Стиль-Ликьез
готика

Сегодня мы хотим чуточку приоткрыть занавес над "изолированной" музыкальной субкультурой, или, если угодно, "черной сценой", и представить вашему вниманию некоторые зарисовки на тему готики и готов.

Почему мы решили это сделать? Дело в том, что, по нашему глубокому убеждению, сегодня одновременно с несомненным развитием музыки в сторону ее усложнения либо минимализма мы наблюдаем и кризисные процессы, захватывающие различные музыкальные жанры. Мертв панк, покрывается плесенью рок–мейнстрим, в тупике оказались наиболее коммерческие направления хардкора, грандж уже не столь интересен, как ранее, от пуль братьев–ниггеров гибнут талантливые рэпперы, суматоха царит в металлическом лагере — большая половина музыкантов откровенно разменяла творческую монету на заколачивание бабок, остальные же отчаянно ищут новые формы воздействия на слушателя (и, надо признать, находят), упоминание о бритпоп–коллективах уже становится чуть ли не дурным тоном и так далее. Музыкальное варево на пороге вступления в ХХI век закипает бурно как никогда. И при этом жажда новых впечатлений, звуков и настроений заставляет многих меломанов бесстрашно отправляться в такие области музыки, куда раньше они рискнули бы сделать это разве что из–под палки. Определенно времена и мода меняются — нынешние слушатели с интересом внимают творчеству исполнителей, экспериментирующих с ретросаундом или нойзом, смело окунаются в романтику и загадочную красоту готики, с ужасом бросаются в кибермир индастриэла и EBM, с искренним уважением прислушиваются к произведениям нового поколения рокеров и электронщиков. Лично мы к таким процессам относимся очень положительно — действительно, как детишки с возрастом вырастают из памперсов и подгузников, почему бы и нам не попытаться расширить свои музыкальные горизонты и вырасти из баек с логотипами NIRVANA, SEPULTURA, PRODIGY и т.д. Задумайтесь, кто из музыкантов привлекает нас с вами сегодня более всего? Конечно же, яркие индивидуалы и оригинальные артисты. Так почему мы не можем быть по–своему уникальными и непохожими друг на друга? О готике и готах на страницах русскоязычных музыкальных изданий написано очень мало, несмотря на то, что готический жанр имеет весьма богатые культурно–музыкальные традиции и своих суперзвезд. Не претендуя на всеохватывающее изложение фактов и событий, мы тем не менее постараемся внести и свою лепту в воспевание "людей в черном" и их странной культуры.

В отношении музыки термин "готика" впервые был употреблен журналистом Ian Astbury, обозвавшим исполнителя Andi Sex Gang "готическим эльфом". Согласно другой версии, активно использующие это слово для определения нового жанра музыки британские издания "NME" и "Sounds" одолжили его у Siouxsie Sioux, которая специально заклеймила им музыку, что начала исполнять ее группа THE BANSHEES после прохождения стадии панка. Однако приводятся факты, что еще раньше некий Anthony H. Wilson в одной из ТВ–программ ВВС назвал JOY DIVISION "готической группой" по сравнению с поп–мейнстимом того времени. Возможно, с сегодняшних позиций JOY DIVISION и не кажутся ярко выраженными готами, но контраст с прочими популярными командами был очевиден. Позже ярлык "готов" был навешен и на BAUHAUS, выпустивших в 1979 году знаменитую запись "Bela Lugosi’s Dead" (Bela Lugosi — известнейший голливудский актер, специализировавшийся на исполнении ролей Дракулы и прочих вампиров, монстрообразных и звероподобных персонажей).

Популярные музыкальные критики быстро "просекли" ситуацию и употребили модный термин по отношению к некоторым коллективам, существовавшим в начале 80–х, — большинство из них исполняли музыку, отличную от той, что проповедовали THE BANSHEES, но имели очень специфический внешний вид. THE SOUTHERN DEATH CULT были первыми в данном списке. Как и THE BANSHEES, они носили черные одежды и серебряные украшения и красили волосы в экстремально черный цвет. В эту же категорию попали и THE SISTERS OF MERCY (название Эндрю Элдрич взял из одноименной песни Леонарда Коэна, в которой автор называл таким образом проституток; правда, необходимо отметить, что также существует и одноименный религиозный монашеский орден), и когда группу покинул один из ее музыкальных лидеров Уэйн Хассей, сформировавший позже THE MISSION, то THE SISTERS все еще оставались в "черном лагере", несмотря на то, что музыкально они стали отличаться от своих коллег в сторону хард–н–хэви. В конце концов появились THE FIELDS OF THE NEPHILIM, которые все хорошенько обдумали и сознательно назвали себя "готами". Последние музыканты не только звучали, но и выглядели иначе, если сравнивать с первыми готами, — походили они скорее на шайку мрачных и грязных бандитов времен Дикого Запада (таковых полно в вестернах Серджио Леоне).

Как сами музыканты, так и их поклонники любили облачаться во все черное — кожаное, вельветовое, атласное... Черно–белая музыка, от которой они получали удовольствие, в некотором смысле противопоставлялась цветастым диско–ритмам 70–80–х. Песни JOY DIVISION, BAUHAUS и THE SISTERS являлись плодами самоанализа, а нередко и самоедства, и многие из готов рассматривали себя как весьма интроспективных личностей. Слушатели, впервые столкнувшиеся с музыкой готических команд, поначалу были слегка сконфужены самим словом "готика" и связывали появление нового направления в музыке с возрождением Викторианской Готики и Готическими Ужасами. Что ж, в результате то, о чем думали люди, вдруг превратилось в правду. Свой вклад в создание ореола таинственности, романтики и ужасов вокруг готов внес тот же NME, авторы которого порой увлекались и писали шумно–веселые статьи о готах. Они писали, что в местных пабах готы обычно усаживаются в круг на полу, много курят и ведут беседы о том, как здорово было бы превратиться в летучую мышь и попить кровушки добропорядочных граждан. Некоторых читателей подобные небылицы очень злили, но, к счастью, большинство готов обладают здоровым чувством юмора и сами не прочь иногда посмеяться над собой.

Жанр развивался, и его позиции крепли — он шагнул далеко за пределы Соединенного Королевства и нашел благодатную почву даже в таких солнечных странах, как Бразилия и Мексика (о Соединенных Штатах даже упоминать не стоит — все новое принимает здесь зачастую самые радикальные и забавные формы, что, собственно, и произошло с готикой, которая обвенчалась с кибер–индастриэлом соседней наэлектризованной Канады и коренным образом изменила стиль жизни отдельных жителей страны Кока–Колы и МакДональдсов). Однако ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что сегодняшним бастионом готики выступает Германия (готов здесь величают "Grufties"). Поистине сегодня на улицах крупных немецких городов так же легко встретить стайку гот–индустриальных фриков, как и компанию рэйверов. Такого изобилия специализированных клубов и изданий, команд и исполнителей на квадратный километр вы не встретите ни в одной другой стране мира.

Первое поколение готов нынче жалуется на то, что их последователи слишком поверхностно относятся к готике, ограничиваясь понятиями о том, что настоящий гот должен одеваться в одежды чернее черноты, увешивать себя ювелирными украшениями и выглядеть настолько худым и бледным, насколько это возможно. Но на самом деле новые готы, как и все нормальные люди, развиваются и впитывают в себя все новое, что окружает их сегодня. Да, подобно своим старшим собратьям они стараются избегать грубого коммерческого рок–мейнстрима и любят собираться вместе, чтобы поделиться с товарищами своими горестями и несчастьями. Они читают Брэма Стокера и Энн Райс и предаются россказням о вампирах. Они читают Лавкрафта и рассуждают о конце света. Готы лояльно относятся ко всем религиям и вероисповеданиям, их также нельзя упрекнуть в расизме. Большинство готов являются атеистами, и лишь малая толика их относит себя к спиритуалистам нового века либо состоит в членах новых альтернативных религиозных групп. Также встречаются готы–христиане. В целом готическое движение далеко от религиозности, но, как ни странно, ему присуща образность религии. готы носят кресты и амулеты, в их песнях обнаруживается немало религиозных ссылок, но все же они не связаны с религией. Они изолированы от нее и лишь используют религиозные образы и атрибуты, превращая их в элементы моды. Большими специалистами в данной области являются участники культовой гот–группы CHRISTIAN DEATH. THE SISTERS OF MERCY имеют квази–религиозное название, но это всего лишь ирония — Эндрю Элдрич больше концентрирует свое внимание на политике. А Карл МакКой из THE FIELDS... увлекается различными шаманскими обрядами и философскими откровениями гностиков. Так что все эти изношенные одежды, почерневшие старинные украшения, распятия и браслеты используются готами как сильнодействующие символы, обладающие мощным подсознательным воздействием.

