Pet Shop Boys
Театр одного дуэта, или “Спасибо балшой, Москва!”

PET SHOP BOYS прилетели в подтаявшую Москву, чтобы дать два концерта в "Лужниках" (для широкой публики) и в известном клубе "Утопия", что располагается на Пушкинской площади, 2 (для более состоятельной и именитой братвы).

Популярные практически во всех странах СНГ телеканалы, прямо скажем, не очень–то жаловали дебютные концерты PET SHOP BOYS в России своими анонсами, зато при каждом удобном случае напоминали нам, что одно доморощенное дарование (это был Филипп Киркоров, кто же еще?) дает заключительные концерты своего мирового супертурне. Плюс к тому под звуки открыто заимствованной композитором Киркорова у Дитера Болена мелодии методично рекламировался музыкально–документальный фильм "Немного о любви" с участием Филиппа и Аллы Пугачевой. Что до знаменитых британцев, то любовь к их персонам со стороны печатных СМИ с лихвой окупила тотальное бездействие телевизионщиков. Название группы заблистало на обложках ведущих и не очень московских изданий, но мало кто из них действительно решился представить PET SHOP BOYS своими словами. Понятно, что эксклюзив — штука дорогая, но тогда уж лучше потратиться на профессионального переводчика, который мастерски слепил бы нужное представление столь известной группы. К сожалению, воспользовавшиеся этим спасительным приемом издания за редким исключением заблаговременно подорвали свой престиж в глазах тех же фэнов PSB, дав жизнь красиво оформленным винегретным статьям наподобие опубликованной в февральском номере в принципе уважаемого и популярного "Музобоза". Мало того, что девушка, которой доверили последовательно склеить несколько интервью и статей группы, которые она лично не брала и не писала, по всей видимости, не имела ни малейшего представления об истории этой группы (хотя бы на уровне неленивого поклонника), ее статья изобиловала досадными опечатками, не делающими чести одному из столичных флагманов музыкальной журналистики и постеропечатания, и крутилась в основном вокруг темы секса и поэтому была похожа на публикацию в журнале для озабоченных. На мой взгляд, достаточно было найти владеющего литературным языком фэна PSB и он бы вам написал великолепную обзорную статью да еще с личными впечатлениями и массой прочувствованного.

Но вернемся непосредственно к культурному событию музыкальной Москвы, развернувшемуся в последний день зимы. 28 февраля. Дворец Спорта "Лужники". 19.00. Последняя настройка аппаратуры на импровизированной сцене, напичканной по самым современным стандартам недешевой первоклассной аппаратурой. Зал пока заполнен на две трети, хотя по последнему соглашению сторон цены на билеты были снижены примерно в два раза и варьировались в пределах 20–35 долларов, что весьма недорого для столичных мероприятий такого ранга.

Своеобразное отношение организаторов к прессе меня просто ошарашило. Они продемонстрировали абсолютное безразличие к журналистам. К моему большому сожалению, полученная с таким трудом журналистская аккредитация оказалась не чем иным, как обыкновенным пропуском в зал, дабы занять любое место. Но и на этом спасибо. Хотя в слове "любое" я вскоре разуверился, как и в надежде сделать хотя бы несколько достойных снимков с удобной околосценной полосы (метров десять в ширину), которую уже оккупировали телевизионщики. Удостоверение аккредитованного журналиста для крепких парней из местной охраны ровным счетом ничего не значило, так что пришлось спешным порядком позаботиться о мало–мальски удобном месте в толпе скопившихся поклонников группы, которые собрались перед сценой настолько близко, насколько позволяла служба охраны.

Концерт по ставшей уже традицией привычке задерживался. Зал постепенно заполнился. Самые ярые фэны энергично освистывали появляющихся на сцене техников. Вскоре начались приколы. Первым толпу оживил личный телохранитель (хотя официально его должность звучит как ассистент дуэта) PSB Дэинтон Коннел, улыбающийся полноватый негр, который несколькими фразами (по–английски, естественно) и недвусмысленными жестами изгнал со сцены копошившихся работников шнура и микрофона. Зал взорвался дружеским одобрением такой "очистки" и был уверен, что вскоре появятся главные виновники субботнего аншлага в "Лужниках".

Теперь ненадолго обратимся лицом к посетителям данного концерта. Легко было предположить, что танцевальная, но всегда на 100% интеллигентная поп–музыка PSB вызовет интерес не только у подростков. Так и оказалось. При подавляющем превосходстве людей от 12 до 25 лет нередко встречались и более умудренные жизнью "экземпляры", которые, к их чести, не потеряли своей юношеской эмоциональности.

Конечно же, были и "ряженые". Больше всего привлек к себе внимание с виду обыкновенной внешности парень, который явился на концерт, по всей видимости, своей самой любимой группы в оранжевом костюме инопланетянина и клоунском колпаке в стиле PSB 1993–1994 гг. Затем на глаза мне попались несколько парней просто в колпаках и девушек в стильных спортивных шапочках и черных очках, копирующих стильность Криса Лоу. Также в Москву прилетели фэны дуэта из Германии и Великобритании, не отличавшиеся большим полетом фантазии в выборе костюмов.

Общедоступными же атрибутами того вечера стали неоновые палочки и значки, бейсболки с мигающими переливающимися огоньками на козырьках и походная беспроводная рация инопланетян в виде наушников, к которым крепились пружины с поролоновыми и неоновыми, пардон, прокладками в виде объемных круглешков разного цвета.

Атмосфера в зале накалялась. Не знаю, как в районе сидячих мест, но перед сценой хватало осерьгованных парней с очень нежными манерами. Они оживленно завязывали новые знакомства, и на вопрос живо интересующейся девушки, что, мол, ты собираешься делать, когда погасят свет, один такой остряк смело ответил: "Как обычно...". Кстати, немного понаблюдав, я отметил, что именно благодаря рядом стоящим девушкам "нетакие парни" преодолевали свое природное стеснение. Излюбленным девичьим приемом стало легко похлопывание по попке парня, за которым замечены "немужские" манеры, в то время как за этим нелепым пострадавшим оказывался другой парень (не важно, какой ориентации). С позиции гетеросексуала это смотрелось очень смешно, а когда погас свет... Но все это несерьезно.

После длинной серии приятных джангловых композиций на разогрев примерно в 19.45 динамики оживились знакомыми звуками, и паровая установка все–таки заработала в приемлемом режиме, а освещение потихоньку стало затухать. Сквозь искусственную дымку вдруг пробралась фигура, как оказалось, музыкального программиста группы Пита Глеаделла, который с широкой улыбкой на лице поднял руки над собой и спровоцировал бурю возгласов в толпе, что он, собственно, и запечатлел на свой фотоаппарат. Вообще Пит стал едва ли не самым прикольным парнем на сцене в тот вечер, но об этом чуть позже.

Наконец, прозвучали первые аккорды из последнего сингла PSB "Somewhere", и все было решили, что с этого ребята и начнут свое шоу, но не тут–то было. Услышанное оказалось лишь увертюрой, а сам концерт открыл гибрид из двух великих песен PSB "It’s A Sin" и Глории Гейнор "I Will Survive", которые группа вот уже около трех лет неплохо скрещивает друг с другом, и, прямо скажем, мурашки по коже пошли мгновенно.

Пришло время рассмотреть повнимательнее сцену. В принципе, с июньских концертов группы в лондонском театре "Savoy" мало что изменилось. Правда, на этот раз вместо двух гигантских экранов укрепили на фронтальной стене целых три, а место Криса с его любимым "Роландом" оказалось несколько правее (если смотреть из зала). Костюмы ребят остались теми же белоснежными, и, вопреки ожидаемой их смене по ходу концерта, такого не произошло. Как оказалось, веселые PSB и на этот раз всех перехитрили.

Всем хорошо известно, что голос у Нейла Теннанта не очень сильный (этого он никогда не скрывал). Поэтому как всегда рядом с ним была неувядающая, но слегка потерявшая былые стройные формы бэк–вокалистка Оливия Мэйсон–Джон. Без ее участия просто немыслимы были постановки таких хитов, как "It’s A Sin/ I Will Survive", "Hallo Spaceboy", "Always On My Mind", и менее известной нашему слушателю песни "The Man Who Has Everything" (из танцевального альбома "Relentless").

Наиболее экстравагантным оказался единственный танцор на сцене (и по совместительству хореограф группы) Лес Чайлд, внешний вид которого с самого начала располагал считать обладателя этих роскошных ножек в чулках с поясом, длинноволосого парика, распушенного платья, блестящих ресниц и узкой талии пластичной дамочкой. В таком виде сексапильную "брюнетку" хватило всего на одну песню. Затем же начался медленный стриптиз, который не оставил ни единого шанса ошибиться в его трансвестизме, что, несомненно, помогло ему более натурально раскрыть натуру одновременно и мужчины и женщины.

Как всегда Лоу не произнес ни единого слова и даже не шалил, а Теннант был неподражаем в своих излюбленных интонациях. В перерывах между песнями он раздавал в сторону зала умеренные комплименты и очень хотел побороть в себе британский акцент, несколько десятков раз поблагодарив собравшуюся публику "спасибами", которые вскоре переросли в "спасибо балшой".

Очень забавной выглядела роль Пита Глеаделла. Он просто ходил взад вперед на фоне мозаичных экранов и всем своим видом показывал, что под музыку PSB не заскучаешь, а скорее пустишься в пляс.

Что же касается содержания, то тут мне, как давнему поклоннику творчества этой группы, с прискорбием хочется отметить, что Крис и Нейл давно уже обречены исполнять конкретные песни для конкретной публики (особенно у нас в СНГ). Не без причины будет сказано, но, к моему великому сожалению, большинство их поклонников знают и предпочитают ранних PSB 80–х годов. Они с удовольствием сходят на их концерт только для того, чтобы услышать "живьем" "West End Girls", "Rent", "Domino Dancing", "It’s A Sin" и другие песни из первых трех альбомов группы. Дальше эти поклонники просто "похоронили" группу, обвинив PSB в отходе от былой простоты и хитовости. Но, видно, они не в курсе того, что Теннант и Лоу больше всего в жизни ненавидят повторяться (даже когда этого очень хочется их поклонникам). На Западе они знамениты своим новаторским подходом к танцевальной музыке.

Еще одна причина, почему ребята вынуждены бывают петь исключительно свои самые известные хиты на концертах, — это практическая недоступность их синглов во многих странах бывшего соцлагеря и странах третьего мира. Поэтому–то обратные стороны синглов мы вряд ли когда–нибудь услышим у нас на концертах. Покуда мы не избавимся от пиратства, синглы к нам вряд ли будут поступать, так что приходится пока радоваться тому, что имеем.

В итоге концерт в Москве явил собой "the best of" прошлогодних аншлаговых выступлений в Савой, лишившись большинства малоизвестных у нас (и, поверьте мне, просто обалденных по качеству би–сайдов и свежих версий последних синглов дуэта "A Red Letter Day", "Single–Bilingual" и "To Step Aside"), а еще точнее — смесь трех концертных программ PSB 90–х годов "Performance", "Live In Rio" и "Live At The Savoy". Для меня до сих пор остается загадкой, почему MTV никогда не приглашало PSB выступить "unplugged" (у Нейла прекрасно получаются акустические песни). Появившиеся в музыке дуэта в начале 90–х насыщенные оркестровки на данном этапе эволюционировали (а может, и "революционировали") в достойный подражания пример театрализованности поп–музыки, что назло недругам и неверующим означает: PSB не устают двигаться вперед, достигая высших степеней профессионализма.

Впрочем, в профессионализме Криса и Нейла никто никогда не сомневался и, надеюсь, не усомнился и на этот раз. Полуторачасовой концерт прошел без единой накладки. Музыкантов вызывали "на бис", и легко было предугадать, какие именно песни они оставили напоследок. Это эпохальная "Being Boring" (кстати, песня, остающаяся вот уже более двух лет абсолютным чемпионом в дискографии группы, по мнению фэнов PSB, имеющих доступ к Интернет) и "Go West", традиционно любимая у нас по причине сердобольности к проблемам поиска фантастической страны, где мы жили бы дружно (разновидности коммунизма или что–то в этом роде). А полный список "московских" песен PSB выглядел следующим образом: "Somewhere (Overture)", "It’s A Sin/I Will Survive", "Se A Vida E", "Domino Dancing", "Rent" (acoustic version), "The Man Who Has Everything", "Hallo Spaceboy", "Before", "Love Comes Quickly", "Left To My Own Devices", "West End Girls", "Where The Streets Have No Name/ Can’t Take My Eyes Off You", "Can You Forgive Her?", "Always On My Mind", "Somewhere", "Being Boring" и "Go West".

Итак, в который раз PET SHOP BOYS доказали, что вот уже много лет подряд они являются, пожалуй, единственными достойными конкурентами новых и старых групп, играющих техно, рэйв, джангл и пр., лидерами танцевального движения. Успеха вам, ребята, в Питере!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 09 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета