статья


Smashing Pumpkins
Все нормальные люди - психи

Чикаго — город моторов, где автомобиль — это народная гордость. Индустриализация наложила свой отпечаток на все в этом городе, в том числе и на музыку. В конце 80–х хаус и готик–метал преобладали над другими направлениями в Чикаго. В то же время и в том же месте встретились двое совершенно нормальных психов–гитаристов: Билли Коргэн и Джеймс Иха. Первый был мало привлекательным закомплексованным молодым человеком, страдавшим от одиночества и нашедшим источник вдохновения в BAUHAUS, THE CURE, а также в JUDAS PRIEST и CHIP TRICK. Второй — симпатичным японцем, везунчиком, "зависавшим" на LED ZEPPELIN, PINK FLOYD и QUEEN. Они были разные, совершенно непохожие друг на друга, но оба одинаково и вполне отчетливо знали, что хотят быть знаменитыми. Теперь, по прошествии десяти лет, они могут с уверенностью заявить, что добились своего. Попросите любого американского или же европейского более–менее неформального молодого человека назвать первую пришедшую в голову альтернативную группу. Девяносто процентов из ста, что он назовет SMASHING PUMPKINS.

Конечно же, PUMPKINS — это группа. Когда–то их было четверо, теперь — трое. Это коллектив, но тем не менее без лидера ничего бы не вышло. Билли Коргэн — человек, музыкант, философ — ведет свою группу только тем путем, который выбирает сам. Безо всяких сомнений, во многом он является обыкновенным, можно сказать, стандартным героем музыки грандж. Несчастливое детство, комплексы, одиночесво — та же самая песня, что и у Эдди Веддера или Курта Кобейна. Билли даже ухитрился родится всего на четыре недели позже лидера NIRVANA, да еще и успел побывать парнем Куртни Лав до ее знакомства с Куртом. Короче говоря, параллелей навалом. Однако помимо параллелей есть еще музыка Коргэна и его голос, которые поражают одновременно своей детской незащищенностью и откровенной дикостью. Стив Малкмус из PAVEMENT назвал SMASHING PUMKINS детьми природы и был совершенно прав. PUMPKINS стали откровением благодаря своей природной эклектичности. Они совместили в себе грандж, поп, психоделию и даже джаз, причем с невиданной доселе естественностью. Прибавьте к этому совершенно небывалую плодовитость и эффектные выступления, и тогда вы поймете, почему SMASHING PUMPKINS "зацепили" своим творчеством такое огромное количество людей во всем мире.

Коргэн слишком рано для нормального человека познал самоанализ. Из–за недостатка общения с людьми он рано научился анализировать свой внутренний мир. Еще до того, как ему исполнилось пять лет, он уже сменил шесть семей. Он жил то с папой и мамой, то только с мамой или только с папой, то с бабушкой, то с прабабушкой и в конце концов с мачехой. Взрослые в основном расстраивали Билли, и он не хотел с ними водиться. Сначала развелись его отец с матерью, затем его отец с мачехой, и подросток Билли остался с ней, хотя его настоящие родители жили неподалеку. Он практически не общался с ними. "Я думаю, если бы они умерли, то было бы гораздо легче, — сказал как–то Коргэн. — Тот факт, что они были всего лишь в часе езды, постоянно угнетал меня". Дети тоже не жаловали будущую звезду. Он был слишком долговяз для своего возраста, и ребята не принимали его в свою компанию. Кроме этого, он стеснялся большущего родимого пятна на руке. Свой первый коллектив он назвал в честь этой родинки — MARKED. "Если бы меня не отвергали, то я вряд ли был бы настолько независимым, — вспоминает Билли. — Конечно же, мне хотелось, чтобы с самого первого дня люди смотрели на меня и говорили: "Ты в порядке, давай же будь с нами". Однако так никогда не было. Я не знаю, почему, возможно, я тупой и это сразу видно. Я не знаю".