Сегодня в готике, как и в любом другом музыкальном жанре, можно обнаружить множество поджанров, о которых мы постараемся вкратце рассказать. Но прежде чем приступить к этому, еще раз перечислим первых готов — BAUHAUS, CHRISTIAN DEATH, SOUTHERN DEATH CULT, JOY DIVISION, THE SISTERS OF MERCY, SIOUXSIE AND THE BANSHEES.

"Полуготы" — к числу таковых можно отнести THE FIELDS OF NEPHILIM, THE MISSION, SEX GANG CHILDREN. Приставка "полу" уместна в данном случае, так как вышеперечисленные группы работают на стыке готики и традиционного мелодичного рока а–ля U2 или MIDNIGHT OIL. Они умеют писать очень красивые песни, слушая которые непосвященный вряд ли сможет воскликнуть: "Да, это готическая банда!". Собственно, и сами готы недолюбливают эти команды.

"Ethereal готы" — DEAD CAN DANCE, XMAL DEUTSCHLAND, DANIELLE DAX, LYCIA, BLACK TAPE FOR A BLUE GIRL. Очень красивый в музыкальном отношении готический поджанр, но скучноватый, требующий соответствующего настроения от слушателя. Саунд таких групп отличается камерностью, особой пустынностью, четкостью и натуральностью. Очень часто в композициях преобладают "мертвые", трансовые тона.

"Метал/индустриальные готы" — COLLIDE, ACID VELVET CHRIST, SWITCHBLADE SYMPHONY, DANCE OR DIE, WAITING FOR GOD, COPTIC RAIN, :WUMPSCUT:, THE NEFILIM, DIE FORM и т.д. Команды данного раздела очень ярко отображают те процессы, которые сегодня наблюдаются в готике и индастриэле, а именно — постоянный музыкальный обмен идеями и способами их реализации. Зачастую именно композиции подобных групп звучат в клубах соответствующей направленности по причине того, что они объединяют в себе мелодичность готики, танцевальные биты индастриэла и энергетичный напор металла. Как правило, такое смешение жанров превращается в достаточно интересные эксперименты, и слушатели от этого только выигрывают.

"Фолковые и оккультные готы" — CURRENT 93, DEATH IN JUNE, SOL IVICTUS, SOPOR AETERNUS, THE MERLONS, LOVE SPIRALS DOWNWARD. Также весьма впечатляющий поджанр готики, который таит в себе немало сюрпризов. В данном случае к группам необходимо относиться с большой осторожностью, так как те же CURRENT 93 (эту команду могут полюбить только очень странные, мы бы даже сказали, нездоровые меломаны) уж очень сильно отличаются от безобидных LOVE SPIRALS DOWNWARD. Однако настоятельно рекомендуем вам ознакомиться с творчеством SOPOR AETERNUS и THE MERLONS — музыканты играют здесь на живых инструментах и входят в число лучших коллективов жанра. Готика, замешанная на фольклоре, вполне доступна и чрезвычайно красива, а что касается оккультистов, то в эти дебри лучше не соваться, а не то невзначай головка начнет побаливать.

"Новые готы", или "постготы", — ROSETTA STONE, MEPHISTO WALZ, LONDON AFTER MIDNIGHT, CLAN OF XYMOX, NOSFERATU, THE WAKE, LOVESLIESCRUSHING, CURVE, BIG ELECTRIC CAT. Это весьма условная категория, так как здесь собраны очень разные команды, но все они являются в некотором роде пионерами долго существующего музыкального направления и изначально стремились расширить его границы. Они как губка впитывают в себя модные музыкальные веяния и переваривают их на свой лад. Так, последние записи высокотехнологичных ROSETTA STONE сравнивают с работами NINE INCH NAILS; LOVESLIESCRUSHING базируются на таком чудовищном шогейзере, что классики MY BLOODY VALENTINE и SLOWDIVE отдыхают; достаточно далеко зашли в области компьютеризации и сэмплирования своего саунда LONDON AFTER MIDNIGHT; CLAN OF XYMOX по танцевальности композиций могли бы посоперничать со многими дэнс–коллективами, а новое увлечение CURVE — это тяжелое металлическое гот–техно.

Но вернемся опять к термину "готика". Готы, которые являлись племенем индо–европейского происхождения, давным–давно медленно интегрировались в плавильный котел Европы и практически исчезли. Слово "готический" впервые было обнаружено в труде 1611 года "Uncivilized Lack Of Taste Or Education". Начало "готическому стилю" положили монахи и ремесленники, которые работали на церковь и покрывали Землю соборами начиная с 11 века. Также они строили замки и прочие сооружения. 16 век ознаменовался большим количеством беспорядков, связанных с проведением различных реформ. Все это дало толчок к развитию новой архитектуры, и новая волна строителей, художников и артистов пришла на смену прежним. Готические ужасы и легенды перекочевали из холодных соборов на страницы печатных изданий.

Сегодня индустрия комиксов также вносит свою лепту в устрашение и запугивание подрастающего поколения, публикуя такие книжки, как "Sandman", "Book Of Magic", "High Cost Of Living", "The Crow", "Love And Rockets", "Cerebus", "Stray Toasters", "Grendel" и другие. Из популярных авторов, пишущих в жанре "готический horror", можно упомянуть следующие имена: Брэм Стокер (умер от сифилиса и последние дни своей жизни провел в состоянии полного умопомешательства), Говард Ф. Лавкрафт (автор множества коротких рассказов, основанных на мифах Гтулху: слыл отшельником и очень боялся тишины, жизнь его трагически оборвалась в самом расцвете сил), Сторм Константин (более готическая, нежели Энн Райс, и работающая вне литературного мейнстрима писательница; написала серию книг о вампирах; интересуется оккультизмом, древними мифами и библейскими сказаниями; некоторые из ее идей очень спорны и идут вразрез с известными академическими исседованиями).

С появлением "важнейшего из всех искусств" готические персонажи засверкали во всей своей красе и на больших экранах. Считается, что немецкие экспрессионисты достигли больших успехов в создании готических картин, и черно–белый "Nosferatu" относят к классике готического кинематографа. "The Cabinet Of Doctor Caligari" также является весьма удачным готическим произведением. Не забудем также многочисленные экранизации историй о Дракуле, Франкенштейне и, конечно же, "Голод" c участием Д. Боуи и К. Денев. Из последних значительных событий на этом поприще можно отметить картины "Интервью в вампиром" Нила Джордана и "Потерянное шоссе" Дэвида Линча.

Наверное, вам будет интересно узнать, что пьют готы, когда собираются вместе. Настроение себе они поднимают не без помощи таких напитков, как "Anaconda", "Red Witch" или же классического "Snakebite Black". Вот рецепт последнего: смешайте пополам легкое немецкое пиво с яблочным сидром и добавьте туда чуть–чуть сока черной смородины для цвета. Эта гремучая комбинация считается чем–то смертельно опасным — в некоторых клубах настоящий коктейль запрещен к употреблению.

Также проявляя заботу о тех, кто после прочтения данной статьи вознамерился перекрасить волосы в черный цвет, приводим перечень рекомендуемых готами красителей — Blue Black, Black Cherry (Wella), Aurelle Cherry Plum (L’Oreal), 70R Plum Brown (Clairol). В процессе окраски необходимо также добавить в смесь краски кондиционер высокой интенсивности.

Конечно же, наше повествование могло показаться вам сумбурным и отрывочным, но для того чтобы убедить вас в том, что готика является целостной субкультурой, в основе которой лежат музыка, литература, искусство и мода, необходимо несколько номеров "МГ". А чтобы подвести некоторую черту под настоящей темой, в следующий раз мы расскажем вам о группах, которые показались нам очень интересными и достойными вашего внимания, — ROSETTA STONE, LONDON AFTER MIDNIGHT, DIE FORM и LOVESLIESCRUSHING.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 05 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета