статья


Троица
Оптимисты

mg82107.jpg (13246 bytes)
Минская группа ТРОИЦА для большинства белорусской публики стала открытием незадолго до того, как о ней узнали в России. Непривычные для современности тексты на отжившем свое старобелорусском говоре, переплетенные с дерзкими гранджевыми, исполняемыми на старинных народных инструментах мелодиями, возвели ТРОИЦУ в ранг самобытнейших команд.

Иван Кирчук, отучившись в Университете культуры и став доцентом «кулька», самоотверженно направился преподавать фолк в Училище искусств. В экспедициях по белорусским просторам собирал и реконструировал народные песни, описывающие старинные обряды, элементы этнических костюмов, «замовы», «обереги» от русалок. Кроме того, имел доступ в государственные архивы, где с аудиобобин черпал наследие своих коллег по увлечению жизнью предков. В году так 85-м возникла мысль о создании современной музыки на фоне белорусского фольклора...

Дмитрий Лукьянчик барабанил со школьной скамьи. Слишком уж тяготел к року и в Училище искусств на хоровое дирижирование поступил случайно. А Иван, заполучив примерного ученика в Димином облике, ненароком «подсадил» Лукьянчика на «забавы бабушек и дедушек».

Дмитрий: — В начале 80-х играл я англоязычный рок в нескольких группах. А интерес к фолку появился при прохождении в училище предмета «расшифровка народных песен». Пение бабушек завораживало: в одной песне соединялись несколько размеров, мелодий. Я понял: по духу эти напевы и близки року, ведь рок возгорелся в древних язычниках! Мы с Иваном здорово законтачили и продолжили общение даже после того, как я окончил училище. Скитания, связанные с поиском постоянного дела, привели меня в группу СТАДИОН, что играла в заводском клубе при «Интеграле», где познакомился я с Виталием Шкиленком, нашим нынешним гитаристом. С Владом из BEAUTY BY MISTAKE втроем сколотили коллектив под названием МАРКИ. К тому моменту у Ивана появилась команда ДИВА, и в начале 96-го в Доме пионеров мы представили совместную программу. А ТРОИЦА сформировалась благодаря конкурсу альтернативной музыки, устроенному Белорусским фондом Сороса.

Иван: — Виталий, Дима и я подготовили «демку» для этого конкурса, отнесли в оргкомитет. Сами по приглашению знакомого немца уехали в Германию выступать возле атомного реактора. Там проходила акция по случаю десятилетия чернобыльской трагедии. Возвращаемся домой, а нас поздравляют с победой в конкурсе!

Дмитрий: — Организация самого этого мероприятия была никудышной. Команде-победительнице гарантировали оплату записи в студии. Пообещали одну сумму, а выделили совсем иную. В Фонде Сороса не знали, какая из минских студий качественная, какая нет. Амбиции организаторов доходили до того, что: «Может, в Москве студию подыскать? Оплатим!» А работа в московских студиях стоит дорого. Плюс расходы на дорогу и проживание. Мы решили головы себе не морочить и записаться в «Mezzo-Forte». Условия там по сравнению с Москвой более скромные, но по крайней мере у нас появилась профессиональная демо-запись и кассеты тиражом в сто экземпляров, которые не стыдно показать профессионалам.

Одна из этих кассет и попала 9 октября 1996 года к профессионалам из группы ДДТ. Приехав с концертом в Минск, Шевчук посредством местных знакомых незамедлительно объявил сбор записей белорусских команд. «Дэдэтэшники» искали свежие кандидатуры для второго питерского фестиваля, запланированного на 1997 год. Стоит отметить легкий шок публики, когда перед выступлением ДДТ на сцену вышел Юра и объявил: мол, ДДТ для вас еще сегодня сыграет, но сперва послушайте, какие таланты живут среди минчан... ТРОИЦЕ аплодировали неистово. А в начале июня поезд «Минск — Санкт-Петербург» унес их к берегам Невы покорять искушенных питерских слушателей.

Питер

Питерский фестиваль здорово поддержал дух белорусского трио. Хотя вплоть до самого выхода на сцену все происходившее казалось вымыслом, сказочным сном. Но ведь не может один и тот же сон сниться трем одновременно!

Иван: — Презентационную табличку ТРОИЦЕ для пресс-конференции не сделали. Нашли лист бумаги и от руки написали название группы — в Питере нас не ожидали!

А неожиданные сюрпризы, как заведено, вызывают неимоверный фурор. Люди творческие ох как жаждут зрительского участия и понимания, помогающих творить далее. В городе на Неве ТРОИЦЕ это участие было подарено сполна.

— А вас какие группы, музыканты, песни заинтересовали в наибольшей степени

ТРОИЦА: — ЯТХА — явление!.. Странную музыку исполняют, не подлежащую обсуждению. А если честно, интересовал город в целом. Гуляя по улочкам и проспектам, удивлялись мы: откуда здесь на людей обрушивается такая энергетика! И Шевчук поразил: вокруг него — биополе творческих людей, порядочных, организованных. Кажется, больше всего во время фестиваля он переживал за то, как примут музыку ТРОИЦЫ, как мы впишемся в эту тусовку. В день нашего выступления на сцене ожидали увидеть АЛИСУ. Собралось много жутковатых кинчевских поклонников. Юра беспокоился: а что если пивными бутылками в нас запустят! Поднимаемся на сцену — он нам вслед: «Ой, ребята, с Богом!» Чуть ошалев, притихшая публика выслушала нашу первую композицию. Приободрилась. На последней вещи «Весеннем могилевском хороводе» все бросились плясать. Позже нас атаковали публика и пресса. Прохладно-вежливые улыбки людей из шоу-бизнеса и обслуживающего персонала мигом потеплели. Не успели мы наше выступление запить кефирчиком и прогуляться в окрестностях Дворца спорта «Юбилейный», где проходил фестиваль, как натолкнулись на ребят из «Программы А». «А вот и ТРОИЦА, — воскликнули те. — Давайте-ка поближе к костерку! Мы хотим вас снять». Так мы «засветились» в прямом эфире «Программы А». Жаль, что благодаря какому-то слишком «умному» дяде ее исключили из эфира РТР. Натуральная была передача, без шлака и неискренних сюжетов.

Благодаря «Театру ДДТ» и «Программе А» о минской ТРОИЦЕ узнали и асы московского шоу-бизнеса. Нежданно-негаданно позвонил Дмитрию Стас Намин и пригласил поучаствовать в «Концерте этнических звезд» на Красной площади, посвященном 850-летию Москвы. Звездами ребята себя пока не возомнили, но от выступления с музыкантами из Турции, Монголии, Болгарии, Тувы, Израиля, России отказываться было бы глупо. А кассету с записью композиций ТРОИЦЫ Стас Намин отвез кому-то из продюсеров в Нью-Йорк. Боюсь, российская публика пришла к мнению, что ТРОИЦА — одна из многочисленных белорусских групп, играющих фольклор в современных ритмах. Для белорусской же реальности ТРОИЦА представляет композиции весьма и весьма элитарные. Немногие знают музыкантов на родине. Для этой страны слишком хороша музыка ТРОИЦЫ. Замечают и ценят ее слои андерграунда, а в массах... Где наша массовая культура обитает Прошу прощения — в з...це! В Голландии и в Германии их творчество востребовано в большей мере.

Во время первой поездки в Голландию у ТРОИЦЫ планировалось три концерта. За восемь дней пребывания отыграли девять! Голландцы расспрашивали о манере пения, о текстах, об инструментах. А инструменты у ТРОИЦЫ раритетные. Кирчук, проработав 15 лет в училище искусств, собрал коллекцию из домр, гуслей, цимбал, дудок-жалеек из чарота (камыша), бамбука.

Иван: — Своими силами сконструировали мы музыкальный самовар: внутрь поместили два «звука», сверху вместо трубы приладили обыкновенный сапог, которым накачивается воздух, и на квинте (используя лишь пять нот) можно исполнять различные частушки и грустные песни. Есть у нас и музыкальное корыто, мы его корытофоном называем. Вдоль желобка натянули струны, получились неординарные гусли или цимбалы...

Часами задумывается Иван над тем, как заманчиво было бы создать свой маленький музыкальный театр. Но для костюмированных инсценировок старинных обрядов с привлечением актеров, декорациями, световыми эффектами нужен «желтый металл», то есть денежки, избытка которых у ТРОИЦЫ пока не наблюдалось.

Иван: — Может, сделать постановки языческих гуляний древних славян Использовать подручные, вернее, подножные материалы: камни, траву, песочек — то, за что пока денег не требуют. Актеры — в одеждах Адама и Евы. Если надо будет, я первый разденусь!.. Ради идеи!

Людмила ТИТОВА

© 2005 музыкальная газета