статья


Deep Purple
Битва продолжает бушевать

1. Начало

Мало кто знает, что инициатором создания DEEP PURPLE был бывший барабанщик популярной в середине 60–х бит–группы THE SEARCHERS Крис Кертис (26.08.1941; наст. имя Кристофер Крамми). В 1966 г. он покинул свою группу, чтобы создать новый проект, который бы отличался высочайшим профессионализмом. Из родного Ливерпуля Кертис переехал в Лондон, где свел воедино клавишника Джона Лорда (09.06.1941; полное имя Джон Дуглас Лорд), басиста Ника Симпера (03.11.1945; полное имя Николас Симпер) и одного из самых виртуозных гитаристов Британии Ричи Блэкмора (14.04.1945; полное имя Ричард Гарольд Блэкмор). Произошло это в ноябре 1967 г. Все трое музыкантов отличались, как того требовал Кертис, прекрасной техникой игры и обладали огромным опытом выступлений за различные рок–команды. Лорд успел поиграть с такими группами, как THE BILL ASHTON COMBO, RED BLUDD’S BLUSIANS, THE ARTWOODS, SANTA BARBARA MACHINE HEAD и FLOWERPORT MEN (в последней он и находился вместе с Симпером до встречи с Кертисом). Блэкмор же не только переиграл с более чем десятком второразрядных команд (наиболее примечательны были SCREAMING LORD SATCH AND THE SAVAGES и THE OUTLAWS), но и получил самое настоящее консерваторское образование по классу скрипки.

Проект был назван ROUNDABOUT, но вскоре после нескольких репетиций в начале 1968 г. своих коллег покинул Кертис. Да и вокалиста как такового не было. В феврале начались поиски ударника и солиста. Одно время в группе пробовались такие личности, как Бобби Вудмэн–Кларк (барабанщик VINCE TAYLOR AND THE PLAYBOYS), Дэйв Кертис (вокалист THE TREMOVE) и Мик Ангус (вокалист–гитарист THE MAZE). Однако окончательно утвердились в составе барабанщик Иан Пэйс (29.06.1948; полное имя Иан Андерсон Пэйс) и вокалист Род Эванс (19.01.1947) — оба из THE MAZE. Так сформировался первый классический состав DEEP PURPLE.

2. Первые шаги

Уже в марте 1968 г. группу заметила и "пригрела" американская фирма звукозаписи "Tetragrammoton". 20 апреля команда дала первый концерт в городе Таструп (Дания), а 11–12 мая записала свой первый альбом "Shades Of Deep Purple". Неплохое начало! Вышедший тогда же сингл "Hush (автор Джо Саус) /One More Rainy Day" занял в США 4–е место, а сам альбом — 24–е. Успех был налицо, но вот на родине музыкантов, в Англии, группа замечена не была. Это тем более удивительно, что и сингл, и альбом даже сейчас производят впечатление очень уверенной и зрелой работы. Мощный, насыщенный рок с элементами джаза и классической музыки, виртуозное владение инструментами, изысканные аранжировки. К огрехам можно отнести не совсем профессиональное сведение записи, но это уже вина не музыкантов.

В августе 1968 г. вышел второй диск DEEP PURPLE — "The Book Of Taliesyn". Cнова успех: альбом поднялся до 54–го места в Штатах, а песня "Kentucky Woman" (автор Нэйл Даймонд) стала хитом. Гастроли по Америке прошли успешно. Одно время DEEP PURPLE открывали концерты великих CREAM, но очень скоро последние поспешили от "темно–лиловых" избавиться; поговаривали, что Клэптону не хотелось выступать после столь техничного Блэкмора.

А вот в Англии гастроли не задались. DEEP PURPLE в сознании британцев устойчиво ассоциировались с легковесными американскими поп–рок–группами, делающими славу и деньги на чужом музыкальном материале. Действительно, DEEP PURPLE на первых двух альбомах потеряли чувство меры с кавер–версиями (6 песен из 17 были чужими!), поэтому их третий альбом "Deep Purple", вышедший в ноябре 1969 г., содержал всего один кавер: "Лалену" Донована. Однако сами музыканты еще не способны были создавать яркие, запоминающиеся композиции. Как следствие тому — стремительное падение популярности в Штатах ("Deep Purple" не смог подняться выше 162 места). Что–то необходимо было срочно предпринимать.

Возникает решение серьезно выйти на британский музыкальный рынок. Блэкмор, всегда тонко чувствовавший музыкальную конъюнктуру, понял, что для успеха на родине нужно менять стилистику группы — в моду входил хард–рок ("прогрессивный" рок, как тогда называли этот стиль). Лорд и Пэйс были готовы к такому повороту событий, а вот манера игры Симпера и Эванса, по мнению Блэкмора, оставалась слишком старомодной и не подлежала "модернизации". В июле 1969 г. Эванс и Симпер покинули DEEP PURPLE. Их место соответственно заняли участники группы EPISOD SIX Иан Гиллан (19.08.1945) и Роджер Гловер (30.11.1945; полное имя Роджер Дэвид Гловер). Так сформировался второй классический состав DEEP PURPLE, получивший статус "золотого".

3. Покорение вершин

Первой работой нового состава стал сингл "Hallelujah/April. Part One". Одновременно группа работала над воплощением в жизнь замысла Джона Лорда создать сюиту для рок–группы в сопровождении симфонического оркестра. Смелый эксперимент Лорда вылился в концерт 24 сентября и альбом "Сoncerto For Group And Orchestra" (январь 1970 г.).

Финансовое положение DEEP PURPLE после банкротства весной 1970 г. "Tetragrammoton" стало крайне шатким, музыкантам приходилось самим организовывать записи и выступления. Положение исправил новый альбом группы "Deep Purple In Rock" (июнь 1970 г.). Вместе с работами LED ZEPPELIN и BLACK SABBATH "Deep Purple In Rock" стал знаменательной вехой на пути становления всего тяжелого рока. Музыкантам удалось создать эталон, на который в дальнейшем равнялись практически все группы, исповедовавшие хард– и хэви–метал–рок. В своем стиле DEEP PURPLE, минуя блюзовость "цеппелинов" и металлизированность "сэббэтов", пришли к динамичной форме хард–рока с элементами барочной музыки и виртуозными пассажами клавишных и гитары, не перегруженного аранжировками. Тексты песен DEEP PURPLE начиная с 1970 г. становятся более "рок–н–ролльными" — в них повествуется о любовных похождениях, автомобилях, иногда это просто зарисовки из быта музыкантов, но встречаются и мистические, многозначительные песни, ведущие свою генеалогию из ранних "средневековых" дисков группы.

Безусловными шедеврами на "Deep Purple In Rock" (альбом занял 4–е место в Англии) стали композиции "Speed King" и "Child In Time". Одновременно был издан сингл "Black Night/Into The Fire", ставший номером один. Группа начала гастроли и 9 августа дала свой самый знаменитый концерт: во время исполнения финальной песни Блэкмор поджег аппаратуру, чудом не погубив себя и своих коллег. Понемногу складывался облик DEEP PURPLE как концертной группы — дьявольски хохочущему и мечущемуся по сцене Гиллану, "бешеному" барабанщику Пэйсу и разрывающемуся между несколькими клавишными установками Лорду противостояли спокойный Гловер и мрачный Блэкмор.

1970–71 г. г. прошли в непрерывных гастролях по всему миру. Гиллан исполнил партию Иисуса Христа в рок–опере Эндрю Ллойд Уэббера "Jesus Christ Superstar" (27.10.1970 в Нью–Йорке), а сами DEEP PURPLE записали альбом "Fireball" (ноябрь 1971; стал ь 1 в Британии и попал в ТОР 40 США). В сентябре 71–го была создана фирма звукозаписи "Purple Records".

В конце ноября музыканты отправились в швейцарский город Монтрс для записи нового диска. Запись шла с 6 по 21 декабря 1971 г. в весьма необычных условиях. Студия, где DEEP PURPLE планировали работать, неожиданно сгорела — пришлось перебираться в гостиницу. Там и были записаны композиции. О происшедшим пожаре рассказывает самая известная песня DEEP PURPLE — "Smoke On The Water", ставшая настоящим гимном хард–рока. Кроме нее, новый альбом "Machine Head" содержал целый ряд изумительных по красоте и мощи композиций — "Highway Star", "May Be I’m A Leo", "Picters Of Home", "Space Trukin’". 22 апреля альбом вышел на 1–е место в Англии, а в США достиг 7–го места. В июле началось турне, в ходе которого был записан двойной концертный альбом "Made In Japan" (декабрь 1972; ТОР 10 США и ТОР 20 Британии), ставший эталоном живого выступления для тяжелого рока.

Однако именно в период величайшей славы в стане DEEP PURPLE начались раздоры. Блэкмор считал, что группа обленилась, все делает как под копирку, на одном мастерстве. Гиллан же был недоволен диктаторскими замашками Блэкмора. Кроме того, все страшно устали от гастролей и непрерывных записей. Последний альбом "золотого" состава DEEP PURPLE "Who Do We Think We Are", увидевший свет в марте 1973 г., оказался слабее предыдущих работ (с него группа сейчас исполняет лишь одну песню — "Woman From Tokyo"). После концерта в Осаке 29 июня 1973 г. DEEP PURPLE покинул Гиллан, а вскоре вынудили уйти Гловера, объявив ему негласный бойкот (лучше бы по–мужски в лицо сказали).

4. Ветер перемен

Перемены состава становились для DEEP PURPLE обычным явлением. Без промедления подыскали басиста. Им стал Гленн Хьюз (21.08.1952), выступавший в 1968–73 г. г. в неплохой группе TRAPEZE. Хьюз к тому же хорошо пел, но DEEP PURPLE был нужен "чистый" вокалист. По объявлению в "Melody Maker" пришел Дэвид Ковердэйл (22.09.1951), имевший опыт выступлений в пяти профессиональных группах. Интересен тот факт, что Ковердэйл был на примете у DEEP PURPLE еще в 1969 г., до прихода Гиллана. Надрывный сочный голос Ковердэйла и красивый фальцет Хьюза составили оригинальный дуэт, хотя, честно говоря, мощный и высокий вокал Гиллана подходил для стиля DEEP PURPLE больше. Итак, третий классический состав "темно–лиловых" сформирован.

Новый альбом "Burn" был еще выдержан в манере прежних DEEP PURPLE с Гиланном и Гловером. Но стало заметно, что пристрастие Ковердэйла к блюзу, а Хьюза к фанку начинают потихоньку брать верх в общей музыкальной концепции группы. Следующий диск "Stormbringer" (ноябрь 1974 г.) наглядно это продемонстрировал: чего только стоит одна "Hold On"! Безликость и самоповторение — вот определяющие черты DEEP PURPLE этого периода. Тем не менее, коммерчески дела группы шли еще лучше, чем раньше ("Burn" вошел в британский Top 3, а "Stormbringer" добрался до 6–го места на родине музыкантов и до 20–го — в Штатах).

Лорд и Блэкмор — два основных стержня в группе — были сильно подавлены творческим кризисом группы, коммерческий успех не радовал их. Более чувствительный Блэкмор не выдержал и 21 июня 1975 г. официально оставил DEEP PURPLE.

5. Без Блэкмора

Лорд не решился поставить крест на деле всей своей жизни. Новым гитаристом стал американец Томми Болин (18.04.1951). Он был неплохим гитаристом, выступал в известной американской команде JAMES GANG (1972–73 годы), группе джаз–рокового ударника Билли Кобхэма, а в 1975 г. записал сольник "Teaser", где проявилось его увлечение джаз–роком, фанком и регги. Из–за этих реверансов Хьюза, а теперь и Болина в сторону совершенно нероковых стилей DEEP PURPLE окончательно потеряли свое лицо. Слушая альбом 1975 г. "Сome Taste The Band", ловишь себя на мысли, что его могли записать кто угодно, но только не DEEP PURPLE. Кроме всего, Болин неплохо пел, и это вносило дополнительную сумятицу в композиции (ну не QUEEN же DEEP PURPLE, в самом деле!). Однако хуже всего было то, что Болин здорово подсел на наркотики (6 декабря 1976 г. он умрет от сверхдозы героина) и порой выходил на сцену, прилично ими накачавшись. Во время концерта на лондонском стадионе "Уэмбли" Болин не мог стоять, не то что играть соло, и Лорду органом пришлось закрывать "бреши". Публика была в возмущении, но больше всех от этого страдали музыканты. 15 марта в Ливерпуле, в концертном зале "Империя", состоялся последний концерт DEEP PURPLE, вернее, того, что осталось от этой великой группы. Все понимали невозможность дальнейшей работы вместе — группа тихо распалась. Официально об этом объявили 19 июля 1976 г.

6. Снова вместе

Все хорошее рано или поздно возвращается. Возвратились и DEEP PURPLE "золотого" образца 1969–73 г. г. Произошло это в конце 1983 г. 15 января 1984 г. группа вылетела в США, где записала новый альбом под названием "Perfect Stranges" (вышел в октябре). Песни "A Gypsy’s Kiss" и "Perfect Stranges" по праву стали в один ряд с былыми великими творениями "темно–лиловых". Сам альбом был продан тиражом более 3 миллионов экземпляров. С большим успехом прошло мировое турне. Успех DEEP PURPLE вызывает подлинное восхищение, ведь группа отсутствовала на сцене восемь лет!

Следующий альбом "House Of Blue Light" (январь 1987 г.) практически провалился. Гитарных и клавишных пассажей на нем почти нет, звучание не в меру наэлектризовано. Да и вокал Гиллана явно потускнел с годами, теперь он не мог вытянуть "Child In Time".

В "золотом" составе DEEP PURPLE проработали недолго: 29 июля 1989 г. группу во второй раз покинул Гиллан. Причина: творческие разногласия. На освободившееся место пригласили Джо Линн Тернера, работавшего в группе Блэкмора RAINBOW и с Ингви Мальмстином. С ним был записан альбом "Slaves And Masters" (октябрь 1990 г.), по духу напоминающий последние безликие работы группы Блэкмора. Коммерческую подделку под хард–н–хэви раскритиковали, и в апреле 1991 г. Тернера увольняют. В декабре 1992 г. в Мюнхене DEEP PURPLE уже в третий раз приступают к работе вместе с Гилланом. Результатом стал выход альбома "The Battle Rages On" (июль 1993 г.). Он имел немалый успех (21–е место в Англии), который был вполне заслуженным. Музыкантом удалось вплотную приблизиться к своим лучшим образцам 70–х. Явные удачи: "The Battle Rages On" и "Soliter". Но все же много и самоповторений, чем особенно любит грешить Блэкмор.

11 июля начинается мировое турне, которое завершилось вторичным уходом Блэкмора. Великий гитарист заявил, что не видит смысла дальнейшей работы в DEEP PURPLE. Последний концерт с Блэкмором прошел 17 ноября в Хельсинки. Оставшиеся музыканты не пали духом и пригласили Джо Сатриани, с которым и доиграли турне. В октябре 1994 года вышел концертный диск "Come Hell And High Water", а также одноименное видео. На нем документально запечатлено фактически наплевательское отношение Блэкмора по отношению к публике и своим коллегам. Гений — он и есть гений.

7. Только вперед!

Чехарда с составом продолжалась. Манера Сатриани показалась Лорду слишком бездушной, и тому была дана отставка. Новым гитаристом стал Стив Морс, ранее известный по группам DIXIE DREGS и KANSAS. Альбом "Purpendicular" (апрель 1996 г.) еще раз подтвердил старую истину: DEEP PURPLE — это прежде всего Ричи Блэкмор. Саунд группы сильно осовременен, гитара Морса звучит безлико. Тем не менее музыкантам удалось создать ряд очень приличных песен, которые можно будет включить в очередной сборник.

После выхода "Purpendicular" DEEP PURPLE отправились в мировое турне для раскрутки своего нового детища. А вернувшись, записали новый студийный альбом "Abandon", который в Японии и Европе вышел в мае, а в США — 2 июня. Битва продолжает бушевать!

Юрий ДРОЗДОВ

© 2005 музыкальная газета