статья


Тишина В Студии
Эстетика звука

Хороший звуковой дизайнер должен обладать следующей комбинацией качеств: исчерпывающими знаниями в области технических средств, звуковым воображением, музыкальностью, тягой к творчеству и хорошо сформировавшимся эстетическим вкусом.

Конечно, вы сможете овладеть техническими средствами с помощью книг или с помощью других специалистов в этой области. Звуковое воображение? Так же, как и в технических вопросах, вы можете напрактиковаться и научиться и этому (что, конечно, потребует от вас интенсивного прослушивания различных звукозаписей, но все же...). Что касается музыкальности, то возникает резонный вопрос: насколько велики шансы стать звуковым дизайнером, никогда до этого не имея отношения к музыке? Если же вы не обладаете тягой к творчеству, то не теряйте зря времени, а идите–ка лучше на завод или на какую–либо другую работу и занимайтесь своим ремеслом. В музыке вам делать нечего.

Но, предположим, что вы обладаете всеми четырьмя вышеперечисленными качествами (или стремитесь к этому). Тем лучше для вас. Вы уже прошли одну десятую пути к тому, чтобы стать классным дизайнером звуков. Только одну десятую? Да, потому что настоящие сложности еще впереди.

Хороший звуковой дизайнер должен развивать в себе эстетическое чувство звука, также как художник развивает в себе чувство формы, цвета, тени. Зачастую бывает так, что даже очень простой по своей сути и технической реализации звук представляет большую ценность для музыканта, чем более сложный и более навороченный, но сделанный совершенно бездарно. Возьмем, к примеру, Пикассо, ранние работы которого отражают его способности как "ремесленника" — отличная техника в традициях великих мастеров. Но творческое начало не позволило Пикассо остаться на этом уровне. Он стал вырабатывать свой стиль. Долгое время он экспериментировал с новыми техниками, новыми изобразительными средствами, с новыми материалами. Некоторые из этих новых работ отражали влияние на нашу культуру африканских ритуалов, некоторые были простенькими юмористическими скульптурками, которые были сделаны из подручного материала. В результате получились работы, по своей сути абсолютно противоположные тем, что были раннее, однако на сегодняшний день Пикассо тоже — Великий Мастер.

Но как Пикассо смог уловить, что его техника, его стиль обретут признание? Как он угадал, что трехглазая женщина с руками, растущими у нее из живота, будет производить тот визуальный эффект, которого он пытался добиться? Все очень просто. Его эстетическое начало подсознательно подсказало ему. Конечно, у Пикассо есть работы получше и похуже, но все они подпадают под одно определение: искусство. Оно делает нас более эмоциональными, оно поднимает наш интеллектуальный уровень, оно стимулирует наше стремление к творчеству. Все вышесказанное справедливо и в случае со звуком.

Развитие эстетики звука — непростое и очень продолжительное занятие. Это занимает уйму времени и сил, а также требует от вас наблюдательности и находчивости (ведь Пикассо не учился всему только из книг). Итак, вы готовы и горите желанием учиться и совершенствоваться. Отлично. Давайте рассмотрим некоторые приемы, которые помогут вам тренироваться, а также избежать кое–каких ошибок в будущем.

Правило N1

Настало время слушать музыку. Соберите максимальное количество компакт–дисков (или, на худой конец, кассет, но только с отличным качеством записи), музыку с которых вы не прочь послушать. Возьмите настолько широкий диапазон стилей, насколько сможете это сделать. Путь это будет и поп, и рок, и джаз, и классика, и электронщина. Только один критерий постарайтесь соблюсти безукоснительно: все CD должны содержать звуки, которые вам нравятся (например, там есть скрипки, заставляющие вас плакать, или бас, который пробирает вас до самых костей и т.п). Если вы в чем-то не уверены, то ориентируйтесь на те компакт–диски, которые выпущены известными лейблами или спродюсированы знаменитыми в области музыки людьми.

Во время прослушивания пытайтесь анализировать, что именно вам нравится в звуках, которые вы выделяете для себя в той или иной композиции. Попытайтесь определить: каким эффектом обрабатывался инструмент для того, чтобы получился такой звук; примерный его частотный диапазон, состав (мультинаслоенный или одинарный), природу (живой или синтезированный).

Как только вы внимательно вслушались во все, выключайте CD и попытайтесь себе мысленно представить этот звук. Слышите ли вы его? Звучит ли он так же неповторимо в вашей голове, как на компакте? Сохранился ли характер звука, его "изюминка"? Практикуйтесь до тех пор, пока не услышите его мысленно абсолютно таким, какой он есть на самом деле.

Далее задача усложняется. Проиграйте пару новых звуков, а затем попытайтесь вспомнить предыдущие. Слышите ли вы их еще? Новые не сбили вас с толку? Если не слышите, то вам надо еще больше практиковаться. Если же они до сих пор звучат, то ваша память уже начинает настраиваться на нужный лад. И теперь, если кто–нибудь вам скажет, что ему нужна красивая и печальная скрипка, вы без труда сможете вспомнить парочку аналогичных, уже услышанных вами, и у вас будет точка отсчета для создания своей собственной версии данного звука.

Правило N2

Следующий этап развития эстетики звука — узнать, что значит "плохо". Отберите компакты с самым плохим качеством звука, которые только сможете достать. Заставьте себя прослушать эти диски. Обратите внимание на эти блеклые барабаны, "кривые" электронные звуки, вокал, идущий неизвестно откуда. И запомните: так делать не надо. Вслушайтесь в эти нереалистичные пиано, скрипки, духовые. Слушайте их до тех пор, пока вам не станет плохо...

Правило N3

Ну вот, начальный курс подготовки вы уже прошли. Далее разговор пойдет о более реальных вещах. Как и художник, настоящий дизайнер звуков должен использовать в их создании только необходимые ингредиенты. Многие синтезаторы обладают более чем тысячью параметрами, поэтому вы, чтобы не запутаться и все не испортить, должны использовать все возможности продуманно.

Правило N4

Когда вы занимаетесь дизайном звука, то ваши технические знания подсказывают, какие ручки нужно вертеть, какие кнопки нажимать. Но ваше эстетическое чувство звука должно сказать, когда именно нужно использовать эти технические знания. Основным является то, что вы должны точно знать, когда нужно остановиться. Ибо лучшее — враг хорошего.

Этот небольшой свод правил поможет вам развить в себе эстетический подход к звуку. Безусловно, вовсе не обязательно слепо следовать этим правилам. Придумывайте свои упражнения для тренировок, экспериментируйте. В случае надобности не раздумывая нарушайте все правила и традиции. Главное, чтобы результат получился как можно более качественным. В общем, стремитесь к совершенству, и, быть может, вскоре вы станете действительно Профессионалом.

Ник Худяков

© 2005 музыкальная газета