Ocular Records
Буревестник техно-индустриальной революции в России?

Краткая предыстория написания данного очерка: в редакции "МГ" нам было предложено отрецензировать две видеокассеты, выпущенные на московской фирме Ocular Records, что мы и сделали, но позже мы подумали и решили посвятить новоиспеченной российской компании еще и целую статью. Тем самым мы бы хотели поддержать хорошее начинание россиян и привлечь внимание поклонников техноиндустриальной музыки к молодой независимой фирме.

Итак, Ocular Records — независимая российская компания, образованная в 1997 году и ориентированная на техноиндустриальную музыку западного стандарта. Ocular Studio — лаборатория кибериндустриального звука компании. Техническое оснащение студии позволяет работающим в ней музыкантам добиваться европейских индустриальных стандартов звучания. Ocular Video — недавно образованное отделение компании, специализирующееся на выпуске живых видеоконцертов и клипов.

Сразу же оговоримся, что все нижесказанное нами по большей части было навеяно просмотром двух живых видеоконцертов (см. обзор новинок) —– первый является видеозаписью 2–го фестиваля "Рожденные в Нирване", имевшего счастье состояться 20 февраля текущего года, вторая же видеокнижка содержит отчет о концерте четырех российских индустриальных проектов, сотрясавших своими техногенными звуками помещение одного из московских клубов в декабре 1997 года. Лично для нас второе событие представляет гораздо больший интерес, нежели первое, и поэтому мы перейдем к более обстоятельному рассказу о нем и о командах–участницах: DESCENT, GROUND BEAT, D.S.M., THAIVOX. Но, пожалуйста, примите во внимание то, что концертное звучание электрокоманд как правило сильно отличается от студийного. Так что данный факт однозначно повлиял на нашу субъективную оценку услышанного и увиденного.

Нельзя сказать, чтобы первая команда нам особенно понравилась и показалась интересной. DESCENT очень хорошо смотрятся на сцене и исполняют некую хаотичную смесь из простенького дигитального хардкора, брейкбита, этноэмбиента и габба. Вторичность к такой немецкой команде, как ULTRAVIOLENCE (более туповатый и несколько однообразный клоник небезызвестных ATARI TEENAGE RIOT) налицо. Более экстремальный вариант подобной музыки в Минске можно услышать в исполнении АТАКА С БРЕЮЩЕГО ПОЛЕТА. Справка Ocular Records: "Группа DESCENT была организована в начале 1996 года. Во главе ее стоит Антон Гарсиа, некогда возглавлявший легендарный коллектив ШАХ. В сентябре 1996 года вышел дебютный экспериментальный альбом команды под названием "Inclination". Работа получила хорошие отклики в прессе. Журнал "Kerrang", в частности, высоко оценил альбом: "Мощный гитарный саунд с элементами gabba. Альбом "Inclination" тяжелый и достаточно смелый для того, чтобы стереть в вашей голове воспоминания о таких русских группах, как ПАРК ГОРЬКОГО. Это лучше, чем вы могли бы себе представить". Видеовыступление данной группы мы оцениваем в три балла по пятибалльной шкале оценки.

GROUNDOG BEAT... Хорошая группа, с "изюмом". Очень "сценогенична"... Состав: Игорь Жигунов (лидер, клавишные, вокал), Андрей Соловьев (труба, сэмплер, вокал), Руслан Ступин (гитара), Валя Атаханова (вокал). Играет slow, haunting альтернативный индустриальный рок с четкой синтетической бас–линией. Явные плюсы: столь редкий на электросцене лидирующий женский вокал и преследующая мелодичность дэнсориентированных композиций. В пресс–релизе Ocular Records написано: "От большинства отечественных электронных групп GROUND BEAT отличается еще и тем, что ее участники не выступают в роли лаборантов при синтезаторах и компьютерах, но, наоборот, заставляют эти инструменты бесприкословно исполнять их волю". Команда проповедует американскую (даже канадскую) ветвь индастриэла, и в ее саунде мы узрели некоторую схожесть с композициями XMTP, NOISE BOX, PYGMY CHILDREN образца начала 90–х. Определенно группа движется в верном направлении, и в ней отчетливо проявляются задатки сильной команды, способной заявить о себе на "забугорной" индустриальной сцене и превратиться в лидера российского хард–электро– и рок–движений. Песенка "My Fault" — стопроцентный танцевальный хит! Правда, строчку "I love you, I love you" более уместно было бы заменить на "I hate you, I hate you". Интересен также кавер вещи PJ Harvey "Down By The Water". В целом очень актуальный и интеллигентный коллектив. Даем небольшую фору и оцениваем в пять баллов.

D.S.M. (DEVIL STONE MEDICINE) — еще один вариант на тему ULTRAVIOLENCE, но более утяжеленный. Смесь из индустриального метала, габба–ритмов и жесткого гитарного вала а–ля FEAR FACTORY. Ростки электроминимализма задушены гитарным рубиловом и компьютерной ритм–долбежкой = MINISTRY + KMFDM + SKINNY PUPPY. Но здесь мы впервые услышали на кассете более–менее грамотные дисторшны вокалов. Справка Ocular Records: "Индустриальная формация D.S.M. включает в себя двух музыкантов, параллельно работающих компьютерных шизофреников, живущих в Амстердаме. Проект был основан в конце 1995 года. Придя в профессиональную музыку в 1989 году, ребята пробовали себя в разных направлениях: jazz rock, heavy metal, grunge, psychodelic. За эти годы сменилось несколько названий (в начале 1995 года проект SMITH + WESSON с участием тех же музыкантов работал в концерте с Joe Cocker в качестве support группы). Чувствуя давление rock’n’roll, D.S.M решили не уходить в традиционный индустриальный mainstream. Сегодняшний D.S.M. — это музыка с нестандартным миксом жестких неожиданных ритмических смещений с techno, house, jungle, hardcore, break beat пульсацией. D.S.M. придерживаются политики расширения ментального восприятия электронной информации, используя живые несэмплированные гитары как источник аналоговой Энергии в круговороте цифр. И наконец, D.S.M. не пытаются изобрести велосипед, просто нужно быть полным идиотом, чтобы не воспользоваться безграничными возможностями, которые дает миру пласт альтернативной культуры общения —– industrial". Наш вердикт в отношении D.S.M. таков: на концерте под их музыку можно неплохо оттянуться, но слушать ее в домашних условиях — упаси боже... Три балла.

И наконец мы добрались, пожалуй, до самого известного для отечественных "музыкоманов" проекта THAIVOX, однажды отыгравшего концерт для когда–то еще "замороженной" и ничего не понимающей минской публики в клубе "Резервация". Грамотный, жанровый мужской вокал. Шоу–герл и вторая вокалистка Тутта Ларсен, прыгающая по сцене. Хард–электро немецкой индустриальной школы в обрамлении танцевального EBM–бита. Имеют тот настоящий холодный индустриальный саунд, сильно выигрывающий по сравнению с порядком поднадоевшим брейкбитом. Простое построение композиций, наиболее богатая электронная составляющая, если ограничиваться четырьмя представленными коллективами. Присутствует необходимая мрачность и апокалиптичность. Черт побери, опять слышны влияния ULTRAVIOLENCE. Справка Ocular Records: "Московская группа THAIVOX образовалась в марте 1996 года. Музыка коллектива вряд ли укладывается в какие–либо стилистические рамки. Здесь и жесткий экспрессивный гитарный body и electro industrial, и энергичная breakbeat ритм–секция. Именно по этой причине все композиции в дебютной программе очень разнообразны. Кроме того, предложена оригинальная и достаточно смелая кавер–версия на песню "I`m A Spy" легендарных THE DOORS. Участники THE THAIVOX работали ранее, а некоторые из них и на сегодняшний день работают в различных московских популярных альтернативных коллективах. Никита Рыбин —– клавишные, программирование. Человек с неисчерпаемой музыкальной фантазией и отменным вкусом, сотрудничавший со многими прогрессивными московскими музыкантами как аранжировщик. Дмитрий Осинов —– бас, программирование. Идейный вдохновитель проекта, музыкальный реактор группы, олицетворение яркого сценического шоумена, работавший ранее в московском проекте CROCODILE TX (российском аналоге группы FEAR FACTORY). Алексей Козлов —– вокал. Экспрессивная сценическая личность настоящего фронтмена плюс дерзкий, поистине душераздирающий вокал. Ранее работал вместе с Дмитрием Осиновым в группе CROCODILE TX. Максим Галстьян —– гитарист THAIVOX и суперпопулярной альтернативной hardcore группы I.F.K., имеющий богатый опыт работы с некоторыми всемирно известными культовыми альтернативными группами. И, наконец, бесподобная Тутта Ларсен — вокал, танцы. Мелодичный, проникающий вокал, увязанный с бесподобным танцем, сплетенным с агрессивной энергией музыки THAIVOX, рождает ощущение психомузыкального торнадо. Параллельно с работой в THAIVOX Тутта поет в популярной московской джаз–роковой группе JAZZLOBSTER и является, пожалуй, самой популярной телеведущей МУЗ ТВ и BIZ TV, выходит в эфире радио "Maximum" со своей передачей. Помимо этого, именно она впервые начала с экрана TV пропаганду независимой альтернативной музыки и неформальных движений.

11 октября 1996 года THAIVOX пригласили выступить в качестве разогревающего состава перед культовым швейцарским industrial коллективом THE YOUNG GODS, совершающим тур по России. И тогда, после концерта, на пресс– конференции вокалист THE YOUNG GODS отметил работу THAIVOX как музыку хорошего европейского уровня и, что самое главное, по мнению одного из музыкантов группы, —– это отличие музыки THAIVOX "от ширпотреба, показываемого на MTV Europe". Добавим также, что THAIVOX неизменно "суппортировали" именитые современные западные команды, посещавшие с концертами первопрестольную, —– вспомним хотя бы имевшие место шоу PRODIGY и CLAWFINGER. Итак, все достаточно добротно и профессионально, но только четыре балла (чтобы музыканты не зазнавались и продолжали радовать поклонников новыми, более продвинутыми и интересными вещами).

Да простят нас ребята с Ocular Records за критику, но мы всем им искренне желаем только успехов в продвижении техноиндустриальной культуры на территории вконец "обдолбанных" и "опопсевших" славянских государств. Молодцы, правое дело затеяли. Мы действительно очень рады, что электроиндустриальная субкультура, имеющая огромный творческий и коммерческий потенциал, пустила свои корни в России и Беларуси (нельзя не упомянуть в этой связи и отечественных электрогероев ROMANTIC SUB–V 19/X P.C., TOO LATE FROZENS, FAT NOT DEAD, AUTISM, HDDN NAME — Ocular Records, не зевайте!).

Все большое, как известно, начинается с малого.. Нас стало больше! Ура!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 16 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета