статья


Clapton, Eric
от “Journeyman” к “Pilgrim”

Последний в этом тысячелетии альбом Эрика Клэптона увидит свет 10 марта...

Старые черные блюзмены уверены: для того чтобы писать хорошие, действительно берущие за душу блюзы, нужно перенести в жизни немало страданий. Человек, не познавший горя, никогда не сможет понять, что такое блюз вообще. Воображаемые душевные переживания не в счет — это удел "зажравшихся и бесчувственных белых"...

Трудно спорить с мудрыми стариками, но все же одно исключение из правила найти можно. Впрочем, это даже не исключение, а своего рода уникальный пограничный случай — человек по имени Эрик Клэптон, уже вошедший в историю как "белый с душой черного". Именно так называли его пораженные блюзмены в начале 60–х, с таким титулом остался он и сегодня... В свете вышесказанного было бы, наверное, даже удивительно, если бы судьба Клэптона не была полна трагических событий... Депрессия, наркотики, любовная драма, алкоголь, гибель близких друзей, смерть малолетнего сына... Цепь несчастий проходит через всю жизнь музыканта. Лишь в промежутках между этими темными периодами появляются на свет чистые и светлые альбомы, полные той самой эмоциональной искренности, о которой мечтают все начинающие, но пока "ненастоящие" исполнители блюза...

С тех пор как был выпущен последний альбом Эрика Клэптона, прошло уже четыре года. Да и то "From The Cradle" 1994 года, также как и его знаменитый предшественник "Unplugged", трудно назвать полностью авторской работой — здесь практически не было нового материала. Так что последним студийным альбомом был "Journeyman", вышедший целых девять лет назад. Похоже, музыкант никуда не спешит. Или причина столь длительного молчания в чем–то другом? Может быть, это и странно, но к концу 90–х годов Клэптон выглядит вполне респектабельным и довольным собой светским человеком. Образ, некогда великолепно созданный им самим в песне "Lonely Stranger", куда–то пропал. Награды одна престижнее другой сыплются чуть ли не ежегодно, регулярно поступают предложения от знаменитых режиссеров с просьбами написать музыку к их фильмам, гитары из личной коллекции продаются на аукционах за рекордные цены... В такой ситуации достаточно лишь раз оступиться, и больше из трясины шоу–бизнеса не вырваться никогда. Трудно сказать, как прошел Эрик Клэптон это тяжелое испытание. Никто ведь не знает, какая борьба ведется у человека в душе. Разве что новые долгожданные песни смогут как–то приоткрыть эту тайну...

Теперь уже без всяких сомнений можно говорить, что новый альбом Клэптона "Pilgrim" после многочисленных задержек (его выход был запланирован еще на май прошлого года) наконец–то появится в продаже 10 марта. Мы еще не можем судить, как будут звучать песни, которые попадут в альбом, — их автор, видно, решил держать все в секрете до выхода записи. Единственная композиция из альбома, которую можно было заранее послушать, — "My Father’s Eyes" (в феврале она вышла на сингле). На самом деле это совсем не новая вещь. Клэптон написал ее еще в период "Unplugged" и даже исполнил на том самом концерте MTV. По непонятным причинам песня в акустический альбом так и не вошла. И вот теперь, через шесть лет, она прозвучит в новой работе музыканта, правда, в совершенно другой обработке. Новая версия очень богато аранжирована: здесь звучат слайд–гитары, много женского бэк–вокала, а общая стилистика, в которой выдержана песня, — рэгги + блюз. Такой подход достаточно оригинален, хотя, с другой стороны, можно сомневаться в том, что новая версия получилась лучше оригинальной. "My Father’s Eyes" — песня очень интимная: в ней автор рассказывает о почти мистическом переживании — о том, как в глазах своего маленького сына он впервые в жизни увидел глаза отца. При чем тут рэгги — не очень понятно. Видимо, Клэптону захотелось сделать из этой песни большой хит вроде тех, что были у него в 70–х, такой как"I Shot The Sheriff" или "After Midnight". Автору, конечно, видней, но хотелось бы заметить, что сочинение веселых песен–боевиков — не сфера Клэптона. Все его самые известные хиты такого рода были написаны как раз не им, а другими музыкантами: например, "I Shot The Sheriff" сочинил Боб Марли, "Cocaine" — J.J. Cale, "Knockin’ On Heaven’s Door" — Боб Дилан...

Всего в новый альбом вошло 14 песен:
  • 1. "My Father’s Eyes"
  • 2. "River Of Tears"
  • 3. "Pilgrim"
  • 4. "Brokenhearted"
  • 5. "One Chance"
  • 6. "Circus Left Town"
  • 7. "Going Down Slow"
  • 8. "Fall Like Rain"
  • 9. "Born In Time"
  • 10. "Sick ‘n’ Tired"
  • 11. "Needs His Woman"
  • 12. "She’s Gone"
  • 13. "You Were There"
  • 14. "Inside Of Me"
  • 15. Достоверно известно, что в японское издание компакт–диска пятнадцатым треком войдет дополнительная композиция — "Theme From A Movie That Never Happened". (Вот уж коллекционеры погоняются за этим релизом!)
  • Внимательный читатель, должно быть, обратил внимание на знакомое название девятой композиции — "Born In Time". Правильно, это песня Боба Дилана 1990 года. Интересно будет послушать и версию Клэптона. Чтобы исполнить ее лучше, чем Дилан, нужно очень постараться.

    А еще совсем недавно Эрик Клэптон в своем интервью, данном немецкому журналу "Stern", поделился с читателями кое–какими соображениями, главным образом по поводу нового альбома. Во–первых, музыкант признался, что "Pilgrim" — это его первая полностью "автобиографическая" работа: все песни наполнены его личными переживаниями, размышлениями и воспоминаниями, связанными со смертью сына и отношениями с женщинами.

    Во–вторых, Клэптон поведал о том, что сомневается в успехе альбома: "Возможно, это будет моим самым большим провалом. Альбом вряд ли понравится многим молодым слушателям, и это естественно. Но, боюсь, его могут не понять и мои старые поклонники. Дело в том, что я активно экспериментировал с драм–машиной и использовал очень много струнных..."

    В–третьих, турне по восточному побережью США, в которое Клэптон отправится сразу же после выхода "Pilgrim", будет очень дорогим, потому как в группе Эрика на постоянной основе будет выступать профессиональный оркестр из 25(!) человек.

    Помимо всего Клэптон сообщил, что современную популярную музыку он все–таки слушает и больше всего ему нравятся RADIOHEAD и Tricky, а вот от OASIS его тошнит. "Вся их жизненная философия сводится к фразе "Fuck You", — говорит музыкант. — Они не чувствуют никакой ответственности перед своими слушателями".

    Чтобы не казаться уж слишком категоричным, Клэптон сразу же признался, что в молодости и сам (также как и его коллеги вроде Хендрикса, Джоплин и Моррисона) не отличался особой благопристойностью. Зато теперь он много занимается всякими добрыми делами. Вот, в частности, не так давно на свои собственные деньги он построил реабилитационный центр для наркоманов и назвал его "Crossroads". А еще 1997 год был у него очень занятый. Сперва он написал саундтрек к фильму "Blues Brothers 2000" и даже снялся там в эпизодической роли, затем помог подготовить к выпуску коллекцию раритетов YARDBIRDS "Yardbirds: The Ultimate Rave–Up" и, наконец, поучаствовал в записи грандиозного "all–stars"–проекта Би Би Кинга (B.B. King) "Deuces Wild". Нелегко сегодня быть Эриком Клэптоном...

    Пару слов необходимо сказать о музыкантах, которые помогли Клэптону записать альбом. Помимо старых друзей Nathan East и Greg Phillinganes, в записи проекта приняли участие такие известные личности, как Paul Carrack, Paul Brady и Simon Climie. Последний, помимо исполнения клавишных партий, помог Эрику продюсировать альбом. Имя этого человека должно быть хорошо известно любителям творчества Клэптона. Как известно, в 1997 году Simon Climie вместе с Эриком организовали совместный экспериментальный техно–нью–эйдж–хип–хоп–проект TDF и выпустили альбом "Retail Therapy" (наш герой фигурирует там под псевдонимом "x–sample"). Логично будет предположить, что и "Pilgrim" преподнесет слушателю немало звуковых сюрпризов.

    Вообще то, что Клэптон в последнее время с головой окунулся в новую музыку, вряд ли свидетельствует о каком–либо конъюнктурном подходе. В отличие от многих других "динозавров" рока Эрик определенно не собирается эксплуатировать свою былую славу. Если, выпустив "Unplugged", Клэптон как бы подвел итог всего своего прежнего творчества, а "From The Cradle" стал знаковым альбомом, подытожившим достижения блюзовой традиции, то теперь пришла пора заняться чем–то радикально новым. Кто знает, может быть, в следующем тысячелетии вся молодежь будет отрываться под техно–блюз и так же, как и их деды 50 лет назад, писать на стенах "Clapton is God".

    Александр БОЛЬШИНСКИЙ

    © 2005 музыкальная газета