статья


Saint Etienne
Двое деловых молодых людей и красивая девушка

Почти четыре года прошло с тех пор, как SAINT ETIENNE выпустили свой последний студийный альбом. Ходили слухи, что группа распалась. Однако в начале 1998 года Bob Stanley, Pete Wiggs и Sarah Cracknell порадовали своих фэнов синглом "Sylvie", а в начале мая выпустили новый альбом "Good Humor", который ознаменовал возвращение SAINT ETIENNE в ряды фаворитов инди–танцевальной сцены, каковыми они являлись в начале 90–х.

Своим рождением SAINT ETIENNE обязана двум весьма деловым молодым людям: Бобу Стэнли и Питу Уиггсу. Еще в юности друзья пытались записывать дискотечные миксы. После окончания школы они сменили несколько работ, пока не решили, что хотят заниматься только музыкой. Стэнли был музыкальным журналистом, и у него в голове созрел план создания концептуальной группы, которая соединяла бы в себе мелодику британской поп–музыки 60–х и танцевальные ритмы лондонских клубов конца 80–х — начала 90–х. Содрав название у французской футбольной команды, друзья принялись воплощать свои идеи в жизнь.

Весной 1990 года на лейбле Heavenly увидел свет первый сингл группы, хаус–кавер песни Нейла Янга "Only Love Can Break Your Heart". Партию вокала исполнила Moira Lambert из инди–поп–группы FAITH OVER REASON. Песня стала настоящим гимном танцполов и без конца крутилась в ночных клубах Англии. Более того, она даже попала в американский "Top 100". Успех первой песни позволил парням достаточно быстро выпустить следующий сингл, кавер THE FIELD MACE "Kiss And Make Up", с вокалисткой Donna Savage из новозеландской группы DEAD FAMOUS PEOPLE.

В 1991 году в группе появилась постоянная вокалистка Sarah Cracknell, бывшая участница PRIME TIME. Кроме этого, SAINT ETIENNE сотрудничали с множеством других замечательных музыкантов, таких как рэппер Q–Tee, вокалист THE CHARLATANS Tim Burgess, Shara Nelson из MASSIVE ATTACK и французский певец Etienne Daho. Мягкий с придыханием девчачий вокал Сары стал фирменным знаком группы, которая благодаря своей инстинктивной и во многом ироничной любви к поп–песням стала иметь постоянный успех в чартах и хорошую критику.

Творчество SAINT ETIENNE проходит блестящей ворсистой ниточкой сквозь британскую музыкальную ткань начала 90–х. Группа использовала практически все танцевальные идеи — от хаус и техно до хип–хопа и диско, прибавив немного ретро 60–х, немного акустических баллад и заключив все это в красивую рамочку трехминутного схватываемого на лету хита. Многие группы брит–поп–волны середины 90–х отвергли танцевальность SAINT ETIENNE, взяв все остальное на заметку. Выпустив три замечательных альбома и сборник, Пит, Боб и Сара решили сделать перерыв. После выхода в 1995 году самого удачного сингла группы "He’s On The Phone" SAINT ETIENNE занялись другими делами. Сара записывала сольник и разбиралась со своей личной жизнью, а Пит и Боб развили кипучую деятельность на лейбле Emidisk.

Мир очень тесен. Мы весьма мало знаем о британской клубной тусовке, где все варятся в одном котле, и так взаимосвязаны, что иногда диву даешься. Стэнли и Уиггс оказались настолько деятельны, что их присутствие прослеживается в судьбах очень многих коллективов и проектов. Еще в 1989 году они создали лейбл Caff Records, где записывали многих малоизвестных исполнителей. Однако некоторые из них вскоре взлетели очень высоко, например PULP и MANIC STREET PREACHERS. В 1991 году Стэнли и Уиггс вновь отличились, основав Ice Rink Records, где нашли себе пристанище OVAL и GOLDEN. Кроме того, именно Пит и Боб ответственны за выход первых двух синглов девчоночьего дуэта SHAMPOO. Также они делали ремиксы для BOO RADLEYS, FLOWERED UP и WORLD OF TWIST. Практически все, к чему приложили руку Пит и Боб, становилось популярным. Во время сотрудничества с Emidisk они дали хороший толчок карьере KENICKIE, и теперь эти девушки имеют огромный успех.

На подходе к 1998 году обстоятельства сложились следующим образом: Боб и Пит сочиняли новые песни (работали, короче говоря), Сара рассталась со своим парнем (это, кстати, был "шарлатан" Тим Беджес) и переживала провал своего сольного альбома, а в Британии появилась целая обойма коллективов, взявших за основу творчество SAINT ETIENNE. DUBSTAR, MONO, OLIVE и PEACH штурмом взяли британские чарты и уверенно там обосновались. Нужно было что–то с этим делать. И вот SAINT ETIENNE перебрались на Creation Records и решили вернуться с новым альбомом. Пит, Боб и Сара оправились в Швецию, где приступили к записи вместе с продюсером CARDIGANS Tore Johansson. На этот раз они решили использовать минимум электроники и пригласили студийных музыкантов. "Мы хотели сделать что–нибудь другое. Мы подумали, что уже вдоволь попользовались возможностями компьютеров и на этот раз должны все изменить", — говорит Сара. В результате получилась исключительно обаятельная запись, поп–музыка в классическом понимании, что так свойственно SAINT ETIENNE, и вместе с тем более органичная, чем предыдущие работы группы. В таких песнях, как "Sylvie", истории о двух сестрах, соперничающих между собой из–за одного мужчины, "Bad Photographer" или "Mr.Donut", отчетливо прослушиваются изумительно мягкие, почти джазовые гармонии. Герои клубной сцены вернулись, снова доказав, что они "the best", и, сорвав аплодисменты критиков, ворвались в хит–парады Европы. Теперь SAINT ETIENNE отправляются в первое за последние четыре года турне и вновь готовы радовать своих поклонников по всей Европе. Ура!

K.S.

© 2005 музыкальная газета