирме Touch & Go ЕР–шник PURE был записан втроем, а в качестве ударника была использована drum machine. Но вскоре к творчеству был привлечен Mac McNeilly (86, Phantom 309), занявший место за барабанами, и начались бесконечные (больше трехсот концертов за первые три года) турне all over the world, которые не могли положительно не сказаться на возросшем профессионализме музыкантов, а в промежутках — записи альбомов ("Head", "Goat", "Liar"). Быстро пришло признание и даже слава, сначала на своем континенте, а вскоре и за океаном. Они, что называется, попали в самую струю, так как именно на это время пришелся расцвет корово–индустриальных команд (MINISTRY, NITZER EBB, NINE INCH NAILS и т.д.), сотрясающих шквалом своей энергии подмостки сцен по всей планете, приводя в раж своих поклонников. Первые альбомы еще несли на себе некоторый отпечаток влияния RAPEMAN, представляя на суд слушателей эдакий трудноперевариваемый винегрет из хард–кора, постпанка, индастриэла с отдаленными отголосками фанка и рокабилли. Апогеем творчества явился "Liar" (октябрь 1992 года) — экстремальножесткий, сверхагрессивный и не в меру кровожадный. Steve Albini, являясь продюсером и этого диска и желая, по всей видимости, отдать должное своей работе, заявил: "JESUS LIZARD — величайшая рок–н–ролльная группа на планете".

А его влияние на музыкантов в начале их карьеры было в самом деле достаточно велико: безумно тяжелое звучание гитарных риффов, словно удары по шее, рокот бас–гитары, наводящий на мысль о вздутой пульсирующей вене, готовой вот–вот брызнуть кровью, психическая гнусавость искаженного вследствие звуковых эффектов вокала Yow — все это навороты влюбленного в своих подопечных Albini. Музыкальные критики также были в восторге, наперебой восхваляя "комету из Чикаго" и пророча им еще более блистательное будущее. Вновь турне, турне и еще раз турне. А посмотреть вообще было на что. На своих шоу музыканты выплескивали на слушателей море энергии, причем D. Yow согласно своему амплуа особенно усердствовал. На сцене, иначе чем как плотно приняв на грудь, он считал зазорным для себя появляться. Врожденная эксцентричность и экспрессия в сочетании с бешеным ритмом музыки буквально накачивали его вены адреналином, давая волю многочисленным эксцессам, которые так нравятся поклонникам. Он забывал слова в середине песни, начиная нести отсебятину, или, попросту внезапно замолчав, ронял микрофон, чтобы тот мог выйти из строя, мог облить своих партнеров прямо на сцене, испытывая неудержимые позывы к облегчению мочевого пузыря, демонстрируя многотысячной толпе свой "большой пурпурный банан", попадал в госпиталь со сломанными костями и жестокими порезами прямо с концерта в результате прыжков со сцены в толпу. Впрочем, обо всем этом он зачастую сам узнавал лишь на следующий день из посторонних уст, так как сам не помнил. Некоторые музыкальные издания сошлись во мнении, что более "сумасшедшего ублюдка" рок–сцена еще не видела и Iggy Pop с G.G/ Allin могут отдыхать, есть лишь один достойный соперник в лице Manson. Однако в обыденной жизни и во время работы в студии он практически не употреблял спиртное.

В январе 1993 года JESUS LIZARD совместно с тогда еще ничуть не более популярными, чем они сами, NIRVANA выпустили сингл "Puss/Oh, The Guilt". Результатом явилось их беспрецедентное по своей сущности, пусть и не на долгий период, попадание в чарты ТОР OF THE POPS, а также пополнение армии поклонников в виде 14–летних подростков.

На следующий год в августе вышел последний, записанный на фирме Touch & Go альбом "Down". Материал для него готовился более тщательно во избежание записи "одной и той же песни в десяти вариантах". Упор был сделан на органичное сочетание мелодий с вокалом, поэтому, как и прежде, страдал смысл текстов и иногда его просто невозможно было уловить по причине почти полного отсутствия. В основном же тексты ограничивались темами насилия, ужасов и дерьма с превалированием последнего. Steve Albini: "JESUS LIZARD — по–прежнему лучшая группа в мире, и, возможно, они станут еще более великими".

Параллельно с запись альбома David Yow, все еще неудовлетворенный своими прожорливыми творческими амбициями, желая испытать себя в качестве актера, снимается в главной роли в фильме "Walls In The City" режиссера Jim Sikorа. Музыку к фильму писал Duane Denison вместе с основателем MULE Jim Kimball, создав ради этого проект THE DENISON/KIMBALL TRIO. Третьей, по всей видимости, была посетившая их муза.

В 1995 году группа отказывается от услуг Touch & Go, равно как и от дальнейшего сотрудничества с Albini, и начинает работать с Capitol Records, предложившей более выгодные условия контракта. На время прервав многочисленные концерты, музыканты записывают альбом "Shot", вышедший в апреле 1996 года. Выстрел оказался метким, притом на редкость. Альбом получился хоть и менее динамичный и энергичный, но более чистый и мелодичный именно в той достаточной степени, чтобы была привлечена новая аудитория. А многочисленные старые поклонники, не отвернувшись, по достоинству оценили новаторство их кумиров. David Yow местами даже старался продемонстрировать нечто вроде пения, что так трудно было представить по предыдущим альбомам, где он этим и не пытался себя утруждать.

Итак, май 1998 год. Выход в свет "Blue", записанного в Чикаго и Лос–Анджелесе, представляющего слушателям 12 новых композиций. Остается лишь позавидовать жителям Австралии и Новой Зеландии (включая аборигенов), которые первые смогли при желании посетить концерты JESUS LIZARD с новой программой в поддержку "Blue", начавшиеся еще за три недели до официального выхода альбома. JESUS LIZARD — не проходите мимо!

1989 "Pure"; 1990 "Head"; 1991 "Goat"; 1992 "Liar"; 1993 "Lash"; 1994 "Show"; 1994 "Pown"; 1996 "Shot"; 1998 "Blue"

Саша ЩУКА

© 2005 музыкальная газета