статья


Curve
Над гнездом кукушки новые полеты

Скрытая феноменальность группы CURVE очевидна именно потому, что в ряду многочисленных жеманных и псевдокрутых команд со всеми недолговечными свойствами однолетних растений Toni Halliday и Dean Garcia умудряются создавать настоящую, исключительно выверенную и законченную музыку без пошлого налета хитообразности. Событийным является выход их нового альбома "Come Clean" (в Америке он уже давно в продаже, а в Британии появился лишь 18 мая), подтверждая тем самым надежды многих оптимистически настроенных любителей их музыки на скорое возрождение группы и возвращение Тони и Дина в строй.

Они молчали почти четыре года. За такой промежуток времени любой здравомыслящий человек, не больной чрезмерным равнодушием к музыке, может запросто пересмотреть все свои взгляды на объекты поклонения, изменить вкусы, многое забыть, а то и отрицать то, к чему еще совсем недавно был пристрастен. Этот процесс совершенно нормален, все меняется, и мы до сих пор бы слушали DEEP PURPLE, если бы не исследовательский дух первооткрывателей, который, к счастью, заложен во многих из нас.

Очевидно, что и CURVE не могли стоять на месте в своем развитии, принимая и перерабатывая по–своему информацию из окружающей среды. Любой человек, в котором есть хоть искорка любознательности и страсти к новизне, не смог бы пропустить все новомодные веяния, содержимое которых все равно рано или поздно испарится через забытые отверстия для уже отходящего пирсинга.

Как же проходила незаметная для нас эволюция Гарсиа и Халлидей, как пережили они четырехлетний период творческого затишья и с чем вернулись к нам сейчас? Ведь, образовавшись в 1990 году, они выпустили 8 синглов, 5 из которых находились в национальном Top 40 Соединенного Королевства, с самого начала своей карьеры выделившись из общей толпы шумового мусора тонкими мелодиями, неугасимой внутренней энергией и очень изощренным, с большим диапазоном настроений саундом. При этом они были почти проигнорированы официальным музыкальным истеблишментом с минимальной вероятностью быть услышанными по радио. И в то же время каждый новый их сингл автоматически становился лучшим синглом недели многих музыкальных изданий, среди которых и "NME", и "Melody Maker", и многие другие, кто так или иначе смог оценить группу, которая за всю свою карьеру была удостоена таких незамысловатых читательских наград, как "лучшая группа", "ярчайшая музыкальная надежда", "лучшая женская исполнительница" и "музыкальный секс–символ" (последний титул Тони проносила два года подряд). CURVE обожаемы публикой на концертах, самый яркий и значительный из которых состоялся в 1994 году в Далласе, где перед сорокатысячной аудиторией музыканты выступали совместно с THE CURE. Группа могла бы реально стать символом современной независимой музыки, если бы не почти полное отсутствие тщеславия и вероятность саморазрушения в случае официального признания и возникновения зависимости от пропитанных пошлостью законов шоу–бизнеса. Все без исключения релизы CURVE — от сборника ранних синглов "Pubic Fruit" до "Doppelganger" и "Cuckoo", бывшего до недавнего времени последним долгоиграющим альбомом группы, — заключали в себе очень мощный потенциал, способность с каждым разом самореализовываться с нарастающим эффектом и открывать все новые и новые стороны в своем творчестве. Примерно год назад "МГ" с моей легкой руки опубликовала достаточно содержательный и объемный материал о вышеупомянутом периоде жизни группы, и нет смысла повторяться. Сегодня я попытаюсь сделать разбор новейших полетов группы, в котором, я надеюсь, есть некоторые заинтересованные лица.

После того как в 1994 году вышли относящиеся к "Cuckoo" синглы "Missing Link" и " Superblaster" (их издания были настолько лимитированными, что даже сами участники CURVE не имеют у себя их экземпляров), группу стали регулярно крутить в программе MTV "120 минут". После турне все музыканты, уже имевшие опыт распадов и схождений, вновь решают отдохнуть друг от друга, обещая вскорости удивить мир новыми творениями. Тони и Дин остались одни, все остальные члены группы разбежались по своим собственным проектам. Обещанию появиться на музыкальной арене вновь суждено было сбыться только в 1996 году, когда в опять–таки лимитированном варианте вышла их новая работа — EP "Pink Girl With The Blues", а пока, разочарованные долгим молчанием Дина и Тони, всевозможные масс–медиа объявили о распаде группы, чем несколько предвосхитили события. В период разлуки Дин и Тони не сидели сложа руки и активно занимались различного рода проектами с другими музыкантами. Среди них необходимо отметить Aphex Twin, FSOL, Trent Reznor, с которыми они работали в сфере взаимного ремикширования. Впрочем, это увлечение электроникой было воспринято многими фанатами группы и не придало особого энтузиазма тем, кто верил в возрождение CURVE. Правда, была в этих коллаборациях некая искра, которая вспыхнула на совместном проекте Тони и LEFTFIELD, где она принимала участие в сочинении и исполнении композиции "Original" на альбоме "Leftism", с чем справилась просто великолепно. Широко известна совместная работа Тони с Аланом Уайлдером (ex–DEPECHE MODE) над альбомом 1992 года "Bloodline", где со свойственной ей проникновенностью она исполнила две композиции. Соло–проекты также не дали ощутимых результатов — Дин вообще не смог воплотить свои замыслы в некую законченную форму, а Тони удалось организовать исключительно женскую группу SCYLLA, но после безуспешных попыток выжать из своего голоса какое–то "кобейноподобие", эта команда канула во всепоглощающую Лету.

К тому времени CHEMICAL BROTHERS и PRODIGY успели сформировать новый мэйнстрим, и к ним и подобным им зловещим подражателям переметнулось большинство поклонников модной музыки. Промелькнувший "Pink Girl..." было трудно достать, да и сами музыканты отзывались о нем как о демо–записи, промежуточной пробе сил, необходимом поддержании формы. Многие не без оснований расценили сингл как знак возврата CURVE, но время для этого еще не наступило.

В конце концов заточку когтей пора было завершать. Подписав контракт с мэйджор–лейблом Universal, CURVE стремительно возвратились к нам с новым синглом "Chinese Burn", вышедшим в США 18 ноября, а в Англии 8 декабря 1997 года. Реакция со стороны поклонников и критиков последовала незамедлительно. Без сомнения, конец 1997 года прошел под знаком ожидания от Тони и Дина нового альбома, и "Chinese Burn" предоставил для этого достаточную почву. На сингле, по времени не уступающем долгоиграющей пластинке, представлены: одноименная композиция, несколько разноплановых ремиксов на нее, выполненных известными электронщиками Paul Van Dyke, Lunatic Calm, Flood, Witchman и самим Дином, а также две новые вещи. Все это представляло собой некий небывалый даже для CURVE сгусток танцевальной энергетики, поток нойза и бешеного ритма. Впрочем, обилие модных ремиксов, сделанных по всем последним стандартам, и откровенно блеклые би–сайды несколько смутили поклонников и серьезно подпортили впечатление от новой работы группы, заставив внутренне подготовиться к возможному разочарованию от грядущего нового альбома, дата релиза которого уже была объявлена. Отметив выход сингла несколькими небольшими выступлениями, сняв очень напряженный, отвечающий характеру композиции и ее внутреннему содержанию клип на "Chinese Burn", CURVE окончательно встали на ноги, и никто уже не сомневался в том, что группа реанимирована. И вот пришло время "Come Clean".

В задачу данного очерка не входит рецензирование содержания альбома. Любой любитель CURVE без труда оценит его сам. Все же не удержусь от некоторых поверхностных замечаний касательно "Come Clean", выпущенного на том же лейбле, что и предшествующий сингл, Universal. Эта программа не оставит вас равнодушными . Без сомнения, это новая веха в истории группы, новые мысли и открытия. Музыка СURVE стала намного агрессивнее, сложнее, мрачнее, менее расслабляющей, менее задумчивой и трансовой. Поток звука хлещет через край, и с первых же минут альбома становится очевидным факт, что мода преходяща и изменчива и CURVE запросто могут позволить и GARBAGE, и PRODIGY, и многим другим отпрыскам последних технологических достижений еще долго играть в своих песочницах. Музыка отдает внутренним холодом и эзотерикой вообще. Тони так прокомментировала свою новую работу: "Я всегда очень ревниво относилась к темным сторонам своего внутреннего "я". Мы попытались дать нашим мрачным чувствам волю, и поэтому альбом получился намного мрачнее предыдущих." Продюсировали его сами Тони и Дин в компании со своими старыми товарищами Alan Moulder, Flood (два последних известны по работам с DEPECHE MODE, NINE INCH NAILS, SMASHING PUMPKINS), Steve Osbourne и Tim Simenon (BOMB THE BASS, DEPECHE MODE). Эта когорта весьма качественно и разнообразно справилась с выполнением своих функций, придав альбому целостность и целеустремленный напор. Есть все основания полагать, что "Come Clean" станет причиной наплыва новых поклонников и роста популярности группы.

Уже проходит новое турне группы, первые выступления были замечены в Торонто, откуда CURVE при возможном сопровождении их старого барабанщика Steve Monti отправятся в США и Европу. Готовится к выходу новый сингл "Coming Up Roses", где будут представлены ремиксы этой композиции, сделанные Kevin Shields (MY BLOODY VALENTINE!), Danny Saber (BLACK GRAPE), Talvin Singh и HEADCASE. Появиться на свет этой работе скорее всего суждено в мае. Уже готово к показу одноименное видео, снятое очень хорошим режиссером Floria Sigismondi. Еще Тони и Дин планируют активней заняться ремикшированием чужого материала.

Резюмируя все вышесказанное, нельзя не выразить надежду на то, что CURVE если и задумают вновь разбежаться по углам, то все равно не смогут обойтись друг без друга и через год–другой мы услышим их новые разработки. А сейчас... Сейчас трудно представить их в ряду нынешних чванливых законодателей мод. Как показывает опыт, на направление мэйнстрима CURVE не влияют, оставаясь верными своему холодному, порой неукротимому, полному затягивающих водоворотов и порогов течению.

Дискография: 1992 "Doppelganger"; 1992 "Pubic Fruit"; 1993 "Cuckoo"; 1998 "Come Clean"

© 2005 музыкальная газета