статья


Massive Attack
грезы на поле боя

Когда практически все течение великой реки танцевального поп–арта было перегружено дутым величием техно–обманщиков, MASSIVE ATTACK выпускает в свет свой дебютный альбом "Blue Lines", довольно крепко пошатнувший привычные представления как музыкальных критиков, так и простых обывателей, о том, где проходят зыбкие стилистические границы, потому что охарактеризовать эту сумасшедшую смесь рэпа, даба и электронщины было весьма проблематично. Этот коллектив — яркое отражение культуры 90–х, создающей порой самые немыслимые сочетания и вызывающей ассоциации с калейдоскопом в руках непоседливого ребенка.

Еще до выпуска своего первого сингла "Day Dreaming" в 1990 году группа MASSIVE ATTACK, появившаяся на сцене в середине 80–х, была достаточно широко известна (если даже и не по всему земному шару, то в родной Англии их знали многие). Музыкальные корни коллектива восходят к далеким дням возникновения британской рэповой сцены — они были первыми, кто нес в массы искусство отточенного речетатива и граффити у себя на родине в Бристоле. Назывались они тогда THE WILD BUNCH, и продюсировал проект тот самый Nellee Hooper, который в дальнейшем привлек к сотрудничеству таких исполнителей, как Tracey Thorn, Horace Andy, Nicolette и Tricky, но сперва заложивший весьма крутой вираж, приведший к образованию MASSIVE ATTACK, таких, как мы их знаем сейчас.

Что именно случилось в далеком 1986 году?

Звучание, специально разработанное для сотрудничества с Shara Nelson оказалось достаточно хорошим, но для того чтобы вывести к вершинам хит–парадов совсем не THE WILD BUNCH, а "Soul II Soul" — новый проект Nelle Hooper. И тогда Robert Del Naja (ака 3D), "Mushroom" Vowles и "Daddy G" Marshall ничего не оставалось, кроме, как создать свой собственный проект, подчиненный всецело идее "создания музыки вокруг искусства". Один из членов группы, а именно 3D, еще до того, как они встретились, привлекался к общественно полезному принудительному труду за свое пристрастие к граффити — видать, горбатого могила исправит...

Поступок Nelle Hooper мог показаться на первый взгляд предательским и вероломным, но на самом деле это дало миру меломанов сразу два ярких открытия совершенно различного плана и при этом он до сих пор выполняет основную работу по сведению и доработке материалов этих, да и не только этих коллективов, так что не такой уж он и негодяй, этот Hooper, — отчего же не выстрелить по двум зайцам, когда есть возможность попасть в обоих?

После упомянутого выше сингла "Day Dreaming" с участием Tricky и Shara Nelson увидели свет такие работы: сингл со скромным названием "ЕР", полноразмерный альбом "Blue Lines", в записи которого принимал участие Horace Andy — легендарный исполнитель реггей (после этой программы в его карьере произошли значительные улучшения), второй полноразмерный альбом "Protection" в сопровождении трех синглов — "Protection EP", "Karmacoma" и "Sly". "No Protection" — работа знаменитого даб–продюсера Mad Professor, включающая в себя ремиксы многих композиций предыдущих альбомов, сингл "Risingson", а также различные ремиксы таких исполнителей, как GARBAGE, Madonna и др.

В планах группы выпуск альбома ремиксов радиохэдовского "O’K Computer", причем на собственном лейбле "Melancolic records". Специально для фильма "Welcome To Sarajevo" была написана композиция "Wire". В данный момент уже завершена работа над долгожданным альбомом "Mezzanine", предварительная дата релиза которого намечена на 13 апреля.

Наверняка MASSIVE ATTACK и в этот раз не зря испытывали терпение своих поклонников. В одном из своих интервью 3D заявил: "Любое что–то — это лишь часть всеобщей пустоты, все равно не узнаешь всего целиком. Все, что мы можем, — это лишь что–то с этим делать. Думать об этом просто бессмыссленно. Мы просто делаем то, что нам нравится, и, если бы мы думали, почему — ничего бы и не было".

Добавить к выше сказанному нечего. Дождемся 13 апреля, и, возможно, многозначительность Robert Del Naja станет несколько определенней.

Алекс КУСТОВ

© 2005 музыкальная газета