статья


Madonna
Путь королевы

(Окончание. Начало в "МГ" ##14,15).

Мадонна грезила мечтой иметь свою собственную группу и держать главный вокал за собой. Группы, в которых отметилась Мадонна, а это THE MILLIONAIRS, MODERN DANCE и EMMY, играли по нью–йоркским клубам, чтобы наработать имя, но отличались катастрофическим непостоянством состава. К тому же большинство клубов, естественно, следили за модой и требовали от выступающих на их площадках групп что–нибудь панковое или, на худой конец, "новую волну". Мадонне не нравились эти направления, хотя она позже заявляла, что большое влияние на ее группы оказали THE POLICE и THE PRETENDERS. Вместе с коллегами она напряженно трудилась над демо–записями и готова была предложить их любому продюсеру. В это же время Мадонна, несмотря на свой скромный рост, подрабатывала моделью.

Проблема нехватки денег никогда не покидала нашу героиню. В 1981 году ей предложил подработать у него на подпевках немецкий в каком–то смысле авангардистский музыкант Отто Фон Вернхерр. Все, что требовалось от Мадонны, это минимальное вокальное участие в трех композициях (в основном в припевах) на фоне монотонного голоса Отто с ярко выраженным акцентом. Этими песнями стали "Wild Dancing", Cosmic Climb" и "We Are The Gods". Забегая вперед, скажем, что когда Мадонна прославилась, этот немец решил нагреть руки на их раннем сотрудничестве. Он ремикшировал эти песни, выделив вокал Мадонны на первый план, и выпустил на английском лейбле Receiver Records диск MADONNA (& OTTO VON WERNHERR) "In The Beginning". По утверждениям фэнов Мадонны, которые имеют в коллекции этот сборник, данные песни ужасного качества и голос Мадонны звучит очень отлично от привычного. Они советуют не тратить деньги на эту дешевую коммерческую запись, а лучше приобрести альбом "PreMadonna", спродюсированный Стивом Брейем, с ранними демо–записями некоторых известных хитов певицы.

Наконец одно из ее демо попало по адресу, к музыкальному менеджеру Камиле Бэрбон. Ей понравилась одна из песен с голосом Мадонны, и последняя вместе со Стивом Брэйем, ударником и автором песен, получила контракт. Но Бэрбон не любила спешить, так что Мадонна могла прождать целую вечность перед тем, как прославилась бы. Контракт с ее лейблом Gotham Records, по которому Мадонне полагался "стольник" баков в неделю, долго не продержался.

Тогда Мадонна попробовала еще одну зацепку. На этот раз она очаровала своими песнями ди–джея Марка Кэмиса, который согласился пару раз проиграть на своей дискотеке одну из песен новой знакомой. Песня была встречена с восторгом, а называлась она "Everybody". Марк лично был знаком с президентом Sire Records и хотел без промедления представить ему Мадонну. Но дело едва не прогорело, потому что этот человек чем–то резко заболел и на тот момент лежал в больнице.

Мадонна взяла под контроль ситуацию и сама отправилась навестить больного. Из природной брюнетки она за час превратилась в яркую блондинку в стиле Мэрилин Монро и очаровала президента.

Material Girl

Мадонна была довольна собой. Еще бы, контракт с таким известным лейблом плюс 5000 долларов зарплаты радовали глаз молодой талантливой особы, которой до этого нечасто везло. После того как дебютный сингл Мадонны "Everybody" попал на радио и в клубы, ее по ошибке приняли за какую–то афро–американскую диву, но это не помешало синглу разойтись 250–тысячным тиражом и занять 3–е место в танцевальных чартах. Прекрасно для начала!

Джон "Мармелад" Бенитез, знакомый клубный ди–джей и любовник, стал одним из ее первых продюсеров, и под его началом Мадонна записала свой первый настоящий хит "Holiday", сделавший ее звездой хай–энерджи. Впрочем, она всегда умело заводила знакомства и, по свидетельствам ее друзей, редко имела меньше трех любовников одновременно.

После выхода в 1983 году ее первого альбома, пользовавшегося огромной популярностью, на Мадонну посыпались предложения сниматься в кино, и у нее вскоре помутнело в глазах от такого бешеного выбора. Но о музыке она не забывала ни на секунду. С песней "Borderline" она впервые попала в первую десятку американского хит–парада, а с выходом видеоклипа к синглу "Lucky Star" даже выступила с новой улично–мальчишеской модой для девушек ("Boy Toy"). Было официально заявлено, что с помощью одного только альбома Мадонны многие американские музыкальные магазины увеличили количество продаж на 40 процентов.

Однако грустно было видеть, сколько с этого имела сама виновница покупательского ажиотажа. И, получив некоторую сумму, Мадонна вынуждена была уйти в предпринимательство. Она открыла свой собственный лейбл Wazoo, но не звукозаписывающий, а специализирующийся на моде. Wazoo в основном занимался продажей браслетов, фенечек и других крутых вещичек в стиле "Boy Toy", и очень скоро Америку и западноевропейские страны захватила мода на такую одежку. Мадонна наконец оказалась при деньжатах, и с тех пор за ней закрепился имидж материально–заинтересованной гражданки и прозвище "Material Girl", подтвержденное ее вторым альбомом "Like A Virgin". Эксплуатация образа яркой смелой блондинки Мерилин Монро успешно перешла в свой апогей.

С ним она вошла в 1984 год, и он стал ее годом по всем статьям. Альбом в самые короткие сроки стал трижды "платиновым" (нынче он удостоился уже девяти "платиновых" наград), а хиты из него "Like A Virgin", "Crazy For You" (за который она получила свою первую статуэтку "Грэмми"), "Material Girl" и "Into The Groove" сменяли друг друга на почетном посту в первой пятерке всех без исключения мировых чартов. Успех закрепляется съемками в фильмах "Desperately Seeking Susan" и "Vision Quest" и саундтреками с очень популярными песнями Мадонны. Она отправляется в первый в своей карьере гастрольный тур "The Virgin Tour", билеты на который расходятся в считанные недели.

На съемках клипа "Material Girl" она познакомилась со своим будущим и пока единственным мужем актером Шоном Пенном. У них быстро вспыхнул роман, и в день своего 27–го дня рождения Мадонна вышла за него замуж. Наверное, она его любила, но те четыре года, которые им суждено было пробыть вместе, Пенн служил для нее обыкновенным средством для получения ролей в престижных картинах. Он долго терпел ее измены (в 80–е годы Мадонна сменила около ста любовников, между прочим) и не на шутку опасался за ее и свое здоровье после того, как выяснялось, что очередной ее "голубой" друг или "розовая" подружка заражались СПИДом и нередко умирали. Пару раз он даже заставал Мадонну в групповухах в их кровати. Их развод по классической причине несходства характеров и взглядов на жизнь был зафиксирован 10 января 1989 года.

Образ практичной девственницы, в который с мастерством вошла далеко не невинная Мадонна, плавно перешел в более злободневный для середины 80–х разговор о правах женщины на аборт в ее альбоме "True Blue". В песне "Papa Don’t Preach" Мадонна демонстрировала свои смелые воззрения, критикуя противников вынужденного искусственного прерывания беременности. Но многие восприняли это как одобрение и пропаганду с ее стороны сексуальных отношений среди несовершеннолетних, что абсолютно не входило в намерения Мадонны.

Сам же альбом вот уже в третий раз продемонстрировал характерную для Мадонны закономерность: в каждой ее новой работе не может быть один–два хита. Она может сделать популярной любую песню. В разнообразии ей тоже нельзя было отказать. На диске оказались хиты на любой вкус: трепетная баллада "Live To Tell", жгучий темпераментный танец кастаньет "La Isla Bonita", поп–роковая вещь "Open Your Heart".

Новый год и очередные съемки в кино. Картина называлась "Who’s That Girl", и саундтрек к нему раскручивался как официальный альбом Мадонны, хотя на нем оказалось всего четыре ее песни. А за спиной у занятой Мадонны вышел альбом танцевальных ремиксов ее самых известных песен "You Can Dance" с одной новой песней "Spotlight". Этот альбом в принципе не давал ничего нового фэнам певицы и актрисы, которые исправно тратили свои деньги на покупку ее синглов, а ориентировался на клубы и дискотеки.

Горят кресты, горят...

Через два года почивания на лаврах мир узнает новую Мадонну. Всегда работая на публику, раньше Мадонна редко делала ставку на лирику своих песен. Знаете ли, народ требовал ритм, побольше скандальности от исполнителя и мало интересовался глубиной текстов. На рубеже десятилетий Мадонну одолело чувство стыда и она выдала, пожалуй, один из самых глубокомысленных альбомов "Like A Prayer". Конечно же, ей нужны были эти раскаяния, обращения к вере и сложенные у груди руки с устремленным в небо взглядом, но, зная натуру Мадонны, легко было предугадать, что это очередной ее ход к суперпопулярности. Несмотря на это, слушатели поверили в искренность Мадонны, а музыкальные обозреватели отрецензировали эти песни, как "высокохудожественные произведения, с которыми поп–музыка еще никогда не была так близко к высокому искусству". Новыми видеоклипами Мадонна вновь вернула себе статус скандальной личности. В видеоряде к заглавному синглу "Like A Prayer" на фоне причитающей певицы видны горящие кресты, что, естественно, возмутило верующих. Мадонне–то все было по барабану, но компании "Pepsi", с которой у Мадонны был долгосрочный рекламный контракт, — нет. В итоге контракт был разорван.

Другим очевидным гвоздем альбома стала песня "Express Yourself", в которой Мадонна впервые раскрылась перед слушателями во всей своей психо–физической красе. Культ самовыражения всеми известными способами управлял ею с рождения. На данном этапе ее творчества он наконец нашел свое воплощение в отдельной песне. И личный пример Мадонны, которая держала себя в отличной физической форме, ежедневно пробегая 8 километров и занимаясь в фитнес–центре, а также делала все, чтобы найти свое место в жизни, заниматься любимым делом, оказался очень заразительным.

Новая ее роль в кино — голливудский ретро–боевик "Dick Tracy". Как всегда Мадонна пишет несколько песен для его саундтрека, но вразрез сложившейся традиции выпускает их отдельно от саундтрека, вместе со своими новыми песнями на альбоме "I’m Breatless". Наиболее известными из этих песен стали мини–мюзикл"Hanky Panky" и, разумеется, первая запись Мадонны в стиле "хаус" "Vogue", большой хит 1990 года.

Мадонна доминировала в мировых чартах уже 7 лет подряд и совершенно не собиралась сдавать завоеванные позиции. В 1990 году ее продюсеры задумали было собрать самые знаменитые ее песни на одном диске, но их оказалось столько, что пришлось чем–то пожертвовать. На сборнике "The Immaculate Collection" не оказалось многих запомнившихся публике композиций (их променяли на совместную с Ленни Кравитцом песню послабее "Justify My Love"), другие оказались на диске в отличном от оригинала виде. Это что касается недостатков компиляции. В остальном же "The Immaculate Collection" явила собой прекрасное собрание лучших хитов самой популярной американки 80–х годов.

Третье мировое турне Мадонны "Blond Ambition Tour" прошло, как все под маркой "Мадонна", на "ура". На его основе вышло два видеофильма: собственно видео самых замечательных моментов самого турне и фильм "Truth Or Dare" с закулисными сценами тех концертов и проблемами, с которыми столкнулась Мадонна в кругосветном путешествии. Последний носил определенный интимный характер, получив второе название "В постели с Мадонной". С этого–то и началось новое увлечение, или, как некоторые считают, помешательство Мадонны на сексуальной почве.

Эротика и порнография

Мадонне требовались новые идеи в области смены имиджа, и она готова была пожертвовать определенной долей своей популярности ради своего перерождения. Альбом 1992 года "Erotica" и автобиографическая книга "Sex", а также ведущая роль в триллере "Body Of Evidence" вмиг поместили Мадонну в самый центр нового скандала (которыми она буквально живет). Искусствоведы назвали ее новый имидж грязным и порочным, а вот публика, напротив, была заинтригована. О музыкальной части этого сексуального "недоразумения", альбоме "Erotica", сразу забыли, как о более–менее безобидном творении на фоне откровений книги "Sex". Еще бы, ведь на ее страницах были фотографии обнаженной Мадонны в компании ее многочисленных сексуальных партнеров, в том числе чернокожей манекенщицы Наоми Кэмбл (с похабными подписями под каждым фото), что позволило говорить о бисексуальности Мадонны. К тому же из этой книги мир узнал о бурных сексуальных фантазиях Мадонны, что взбудоражило не один праведный ум. И все–таки жалко альбом. В нем было много интересных песен: "Bad Girl", "Fever", "Deeper & Deeper", "Rain" и "Erotica". Но эротику в который раз задавила порнография.

Чтобы помнили...

В 1994 году, когда еще бушевала враждебная критика порочной Мадонны, люди и глазом не успели моргнуть, как Мадонна превратилась в романтичную кошечку, такую же страстную, но в рамках благопристойности. "Erotica" продемонстрировала темную сторону ее натуры. Теперь дошла очередь и до светлых моментов.

Альбом "Bedtime Stories" с хитами "Secret" и "Take A Bow" умиротворил ее ярых оппонентов. В нем Мадонна отличилась старомодностью, мысленно попав на испанскую корриду и сделав вид, что испытывает сильные чувства к тореадору, но так надо было, чтобы плавно подготовить публику к новым переменам. Критикам становилось ясно, что Мадонна готовит прорыв в современную дэнс–музыку, от которой она несколько отстала своими сексуальными экспериментами. Но революции не совершаются на сворую руку.

В следующем году Мадонна выпускает уже второй сборник, на этот раз лучших своих баллад, снабжая подарочный набор из классических "Live To Tell", "Crazy For You" и "Rain" актуальными венцами медленного жанра "This Used To Be My Playgriund" (из саундтрека "League Of Their Own") и сильным по воздействию хитом "You’ll See". Еще двумя новыми песнями альбома стали "One More Chance" и "I Want You", посвящение Марвину Гейю, исполненное вместе с MASSIVE ATTACK.

Прекрасная возможность для очередных метаморфозов представилась нашей героине, когда был объявлен конкурс на замещение вакантной главной роли в фильме "Evita". И Мадонна не была бы самой собой, если бы упустила возможность сыграть столь нетипичную для себя роль. К ее чести, внешне несопоставимая с ее заслугами Эва Перон, жена диктатора Хуана Перона, вышла из Мадонны как с натуры. К тому же никому из ее конкуренток не удалось бы вдохнуть в музыкальную часть этого фильма столько чувственности и экспрессии в "Don’t Cry For Me Argentina" и слезливой меланхолии в "You Must Love Me", как это вышло у профессиональной певицы Мадонны.

Мадонна и современность

Новый материал королевы поп–музыки альбом "Ray Of Light", о котором мы уже рассказывали, завершил многолетние подготовительные работы певицы и ее продюсеров по ее возвращении в мир современного дэнсинга. Дебютный сингл "Frozen", клип к которому дал нелепый повод для обвинения Мадонны в плагиате идей у отечественной знаменитости Вороны —Линды, является всего лишь каплей в море ультрасовременных достижений Мадонны и кирпичиком в стене этого ее монументального строения. Не думаю, чтобы такой колосс можно было запороть уже на стадии заложения нулевого цикла.

Не секрет, что в начале 90–х Мадонна основала свой собственную звуко– и киноимперию Maverick, и сейчас в его активе есть контракты на запись и распространение записей на территории Америки таких известных музыкантов, как Эланис Мориссетт, PRODIGY и ERASURE. Собственнические манеры некоторых богатых лейблов–гигантов толкнули Мадонну на этот шаг, и она предвосхитила проблемы, возникшие, если помните, у Джорджа Майкла, покинув Sire Records, находящийся в ведении Warner Brothers. Начиная с альбома "Erotica", все ее работы выходили исключительно на Maverick.

Всем известно, что у Мадонны теперь есть наследница, полуторагодовалая дочка Лурдес Мария. Ее отцом признан бывший фитнесс–тренер Мадонны Карлос Леон. Молодая мамаша практически единовластно воспитывает дочь, но отцу не запрещается посещать ее. Мадонна уверена, что ее дочь вырастет такой же талантливой, как и она. В то же время домашние хлопоты не мешают ненасытной Мадонне удовлетворять свою природную потребность в новых переживаниях и новых любовниках. Темпераментных испанцев она меняет на симпатичных, но холодных британцев и уже смотрит в сторону представителей других стран и национальностей. Очевидно, ее уже не изменить.

Она амбициозна во всем и добивается своего любой ценой, во всем стараясь быть первой. Ее достижения выглядят изумительной картиной. За свою карьеру она продала более 100 миллионов своих записей по всему миру, и все они попадали в первые двадцатки самых известных хит–парадов. Это сделало ее одной из самых богатых женщин на свете. С такими финансами и авторитетом у нее масса возможностей для того, чтобы жить, не нуждаясь ни в чем. Единственное, что всегда будет не хватать Мадонне, это новые ощущения, будь то от еды, секса или карьеры. А еще ей не мешало бы основательно влюбиться (совсем не обязательно при этом оформлять отношения). В этом году ей исполняется 40 лет, и, я думаю, в ближайшее десятилетие ее все–таки ждут глубокие чувства рано или поздно. Пожелаем же ей удачи и не будем судить ее строго. В мире есть миллионы людей, тихо проживающих свои бесцветные жизни без большой мечты. На их фоне Мадонна является живым примером воплощения самых сокровенных своих желаний и грез, оптимизма и прогрессивности взглядов. Другой такой женщины в мире нет!

Андрей БАРАНОВСКИЙ

© 2005 музыкальная газета