Clawfinger
парни из “госпиталя”


В свое время дебютный альбом CLAWFINGER явился верным шагом в правильном направлении и в подходящее время — чисто европейская интерпретация "кроссовера по–американски" вышедших на парад "быков" из RATM в исполнении скандинавов попала в точку и быстро начала набирать очки. Отсчет же времени для квартета был запущен в госпитале Rosenlund в Стокгольме, где фронтмен команды Zak Tell и гитарист Bard Torstensen работали в качестве обслуживающего персонала. Zak знал и любил рэп и часто начитывал свои скороговорки, прогуливаясь по лабиринтам коридоров больницы. Bard же, помимо основной работы, был специалистом по хэви–металу и гитарным риффам. В октябре 1990 года они вдвоем сделали несколько песен, "презентация" которых состоялась в "курилке" госпиталя — в результате к парням присоединился их коллега по работе Jocke Skog, который умел обходиться с драм–машинами и неплохо программировал всевозможные бит–последовательности. Спустя какое–то время к троице примкнул Erlend Ottem, и таким образом CLOWFINGER доукомплектовались вторым гитаристом.

В середине 1991 года скандинавская четверка (Erlend и Bard — норвежцы, а Zak и Jocke — шведы) выпускает свое первое демо, состоящее из четырех треков, один из которых, "Nigger", стал позднее настоящим "боевиком". Благодаря одному из своих приятелей, который работал на национальном шведском радио, песня "Nigger" стала демозаписью недели и проигрывалась на станции пять ночей подряд. Per Kviman, главе одного из подразделений лейбла MVG Records, достаточно было один раз услышать композицию в радиоприемнике своего авто, чтобы в 1992 году CLAWFINGER подписали контракт с MVG Records.

Первый альбом "Deaf Dumb Blind" увидел свет весной 1993 года и представлял собой очень калорийную порцию метал–рэпа, быстро нашедшего своих потребителей. По мнению одной из популярнейших шведских вечерних газет "Expressen", "диск стал лучшим hard–rock дебютным альбомом, когда–либо сделанным в Швеции". Продвижением работы на рынке занимались такие крупные лейблы, как MVG в Швеции, Polygram в Норвегии, Metal Blade в Северной Америке и WEA в остальных странах мира. Альбом продался в количестве более чем 600.000 копий и попал в чарты Германии, Швеции, Норвегии и Швейцарии, достигнув в первых трех странах статуса золотого диска. Отыграв летом 1993 года на крупнейших скандинавских фестивалях, осенью CLAWFINGER отправились в европейское турне вместе с популярными тогда ALICE IN CHAINS и ANTHRAX. А 1994 году музыканты появились на многих важнейших европейских фестивалях — Rock Am Ring, Rock In Reim (Германия), Dynamo Festival (Голландия), Tourhout Festival и Werchter Festival (Бельгия), Rockilde (Дания), Out In The Green Festival (Швейцария), Hultsfred и Storsjoyran (Швеция).

Краткие, прямолинейные "раз–два–раз–два" речитативы Zak Tell и ставшие визитной карточкой группы острые, как зубы акулы, гитары плюс адреналиновые live–выступления и, как следствие, масса поклонников не оставили равнодушными к команде и "раздатчиков оскаров". На Zeppelin Awards’94 (единственной церемонии награждений рок–музыкантов в Швеции) CLAWFINGER победили в четырех номинациях — "Прорыв года", "Лучший тяжелый рок", "Лучший продюсер" и "Лучшее видео". В том же году в актив музыкантов были записаны две награды "Грэмми" ("Лучший тяжелый рок" и "Лучшее видео") на Swedish Grammy Awards.

На волне успеха спустя два года выходит второй альбом группы "Use Your Brain". По словам вокалиста Zak Tell, разница между первым и вторым альбомами — это 160 концертных выступлений. Разошлась эта "разница" по миру в количестве более 400.000 экземпляров. В том же году команда получает приглашение выступить на грандиозном Monsters Of Rock Festival в Южной Америке в одной компании с Ozzy Osbourne, Alice Cooper, FAITH NO MORE и MEGADEATH.

Затем группа взяла продолжительный отпуск и отправилась, по словам ее участников, на "завоевание новых музыкальных территорий". Настоящая экспансия завершилась выпуском третьего альбома, на этот раз без названия. "Клоуфингеры" сменили своего продюсера Jacob Hellner (в настоящий момент успешно "толкает" на рынке RAMMSTEIN) на Peter Reardon, ранее работавшего на хьюстонской панк–рок–сцене, а в самом недалеком прошлом занимавшегося такими рэп– и хип–хоп–артистами, как GETTO BOYS, SCAREFACE и Coolio. Новый альбом был записан на Decibel Studio в Стокгольме, смикширован легендарным шведским музыкантом Stefan Glauman в MVG Studio и выпущен осенью 1997 года. Информацию об этом "трофее" можно вычитать в разделе рецензий, поэтому здесь мы повторяться не будем. Добавим лишь, что наряду с 12 новыми треками диск содержит специальный CD–ROM бонус, на котором записаны некоторые характерные для группы гитарные партии, драм–биты, лупы и прочий материал, не вошедший в альбом. С помощью содержащейся на CD микширующей программы можно составить из этих частичек новый трек для CLAWFINGER, и эту операцию может проделать любой из фэнов группы, обладающий необходимым компьютерным оборудованием. Таким образом, объявлен конкурс на лучшее творение в стиле CLAWFINGER, которое необходимо отправить на адрес команды. Победитель вылетит в Швецию и примет самое непосредственное участие в записи своего трека, который войдет в B–сайд одного из ближайших синглов коллектива. Музыканты обещают также выплатить счастливчику полагающийся в таких случаях денежный гонорар. Так что, имеющие желание и возможности, дерзайте! Но и остальным поклонникам группы не стоит унывать — по предварительным данным, 21 марта CLAWFINGER планируют дать концерты в ДК им. Горбунова в Москве. Так что своих любимцев можно будет увидеть и услышать там "живьем" и за достаточно приемлемые деньги.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 09 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета