статья


Cybershadow
Кибертени исчезают в полночь...

Недавно нам довелось познакомиться с весьма оригинальной американской группой CYBERSHADOW, название которой уже наводит на определенные мысли о музыке последней. И если приставка "cyber" говорит о синтетической природе музыкального материала, то словечко "shadow" имеет ярко выраженный готический подтекст.

Таким образом, мы имеем дело с очередной индустриально–готической формацией, дебютировавшей в 1998 году с довольно спорным и противоречивым альбомом "The Birth Of Future". Хотя слово "очередная" мы, пожалуй, употребили здесь зря, так как музыка CYBERSHADOW показалась нам очень нестандартной, необычной и, по крайней мере, непохожей на все то, что ранее доводилось нам слышать в рамках данного жанра. Какие–либо музыкальные аналогии и параллели в отношении группы провести нам не представляется возможным, и поэтому мы ограничимся нашими собственными впечатлениями от услышанных песен, а также уделим немного внимания персоне главного и единственного музыканта группы Jess Macintyre.

"Не растрачивайте понапрасну свое время. У вас есть только один шанс. Депрессия выльется в банальное, потерявшее свежесть существование. Поэтому двигайтесь вперед. Новые впечатления не заставят себя долго ждать. Ну же, что вы выберете, свежую жизнь или инертное прошлое?" — это строки из песни "Don’t Fear You Future", с которой и началось рождение нового калифорнийского электро–индастриэл/synth–поп–проекта CYBERSHADOW. Материал для своего будущего альбома Jess писал, изменял и доводил до кондиции в течение трех лет, начиная с 1992 года. В это же время ограниченным тиражом в 170 экземпляров музыкант выпустил 30–минутную демо–коллекцию своих песен под названием "Conception", и настоящие кассеты вскоре осели в фонотеках первых поклонников CYBERSHADOW. А первое шоу команды вместе с группами ANYTHING BOX и THE MEMORY GARDEN состоялось в августе 1995 года в "Copasetic Cafe", San Bernardino. Вот слова очевидца давно минувшего события: "Начав концерт мощным звуковым спазмом громыхающей и скачущей электронной бомбежки, CYBERSHADOW превратили первое отделение в готический индустриальный кошмар, полный металлического нойза и невозможных, странных вокалов. Однако в песнях CYBERSHADOW присутствуют задатки гениальности...". Позже Jess еще неоднократно будет радовать и удивлять посетителей своих концертов в андерграундных клубах Long Beach, Калифорния. Но увы, все это будет лишь локальный успех, ограниченный пределами американского штата.

В декабре 1997 года Jess предваряет релиз своего первого альбома пилотным синглом "Social Conditioning" (Flaming Fish Records), и впервые его музыка становится объектом внимательного исследования авторитетных музыкальных критиков, пишущих об индустриально–готической музыке. Настоящая EP произвела благоприятное впечатление на пишущую братию (а значит, привлекла к группе новых слушателей, так как мнение хороших критиков всегда имеет вес), и не последнюю роль в этом сыграло то, что услышанный материал отличался приятным разнообразием и "заразительностью" музыкальных тем. Диск включал в себя пять ремиксов жесткой индустриальной вещи "Social Conditioning" в исполнении автора и малоизвестных отечественному меломану команд PIVOT CLOWJ, AUDIO PARADOX, DELAYED SHOCK REACTION, а также три новые композиции, в том числе облегченный кавер известного боевика LEAETHER STRIP "Adrenalin Rush". Оригинальная песенка "Social Conditioning" представляет собой жестоко–танцевальную и не без апокалиптического пафоса композицию, монументальные тексты которой звучат как будто из уст какого–то кривляющегося злобствующего карлика (вот, пожалуй, единственная уместная аналогия — вокалы из недавней песенки "Embryodead" в исполнении :WUMPSCUT:).

Музыка дебютного альбома CYBERSHADOW "The Birth Of Future" целиком базируется на саунде, извлекаемом при помощи недорогих синтезаторов, и представляет собой весьма широкий спектр аудиопрезентаций, начиная с авангардных нойзовых ландшафтов и агрессивно звучащего high–voltage индастриэла и заканчивая мрачными кинематографическими оркестровыми аранжировками и сладчайшим синт–попом. Однако чувствуется, что работа выполнена на низком бюджете, хотя и при высокой концентрации оригинальных и новаторских музыкальных идей. Главные достоинства очень строгого и концептуально выдержанного альбома — это абсолютно нестандартные и инновативные, к месту используемые вокальные сэмплы и дисторшны, а также ужасно попсовые и посему моментально застревающие в голове мелодии таких песенок, как "Shattered Trust", "Elicia", "Third World" и "Don’t Fear Your Future". Где–то проскочила информация о том, что CYBERSHADOW является группой, исполняющей так называемый "христианский индастриэл". Нам трудно что–либо сказать по данному поводу, так как других представителей настоящего жанра нам не привелось слышать ранее и поэтому нам неизвестны те критерии, согласно которым электронную музыку следует рассматривать как "христианскую". Однако основные темы песен CYBERSHADOW говорят сами за себя — это невежество, взросление, ответственность, страх, смущение, страсть, отверженность, предательство, судьба... Да, возможно, здесь есть что–то и от проповедей... При очевидной музыкальной легковесности одних композиций и нарочитой утяжеленности других они, как правило, наполнены весьма глубокими и искренними текстами, что также является несомненным плюсом работы. Ввиду отсутствия мощной технической базы, а как следствие и всевозможных кибернаворотов и насыщенности саунда электроникой образца FLA’97 в песнях Jess присутствуют кричащая драматизмом пустынность и тревожные мотивы, придающие трекам некий по–детски наивный шарм и первобытную психопатичность. Как мы уже заметили ранее, музыкант строит свои композиции на базе очень простых, но чертовски хитовых мелодий, выдержанных в лучших традициях некогда популярных в СССР команд ЛАСКОВЫЙ МАЙ и МИРАЖ (но, конечно же, Jess Macintyre не подозревал о существовании вышеупомянутых коллективов, поэтому в плагиате его обвинять не стоит). Очень часто на альбоме Jess поет своим собственным голосом, и здесь мы должны сказать, что он просто душка (Боже упаси, только не поймите нас неправильно). Такой чистый, театральный, эмоциональный вокал... Вкрадчивый и скользкий, наверное, как у того ученого кота (Claus Larsen?), который в сказке A. С. Пушкина "ходил по цепи кругом"... и "втирал" свои "байки из склепа". В целом нельзя сказать, чтобы синт–поп– и индастриэл–составляющие альбома были идеально сбалансированными. Первые явно доминируют на протяжении всей записи, но ненавязчиво. Также стоит упомянуть о трех мрачных инструментальных треках диска, один из которых, "2nd Trimester", почему–то очень походит на заглавную музыкальную тему популярного "ужастика" "Кошмары на улице Вязов".

Итак, будем считать, что дебют CYBERSHADOW состоялся. Хороший дебют, сохраняющий интерес к последующим записям группы. И если вы действительно устали от "новых" альбомов MINISTRY или APHEX TWIN, может быть, есть смысл обратить ваше внимание на низкобюджетную, но отнюдь не закомплексованную и "уставшую" синтетическую музыку Jess Macintyre?

DJ команда ЛАБЕЛЛА

© 2005 музыкальная газета