статья


Kravitz, Lenny
быть черным слишком тяжело...

Существует двоякое отношение к музыке Ленни Крэвица (Lenny Kravitz). Одни считают, что он лишь повторяет уже созданное. Другие — что он просто родился на двадцать лет позже положенного и потому пишет такую музыку. Но никто не отрицает невероятного музыкального таланта этого человека.

Будущая знаменитость родилась 26 мая 1964 года в Нью–Йорке в семье телевизионного продюсера Сая Крэвица (Sy Kravitz) и актрисы Рокси Рокер (Roxie Roker). Вследствие смешанного брака родителей Ленни наполовину багамец (то есть черный), наполовину еврей (то есть белый). Особых расовых проблем и сомнений в том, кто он на самом деле, парень не испытывал и считал себя черным: "К счастью я не был одним из детей, которые сомневаются в своей расовой принадлежности. Я знал многих "смешанных". В школе я видел детей, которые были такимии же светлыми, как я, или даже светлее. Они хотели быть белыми. Они не хотели быть черными, потому что быть черным слишком тяжело... У меня такого никогда не было. Моя мать говорила мне: "Твой отец —– белый, я — черная. Ты в равной мере и тот, и другой, но ты черный. В обществе, в жизни ты черный". Она меня к этому приучала с самого начала".

В 1974 году из соображений пошедшей вверх карьеры его матери семья переехала в Лос Анджелес. Здесь Ленни три года пел в престижном Калифорнийском хоре мальчиков, исполнявшем классические произведения. Учился в "Beverly Hills High School", где очень хорошо преподавали музыку. Там же научился играть на нескольких инструментах. Рос на джазе и классике (очень любил Дьюка Эллингтона (Duke Ellington) и Арету Франклин (Aretha Franklin)), увлекался ритм–энд–блюзом, музыкой госпел, THE BEATLES, рэгги, фанком, LED ZEPPELIN, Хендриксом, Бобом Марли и другими.

В 1985 году на концерте NEW EDITION Ленни познакомился с актрисой Лизой Боне (Lisa Bonet). В то время у него была девушка, а у Лизы парень, но они быстро подружились, а затем постепенно их отношения переросли в нечто большее. В один прекрасный день сломалась машина Крэвица и он переселился к Боне, чтобы иметь возможность одалживать ее у Лизы. Вот так всегда в жизни... Кто знает, что бы было, если бы не сломалась машина?! Каждое утро он отвозил ее на работу, вечером забирал. Они вместе обедали, проводили много времени друг с другом просто потому, что им было хорошо. "В один прекрасный день мы поняли, что не можем быть порознь," — вспоминал позже Крэвиц. Вопрос о женитьбе они разрешили, съездив в Лас–Вегас и сыграв там свадьбу. Затем на свет появилась их дочь Зоэ (Zoe). В результате в 1987 году Крэвиц стал появляться в колонках светской хроники газет, которые считали его бесплатным приложением к Бонэ. Причем, издеваясь, средства массовой информации зачастую называли его мистером Боне.

Однако все изменилось в 1987 году, когда Крэвиц записывает и выпускает свой дебютный альбом "Let Love Rule". Его помогал записывать Генри Хирш (Henry Hirsch), с которым Ленни познакомился еще в 1984 году. Основой дружбы стала их общая симпатия к року конца 60–х и аналоговой записи. На "Let Love Rule" Крэвиц умудрился сыграть на всех инструментах и все самостоятельно спеть (прямо скажем, редкий пример для сегодняшнего дня). А вообще Ленни умеет играть на куче инструментов, среди которых гитара, бас–гитара, ударные, тромбон, саксофон, тамбурин, губная гармошка, клавишные и другие.

Несмотря на то, что скептики постоянно говорили о том, что эти песни уже спели Джон Леннон (John Lennon), Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) и Кертис Мэйфилд (Curtis Mayfield), альбом пользовался большой популярностью.

В немалой степени этому способствовал идеализм, которым были наполнены его песни. Ведь все мы в детстве хотим все делать только так, как считаем правильным, только так, как душа советует. Но на деле быть "правильным" нелегко. Возможно, Крэвиц — один из немногих, кому это удается. В одном из интервью он рассказал, что когда ему было семнадцать, он помог молоденькой проститутке скрыться от сутенера, спрятав ее у себя дома под кроватью. Об этом случае даже родители не знали, но всегда говорили, что Ленни делает все для других и ничего для себя.

По иронии судьбы где–то после выхода "Let Love Rule" карьера Боне пошла на спад. Многие считают, что репуацию Лизы подмочили обнаженное фото в журнале "Rolling Stone" и постельная сцена класса "только для взрослых" с Мики Рурком (Mickey Rourke) в фильме "Angel Heart" ("Сердце ангела").

А песни на "Let Love Rule" посвящены Боне, их любви, большой и яркой. Но через некоторое время все разладилось, и они развелись. В 1991 году выходит "Mama Said", куда Крэвиц вмещает всю горечь утраты. "Она была моим женским воплощением. Мы были зеркальным отражением друг друга. В это просто не верилось... Эта женщина меня так вдохновляла. Время, которое мы провели вместе, было волшебным," — вспоминал он позже.

В музыкальном отношении программа показала дальнейший рост Крэвица как музыканта и автора песен. Его песня "It Ain’t Over ‘Til It’s Over" заняла второе место в американском хит–параде. Громадный успех, слава.

В девяностых известность Крэвица приводит к многочисленным предложениям о совместной работе, на что Ленни с радостью соглашается. Так, в 1990 году он пишет для Мадонны "Justify My Love", написал все песни, сыграл на всех инструментах и спродюсировал альбом Ванессы Паради (Vanessa Paradis) "Vanessa Paradis" 1992 года, спел на "Wandering Spirit" (1993) у Мика Джаггера (Mick Jagger), сыграл на гитаре в "Buddha Of Suburbia" (1995) у Дэвида Боуи и совсем чуть–чуть подпел CHICAGO на "Heart Of Chicago 1967–1997".

В 1993 году выходит третья работа Крэвица "Are You Gonna Go My Way?", одноименный хит с которого сразил наповал миллионы людей во всем мире, а скептиками был обозван очередной песней 1968 года. Здесь певец вновь обращается к своей бывшей жене. Он надеется, что придет время и они снова будут вместе. В этой записи еще больше, чем в других, намешано стилей: рок, фанк, госпел, соул. Вновь множество влияний, вновь обвинения в том, что все это годится для начала семидесятых, но никто не может устоять перед великолепным звучанием записи и продолжающим прогрессировать мастерством Крэвица. Прекрасный альбом, недаром наряду с предыдущим "Mama Said" называемый лучшим в творчестве музыканта.

1995 год ознаменован выходом четвертой студийной работы Крэвица "Circus". В ней он поет о жизни звезд, музыкальной индустрии и Боге. Здесь, несмотря на все традиционные плюсы качества музыки, очевидно буквально копирование "Are You Gonna Go My Way?", что и является самым главным громадным минусом работы. Все отмечают явные признаки творческого кризиса Крэвица. И здесь он делает длинный перерыв.

И только в начале мая этого года на свет появляется его пятая студийная работа, названная "5". На девятом году своей карьеры он, наконец, обращается к современности. В музыке появляются сэмплы, компьютеры и хип–хоп. В работе, как свойственно Крэвицу, много личного. "Thinking Of You" посвящена умершей матери, "Little Girl’s Eyes" — уже девятилетней дочери. Точно же судить о том, что получилось в результате, сложно, не услышав альбом полностью. Так что с выводами пока придется подождать.

Дмитрий БЕЗКОРОВАЙНЫЙ

© 2005 музыкальная газета