Музыка стала единственной отдушиной в жизни молодого человека. Создав в 1988 году SMASHING PUMPKINS, Билли Коргэн всего себя отдал любимому занятию. Альбомы "Gish" (1991), "Siamese Dream" (1993), "Mellon Collie And The Infinite Sadness" (1995) — результаты его кипучей деятельности, и это не считая "Pisces Iscariot" (1994, сборник би–сайдов) и "Aeroplane Flies High" (1996, 5CD бокс–сет синглов к "Mellon Collie..."). Вообще Билли Коргэн может служить замечательной иллюстрацией жизни рок–музыканта, этаким Зигги Стардастом 90–х. Кобейн слишком мертв для этой роли, Веддер слишком ковбой, а британские "музыки" очень красивы, но слишком домашние создания. За всю историю SMASHING PUMPKINS было столько скандалов и нервных срывов, а также одна смерть и, естественно, наркотики и поломанные судьбы. Эта группа пережила все, что можно, и не сломалась. Кроме этого, SMASHING PUMPKINS всегда стояли особняком среди других инди–коллективов, оставаясь независимыми среди независимых. Коргэн всегда знал формулу, постоянно очень точно разграничивая, что плохо и что хорошо. "Я думаю, существует множество групп с необычайно талантливыми людьми, которые никогда не добьются успеха, потому что они привязывают себя к определенному образу и пытаются поддерживать его в глазах общества". Коргэн же никогда (ну по крайней мере настолько редко, что этим можно пренебречь) и ни с кем, будь то пресса, продюсеры или же члены группы, не шел на компромиссы, и если ему было нужно, становился совершенно психованным диктатором, не позволяя другим "вставить пять копеек". Так было во время записи "Siamese Dream", когда он никому, кроме ударника, не разрешил участвовать в создании альбома и все партии сыграл сам.

Во время записи следующего альбома он, наоборот, посчитал более гармоничным участие других в творческом процессе. Более того, звукозаписывающая компания совершенно безропотно согласилась выпустить альбом длительностью в два часа. Это неслыханная наглость со стороны группы. Но что оставалось делать боссам, если все предыдущие записи PUMPKINS продавались милионными тиражами?! "Mellon Collie..." стал самым успешным двойным альбомом после "White Album" THE BEATLES, двухчасовым гимном и полной эмоциональной панорамой духовной жизни молодежи середины 90–х. "На "Mellon Collie..." я хотел высказаться о всей негативности, болезненности и нигилизме, которыми пронизан мир в наше время, — рассказывал тогда Билли. — Я старался обратиться к тому поворотному моменту, когда выбираешь между "я как личность" и "я как частица общества", между "я как художник" и "я как неудачник". Мне кажется, что рассказывать об этом сейчас гораздо труднее, чем десять–пятнадцать лет назад. Это как будто мне захотелось послать несколько телеграмм самому себе в прошлое".

SMASHING PUMPKINS, помимо записей, всегда отличались превосходными концертными выступлениями. Билли неистовствовал на сцене на полную мощь, выжимая все соки из себя и своей группы. Он частенько надевал различные бутафорские костюмы. Однажды он надел совершенно гипертрофированный клоунский наряд. Также он любил пощеголять в женском платье. Его мама как–то раз присутствовала на таком концерте. Потом она подошла к сыну и сказала: "Зачем ты это делаешь? Ведь многие подумают, что ты педик". "Ну и что? — ответил Коргэн. — А так они думают, что я просто засранец". Короче говоря, зрители никогда не уходили с концертов разочарованными.

Новый альбом SMASHING PUMPKINS "Adore" появился в продаже 1 июня. "Он достаточно странный, — говорит Коргэн. — Мы всегда старались оставаться в первых рядах новой музыки. И я чувствую, что мы возвращаемся туда, где мы и должны быть. Я уверен, что многих он оставит в недоумении. Но мы альтернативная группа и таковой собираемся оставаться". PUMPKINS не собираются проводить большую рекламную компанию для "Adore", потому что готовятся в следующем году выпустить еще один альбом, который, по словам их менеджера, должен стать самым великим в истории рок–музыки.

В данный момент SMASHING PUMPKINS находятся в дороге. Они отправились в турне 14 мая и целый месяц будут играть в разных странах Европы, причем иногда в местах, где никто еще не выступал. Например, свой первый концерт они дали в Гамбурге на Speilbudenplatz, площади, которая находится в самом сердце квартала красных фонарей. На концертах, по словам Билли, подход будет следующий: "Много звука, но не такого тяжелого, а более объемного".

Критики назвали "Adore" самой зрелой работой группы. Билли Коргэн продолжает уверенно вести свой коллектив дальше, исследуя человеческие чувства и эмоции, творя из света и тьмы, из огорчений и радостей красивую музыку при помощи тяжелых гитарных риффов или же тихих колыбельных мотивов. Только если сам услышишь эти песни, поймешь, что значит быть нормальным психом и что значит быть по–настоящему альтернативной группой, мощной и неповторимой.

K.S.

© 2005 музыкальная газета