статья


Simple Minds
все гениальное — просто

Эта история о талантливом музыканте Джиме Керре и оего товарищах из страны, где ходят в шотландках и играют на волынке. Чутьболее 20 лет назад он собрал свою первую группу, которая впоследствии трансформироваласьв ныне колоссально популярную команду SIMPLE MINDS. Личность Джима оченьлюбопытна в ретроспективе не только с точки зрения принадлежности к SIMPLEMINDS, в которой он прославился однажды. Мистер Керр, похоже, единственныйчеловек на планете, которому удалось соблазнить сразу двух писанных красавицмира музыки Крисси Хайнд (Chrissie Hynde) и Пэтси Кенсит (Patsy Kensit).Когда–то он был женат на каждой из них...

Очень самокритичные парни

Когда Джима Керра (Jim Kerr, р. 9.07.1959 г. в Глазго)пригласили в панк–группу, его буквально перекосило от ее названия JOHNNYAND THE SELF ABUSERS. Одно радовало: название было придумано не им, а,собственно, тем человеком, который хотел видеть Джима в команде.

Этим человеком был не кто иной, как Джон Майларки (JohnMilarky), начинающий продюсер из Глазго, который мечтал сколотить приличнуюгруппу под своим крылом. Часть рекрутов попала в состав команды из кругадрузей Джона, а Джим Керр и Чарли Берчилл (Charlie Burchill, р. 27.10.1959г. в Глазго) получили места, потому что имели уже некоторый опыт текстовикаи гитариста соответственно. Джим, когда закрепился, смог пристроить такжешкольного друга ударника Брайана МакГи (Brian McGee).

Ребята давали концерты и записали несколько песен. С помощьюДжонни демо отправили куда надо, и в сентябре 1977 года на малоизвестномлейбле Chiswick вышел дебютный и, как оказалось, их единственный сингл"Saints And Sinners", являющийся ныне большим раритетом. Вотна такой грустной ноте и закончились летние приключения JOHNNY AND THESELF ABUSERS. Прямо в день выхода сингла группа раскололась на два лагеряи в лучших панковых традициях распалась. Одна ее половина (во главе с Керром)назвалась SIMPLE MINDS, другая же стала CUBAN HEELS.

Жизнь одним днем

В первоначальный состав SIMPLE MINDS вошли Керр, Берчилл,МакГи и басист Тони Доналд (Toni Donald) из JOHNNY AND THE SELF ABUSERS,а также Данкан Барнуэлл (вторая гитара) и спешно найденный по объявлениюклавишник Мик МакНил (Mick MacNeil). Название было взято группой из песниДэвида Боуи "Jean Genie" ("He’s so simple minded").

Построив свои первые шоу на старом материале, SIMPLE MINDSзарекомендовали себя как великолепная концертная группа. Люди, посетившиеранние их концерты, были поражены увиденным. Несмотря на то, что ребятаиграли в основном по пабам, они неизменно использовали профессиональныймакияж и светоэффекты на сцене (мало кто замечал, что достигалось это всеголишь с помощью трех ламп). Вскоре они обзавелись собственными песнями иразослали демо по музыкальным изданиям и звукозаписывающим компаниям. Ихприметили многие, но первым сотрудничество предложил Брюс Файндлэй, владелецсобственной сети музыкальных магазинов и, что самое важное, менеджер шотландскогонезависимого лейбла Zoom Records. После прослушивания демо и визуальногоконтакта Файндлэй стал личным менеджером SIMPLE MINDS и заключил от именигруппы контракт с лейблом Arista Records через ее дочернюю компанию ZoomRecords.

Формирование состава продолжалось. Тони Доналд покинулгруппу еще во время записи их первого демо, и ему на смену пришел ДерекФорбс (ex–THE SUBS). Данкан Барнуэлл ушел по собственному желанию послетого, как понял, что группе не нужны два лидер–гитариста, а на место скраю он не рассчитывал.

Продюсером дебютного альбома группы был выбран Джон Лэки.Альбом "Life In A Day" вышел в апреле 1979 года и сумел дорватьсядо Toп–30.

В лесу родилась елочка...

Сразу же после завершения турне на разогреве у MAGAZINE(SIMPLE MINDS начисто переиграли их) у Джона Лэки вновь появилось многоработы, потому что неугомонные SIMPLE MINDS решили выпустить второй альбомеще в 1979 году. Новые песни содержали экспериментальные линии, и можнобыло поспорить, что у них лучше получалось: лирика, мелодия, перкуссияили драйв.

"Real To Real Cacophony" в корне отличался отсвоего предшественника. Он получился очень некоммерческим, исчез поп–саунд,который так понравился представителям Arista в "Life In A Day".

Материал лежал готовеньким около месяца, и лейблу ничегоне оставалось, как дать ему жизнь. Впрочем, Arista сделал это весьма своеобразно.Оскалив зубы, ее воротилы дали жизнь альбому в самый канун Рождества, темсамым еще больше усугубив проблему с коммерческим успехом проекта. Всепроизошло очень тихо, альбом поступил в продажу, когда люди думали о чемугодно, только не о походе в музыкальный магазин, и вскоре о факте существованиятакового даже и не вспомнили. Несмотря на это, он получил прекрасные критическиеоценки, а его единственный сингл "Changeling" сейчас причисляютк танцевальной классике, хотя сам альбом называют ярким примером раннегоиндастриэл–подхода.

Диско

С двумя альбомами группа устремилась в дорогу, посетивс концертами США и многие европейские столицы. Особые впечатления оставилаГермания, где они впервые познакомились с произведениями KRAFTWERK и CAN.

Неудивительно, что, вернувшись в студию, ребята осознали,что им хотелось бы усовершенствовать свое звучание. Третий альбом "EmpiresAnd Dance" поймал тот момент в развитии европейского музыкальногодвижения, когда стиль диско терял свои непоколебимые вчерашние позиции— появлялись его мутации, и группа это живо уловила. Уклон в танцевальномнаправлении, да еще с неизменно вдумчивыми текстами Керра обеспечил AristaRecords, и SIMPLE MINDS в частности, стабильный успех у нового поколения,что было пределом мечтания многих групп, играющих серьезную музыку. Впрочем,после недавних разногласий обе стороны не желали больше действовать сообща.SIMPLE MINDS вообще пришлось пойти на попятную к менеджерам Arista, чтобыте отдали распоряжение отштамповать хотя бы несколько сотен копий альбома(что и было сделано).

Те немногие критики, которым посчастливилось услышатьальбом целиком, отмечали его новаторский дух и приветствовали новое увлечениеSIMPLE MINDS дэнсингом, но широкая публика, и в первую очередь фэны, былалишена возможности составить свое впечатление об этом альбоме. Файндлейдаже был вынужден обратиться с посланием к народу на страницах "NME",где извинялся перед фэнами и обвинил Arista во всех неудобствах.

Попахивало настоящей войной, и Керр заявил, что распуститгруппу, если она не сможет разорвать контракт с лейблом. К счастью, Aristaне имела ничего против такой "утраты", но опять же не обошлосьбез подковырки... SIMPLE MINDS разрешалось уйти, но только с условием,что три их первых альбома становятся собственностью лейбла, чтобы покрытьвсе расходы, которые он понес.

Вот это удача!

Практически впервые за многие годы удача повернулась лицомк группе. Оказалось, что большим поклонником "Real To Real Cacophony"и "Empires And Dance" был Питер Гэбриэл. Видя трудности SIMPLEMINDS, он пригласил их выступить вместе во время его европейского турнеи тем самым избавил группу от поиска выхода из тупиковой ситуации, которая,возможно, могла привести и к распаду.

С новыми силами группа записала несколько свежих песени после дюжины отказов оказалась в упряжке с Virgin Records. В конечномитоге в этой гонке за быстрыми позитивными результатами песен оказалосьслишком много для одного альбома, но двойник бы не прошел. Песни были оченьхороши, так что решиться что–то выкинуть было очень сложно. Так на светпоявился набор (set) из двух альбомов, выпущенных одновременно, — "SonsAnd Fascination/ Sister Feelings Call", работа над которыми вылилисьв сердечный приступ их продюсера и уход истощенного гастролями и студийнойработой ударника. Настоящим подарком для фэнов было то, что некоторое времяпо цене одного альбома ты мог приобрести целых два. Затем они продавалисьпо отдельности.

Возможно все

Новый альбом SIMPLE MINDS "New Gold Dream (81, 82,83, 84)" перевел Керра и компанию из разряда культовых на должностьпоп–фаворитов. Влияние модной "новой волны" и смена трех ударниковвнесли некоторое разнообразие в струю рабочего настроения SIMPLE MINDS.В конце концов Пит Уолш раздобыл для группы нового ударника. Им стал МелГейнор. SIMPLE MINDS вновь совершили перелет через Атлантику, выступиливместе с U2 на их знаменитом дублинском концерте. И действительно, казалось,что 1983 год стал их годом, когда все возможно.

Работа над новым альбомом шла при участии знаменитогопродюсера U2 Стива Лиллиуайта. Керр испытывал временную нехватку вдохновенияи как в старые добрые времена стал прогуливаться по берегу Клайд, реки,которая протекает через Глазго. На этот раз река подарила ему великолепныйхит "Waterfront", и успех альбома "Sparkle In The Rain"не вызывал сомнений. Правда, с его выходом некоторые критики окрестилиSIMPLE MINDS U3 и тем самым очень обидели группу.

Как всегда новый альбом обкатывали мировым турне, впервыезаглянув в Японию. Но самой примечательной стала его американская часть,когда SIMPLE MINDS выступили вместе с THE PRETENDERS, вокалисткой и фронтменомкоторой была Крисси Хайнд. Джим и Крисси были знакомы и раньше, но выступалина одной сцене впервые. И в конечном итоге было объявлено, что в Нью–Йоркесостоится церемония их бракосочетания. Единственным человеком, которыйзнал об их близких отношениях с самого начала, был Берчилл.

Медовый месяц затянулся, если бы не... Был такой музыкантКейт Форсей. Он написал саундтрек для нового фильма Джона Хьюза "TheBreakfast Club", и фильм, по отзывам критиков, должен был наделатьшуму. Форсей очень уважал SIMPLE MINDS, с охотой слушал их песни и предложилзаписать песню для этого саундтрека. Первым желанием SIMPLE MINDS былоотклонить предложение. Так поступили уже куда более именитые Билли Айдоли Брайан Ферри, но Форсей не терял надежды заинтересовать SIMPLE MINDS.Ребята, в принципе, ничего не теряли, их американский лейбл A&M Recordsтоже, так уговаривать долго не пришлось. Песня "Don’t You (ForgetAbout Me)" получила новую аранжировку, была записана за три часа,и о ней забыли, отложив в стол. Но Форсей держал ее в уме. SIMPLE MINDSне надеялись, что этот номер станет заглавной песней фильма, а когда узнали,оказалось, что сингл только что возглавил американские чарты. Так нехотя,без особых усилий они совершили прорыв на американский рынок, чего добивалисьдолгие годы.

Вперед, к светлому будущему!

Запись альбома "Ones Upon A Time" началась безДерека Форбса, который, по неофициальным данным, не на шутку поссорилсяс Керром. Поэтому на его месте сразу же оказался другой басист Джон Гиблин,который любезно предоставил собственную студию в распоряжение своих новыхтоварищей.

После участия в благотворительной акции "Live Aid"альбом "Ones Upon A Time" с новыми продюсерами Бобом Клиармаунтэйноми Джимми Ловином оказался на высоте. Цифры его продаж стремительно росли,и 1–е место в Британии было вполне заслуженным итогом. Этот альбом сталвскоре мультиплатиновым, а самый успешный сингл из него "Alive AndKicking" до сих пор считается визитной карточкой SIMPLE MINDS.

После продолжительных гастролей группа отдыхала и выпустиладолгожданный концертный альбом "Live In The City Of Light" (сЛайзой Джермано на виолончели), который дебютировал на вершине британскогохит–парада и стал самым быстро продаваемым концертным двойником всех времен.Вплоть до 1989 года SIMPLE MINDS давали благотворительные концерты, вовремя которых к ним присоединялись Крисси Хайнд и Дерек Форбс. С укомплектованиемих шотландской студии наконец закипела работа над следующим студийным диском.

Время хаоса

В феврале 1989 года в дискографии SIMPLE MINDS появилсяпервый сингл, который побывал на вершине британского хит–парада. "TheBallads Of The Street", выпущенный как мини–альбом, поднимал проблемуконфликта в Северной Ирландии и был построен на музыкальной основе старойирландской народной песни. Такие политические хиты, как "Belfast Child"и "Mandela Day", предопределили содержание альбома "StreetFighting Years", сделав из него политический мандат группы.

Продюсировали новое детище группы Стив Липсон и болееизвестный Трэвор Хорн. Альбом также возглавил британский хит–парад, нопровалился за рубежом, где британские проблемы мало кого интересовали —хватало своих. Семейные взаимоотношения Джима и Крисси также желали лучшего,и вскоре они расстались.

Турбулентные времена настали и для группы. После убыточноготурне от менеджерских дел "ушли" Брюса Файндлея. Затем по собственномужеланию ушел Майкл МакНил. В общем, в самом конце 80–х будущее SIMPLE MINDSбыло под большим вопросом.

Будем реалистами!

Альбом "Real Life" получился еще более личным,чем его предшественник, с кельтскими мотивами. С уходом МакНила Берчиллосвоил клавишные, правда, ему здорово помог в этом деле новый сессионныймузыкант Пит Витесс. Альбом в пике своих продаж занимал вторую строчкув хит–параде, ну а новые синглы, как и полагается, стабильно входили впервую двадцатку.

После "Real Life" в группу пришел новый менеджерКлайв Бэнкс, бывший служащий Island Records и менеджер Майка Олдфилда иPET SHOP BOYS. Видя, что его подопечные не на шутку измотаны работой, онпосоветовал им особо не напрягаться и сосредоточиться на выпуске компиляции.К великому удивлению сборник всех синглов SIMPLE MINDS, вышедших на Virgin,возглавил чарты и бесподобно продавался во многих странах. Однако общимитогом 1992 года стала дальнейшая разукомплектация группы, когда ушел МелГейнор. Остались только Керр с Берчиллом. Несмотря на то, что на вкладышесборника было написано, что группа собирается продолжить свое существованиеи с уверенностью смотрит в будущее, Джим Керр с сарказмом отметил: "Никтоникогда не читает эти банальные фразы во вкладыше!". В дни полногоотчаяния Керр женился на актрисе, певице и просто красавице Пэтси Кенситв январе 1992 года.

Хорошие новости... с того света

Тем не менее к записи нового альбома приступили практическинемедленно, попросив Кейта Форсея стать его продюсером. Как Берчилл нистарался, их проект с Керром не имел профессионального клавишника, такчто новый альбом "Good News From The Next World" впервые в историигруппы обречен был стать чисто гитарным. Мне лично он вряд ли понравился,хотя сингловые композиции "She’s The River" и "Hypnotized"смотрелись на уровне. В любом случае 2–е место в чартах и 1,6 млн. проданныхкопий не так уж и плохо.

Как это ни фантастически звучит, группа отправилась гастролировать...естественно, с кучей приглашенных музыкантов. Как ни препятствовал и нигоревал влюбленный Керр, его прекрасную женушку увлек другой красавец —вокалист (помоложе) Лиам Гэллахер из OASIS. Джим долгое время не соглашалсяна развод, но Пэтси в конце концов дала ему понять, что, как говорится,насильно мил не будешь, и муженек в печали сдал свои полномочия.

Вскоре ребята покинули гостеприимный Virgin и подписаликонтракт с Chrysalis. В группу вернулся басист и композитор Дерек Форбс,и история получила надежду на скорое продолжение...

Неаполь

Результатом более чем 3–летнего молчания стал новый альбом"Neapolis" — несомненно, лучшая работа SIMPLE MINDS 90–х годов.С их 14–м альбомом группа, бесспорно, вернулась к своим корням, хотя танцевальныминовые песни не назовешь. По мнению Джима Керра, их прошлый альбом выгляделявно американизированным, нынешний же — европейский от начала до конца.В конце 90–х современная запись просто немыслима без использования сэмплов,и SIMPLE MINDS это понимали. Несколько лет назад к ним обращались многиемолодые коллективы, которые хотели использовать сэмплы из старых хитовSIMPLE MINDS. Теперь сами SIMPLE MINDS созрели для того, чтобы осовременитьсвое звучание.

"Это все Чарли с его поисками новых звуков, — говоритменее смыслящий в современных технологиях Джим, который часто шутит, чтоему не под силу даже заменить батарейки на своем плейере. — На самом делемы очень хотели вернуться с чисто рок–н–ролльным звучанием, но так, чтобыпианино звучало как гитара, а гитара — как пианино". Понимайте, какхотите, но девять их новых песен из альбома "Neapolis", которыйвыходит 16 марта, записаны с использованием самых новейших программныхпродуктов, в т.ч. "Pro–Tools", что окружило новые мелодии потрясающейатмосферностью.

Первоначально альбом носил название "Helium",но после того, как работа переместилась в старинный итальянский город Неаполь(Naples раньше называли Neapolis, что в переводе означает "новый город"),SIMPLE MINDS буквально влюбились в него и поместили фотоснимки его улицво вкладыш нового диска, переименовав альбом в "Neapolis".

Группа с уверенностью гарантирует, что с каждым новымпрослушиванием ваше впечатление от ее новых песен будет меняться, и с точкизрения человека, который уже ознакомился с ними, это сущая правда. Охарактеризоватьнаправленность новых SIMPLE MINDS трудно, даже невозможно. Одно следуетиметь в виду: они снова в строю и так же хороши, как и прежде. Фэны группыс нетерпением будут ждать начало нового европейского турне группы, котороестартует в мае и завершится к началу чемпионата мира по футболу во Франции.Музыканты тоже люди, очень любят наблюдать за футбольными баталиями, особеннона самом высшем уровне. Тем более что "Simple Minds" переводитсякак "простаки". Они обычные люди, которым судьба предоставилавозможность отличиться...

Дискография: 1979 “Life In A Day”; 1979 “Real ToReal Cacophony”; 1980 “Empires And Dance”; 1981 “Sons And Fascination/SisterFeeling Call”; 1982 “New Gold Dream (81, 82, 83, 84)”; 1984 “Sparkle InThe Rain”; 1985 “Once Upon A Time”; 1987 “Live In The City Of Light”; 1989“Street Fighting Years”; 1991 “Real Life”; 1992 “Glittering Prize 81–92”;1995 “Good News From The Next World”; 1997 “The Promised” (переизданиес некоторыми изменениями альбома 1992 года); 1998 “Neapolis”

Андрей БАРАНОВСКИЙ

© 2005 музыкальная газета