статья


Plastikman
Plastikman

Ричи Хоутен (Richie Hawten), также известный как Plastikman и F.U.S.E., создает музыку, которая представляет собой нечто большее, чем просто ритм технобита. Ричи Хоутен — один из первых революционеров в мире андерграундной музыки. Он основатель собственного лейбла, он имеет свой эйсид–стиль, по которому его можно безошибочно узнать, и к тому же он успевает ездить по всему свету и выступать со своей сумасшедшей музыкой.

Хоутен заинтересовался электронной музыкой в восьмидесятые годы, когда услышал у друзей брейк–дэнс, электро и новую волну. Отец дал ему послушать ранние записи KRAFTWERK. Дальше были SEVERED HEADS, ранний NEW ORDER, прочая электросинтетика, затем — чикагский хаус и эйсид–хаус и, наконец, детройтское техно. Хоутен с друзьями стали выступать в местном клубе (Виндзор, Канада) по субботам. Еще до этого Хоутен играл в подвале на двух старых вертушках и делал записи для узкого круга. Это все было в 1987 году. Затем Ричи появился в предместьях Детройта вместе со своим знакомым, которого звали Scott Borden. Вместе они играли по клубам все что угодно: от Nitzer ebb до ортодоксального детройтского техно. Обычно это продолжалось до пяти утра, а затем Хоутен и Борден отправлялись в клуб "The Music Institute", где до семи крутили пластинки Kevin Saunderson и Derrik May.

Следующим шагом Хоутена стало проникновение в студию. Там он записал несколько мегамиксов для радио в начале 1989 года. Это были четыре трека в "авторской редакции" Хоутена. Потом он встретил своего будущего партнера John Aquaviva, у которого была хорошо оснащенная студия в Лондоне (правда, штат Онтарио). Как бы сам собой возник лейбл +8 (Plus Eight Records). Первым его релизом стала запись дуэта под именем STATES OF MIND "Elements Of Tone" в конце 1989 года. После того как эта запись была выпущена, один из друзей и соратников Ричи по ди–джейскому столу Kenny Larkin сказал, что он работает над несколькими композициями. "Ну так чего ж ты не зайдешь в студию?" — сказал Ричи и Джон. — Мы посмотрим, что там у тебя." Так вышла вторая запись +8. Потом они встретили Дэна Белла (Dan Bell), и так вышла третья запись... Компания стала получать кассеты от ребят типа Toronto Science и Ron Allen. Целый час музыки прислал Speedy J, и каждый трек чертовски понравился Ричи и Джону.

Вскоре возникла необходимость в новых лейблах (или подлейблах, если можно так сказать). "Что, им одного было мало?" — спросит беспардонно иной читатель. А все очень просто. График релизов выстраивается, начинается бюрократическая работа. И тут — запись, которую хочется (или нужно) выпустить прямо сейчас. Для этого и был создан лейбл Probe. Кроме того, некоторые артисты лейбла занимаются сайд–проектами, и другой лейбл более подходит, чтоб творить под другим именем. Probe и возник усилиями музыкантов с +8, которые записывали не только чистое detroit–техно. Еще один лейбл, Definitive, стал выпускать хаус–музыку. Теперь им заведует Джон (Аквавива), который в большей степени сейчас занимается хаусом. Вообще чуть ли не каждый музыкант из той компании имел еще и организаторские способности. Иначе как объяснить, что многие имеют свои лейблы? Сотрудничая с Plus Eight, Фред Джанелли между делом открыл свою "фирму" Telepathic, а упоминавшийся Дэн Белл (теперь один из самых влиятельных музыкантов Детройта) не имел финансовой возможности, но с помощью друзей с +8 открыл Accelerate и совместными с ними усилиями выпустил первых четыре работы, а дальше все понял и занялся этим делом единолично.

Хоутен не только не замыкался на личных проектах, но довольно активно сотрудничал с другими фирмами и их представителями, как Fred Gianelli (представлявшим уже PTV), Pete Namlook (Fax Records). Но это он позволял делать раз–два в год, а все–таки больше внимания уделял себе (тоже правильно). Интересно, что совместный альбом Ричи и Фреда Джанелли (который все–таки остался в стадии проекта) должен был называться "Spawn", сразу вызывая ассоциацию с одноименным шедевром современного мега–сотрудничества (правда, в музыкальном плане несколько иного рода). Хоутен сотрудничал с группой LFO, но для него лично самой лучшей совместной работой он считает EP с Питером Нэмлуком "From Within".

Многоликий Хоутен (в хардкоровом варианте — F.U.S.E., а в обнаженно–ритмическом — Plastikman) со своей +8 оказался востребован британскими компаниями Warp и NovaMute. С этого момента Ричи проявляет настоящую интернациональную активность. Стоит заметить, что он — гражданин трех стран, и этот житель "мировой деревни" с легкостью находит лазейки и выходы в мире международной дэнс–музыки.

Теперь родной дом для Пластикмэна — компания NovaMute, нечто среднее между независимым и мэйджор–лейблом. Сам Хоутен говорит, что NovaMute сочетает пробивной напор большого лейбла и ментальность маленького. Естественно, ему это очень нравится. Ведь он имеет возможность предлагать свою специфичную, андерграундную музыку и к тому же пропагандировать ее, давать интервью. Его знание современного dancefloor сделало Ричи DJ–звездой и популярным ремикшером (работа с Биллом Ласвеллом, Bomb The Bass, New Order и участие в компиляции X–Mix 3).

Ричи Хоутен прошел путь от бескомпромиссной агрессии под псевдонимом Cybersonik (который, конечно, уже канул в прошлое) до home listening music, как на треке F.U.S.E. "Into The Space" и сопутствующем альбоме "Dimension Intrusion". Его второй альбом под псевдонимом Plastikman "Musik" — история техно в реальном времени. Выступление Хоутена в поддержку этого альбома проходило в здании бывшего склада компании General Motors. По случайному совпадению пол, стены и потолок были покрыты черным пластиком. Это понравилось Пластикмэну, и он даже взял это оформление в концепцию последовавшего концертного турне. "Причем буква К встречается на каждом шагу и символизирует почтение Хоутена к витамину К — это цитата из "Птюча" (ь 7 еще того времени, когда птючи были большими).

Вскоре вышла сингловая трилогия Пластикмэна Plasticity — Plasticine — Plastique. Это шедевр ритм–программирования, содержащий свободные от сэмплов, ослепительно сияющие на танцполе звуки, слегка подкрашенные эсидом. Это типичный пример так называемого "комплексного минимализма".

Хоутен потерял счет километрам и часам, которые ушли на турне. В один из редких моментов покоя в импровизированной студии UТК (under the kitchen, т.е. под кухней в доме его родителей) он сказал: "Я живу в сумасшедшем режиме. В понедельник я был в Париже, в среду — в Берлине, в субботе — в Финляндии, а в воскресенье — в Праге".

Но, наверное, никакое другое место на земле так не нравится Хоутену, как Детройт. Он сказал однажды, что люди здесь погружены в музыку, и не потому, что они ее ищут, а потому, что она их окружает. Из детройтских музыкантов ему нравятся патриархи: Derrick May, UNDERGROUND RESISTANCE и ди–джеи его поколения: Dan Bell, Carl Craig. Вообще он ценит американцев: Josh Wink, Woody McBride, Pete Namlook, а также бельгийца Robert Leiner (THE SOURCE). Что касается оборудования, которым пользуется Хоутен, то 80% составляют стандартные EMU и Roland (303, 808, 909), но они имеют специальные, эксклюзивные модуляторы и фильтры. Для Пластикмэна есть несколько композиций, которые он считает классическими: это "E2–E4" Эммануэля Готшенга, 58–минутный трек от группы 83 и безвестный техногимн от группы LINK.

Неуемный Хоутен учредил фирму Plastik Produkt, которая занимается членством в клубе, высылкой CD, parties, информацией о турне. Если вам это интересно, пишите по адресу: The Warehouse, 530 Walker Rd., Windsor, ont., N8У 2N1.

P.S. И главное. 19 мая выходит новый альбом Пластикмэна "Consumed". Так что приготовьтесь к новой порции кисловатого на вкус пластика 303–й пробы и отправляйтесь в очередное путешествие по лабиринту техно–музыки.

Павел КАНАШ

© 2005 музыкальная газета