Lovesliescrushing
коматозники

Слушать LOVESLIESCRUSHING — это все равно что просматривать фильмы Питера Гринуэя без саундтрека и представлять себе, какая музыка могла бы сопровождать разворачивающееся на экране действо.

Неизвестный поклонник LOVESLIESCRUSHING.

Покрывало из пышных гитарных шумов, подобных морскому прибою, и ангельский, тонкий как паутина вокал. Красивейшая и грандиозная оркестровая утонченность и детская наивность, пушистая молочная мякоть и вздымающийся волнами разрушительный металлический рев. 75 минут радужных космических структур и атмосферных ландшафтов при полном отсутствии каких–либо ударных. Все это присутствует в альбоме "Xuvetyn" 1996 года американского дуэта LOVELIESCRUSHING. Безжизненно мерцающие и мимолетные вокалы Isobel Arpin тают как снежинки в руке. А имеющий дурную репутацию среди своих коллег–гитаристов Scott Cortez колдует над оживлением фантасмагорического величия Северного Сияния либо показывает гитарные фокусы, интенсивность которых может сравниться с работой реактивного двигателя самолета. Вокально–гитарные манипуляции плавно приобретают форму завораживающего по своей красоте нойза. Еще одна бриллиантовая россыпь из низкобюджетного саунда, красивой борьбы шумов, сочных и густых вокалов и типичных для Cortez дисторшнов, извлекаемых с помощью его 12–струнной гитары. В результате мы имеем дело с таким музыкальным термином, как "ethereal noise", описывающим хаотичное и новаторское, неспокойное , оглушающее и великолепное звучание LOVESLIESCRUSHING. Такая музыка увлекает слушателя особой хрупкой чувствительностью, ей характерна плавучесть звуковых волн, перетекающих одна в другую подобно краскам в акварельной палитре.

Сформировалась группа в декабре 1992 года, и ее саунд развивался на базе тех клаустрофобных интимных отношений, которые сложились между Isobel и Scott. Занятия музыкой являются для участников LOVELIESCRUSHING чем–то вроде хобби. Дебютировали они на Beautiful Noise Festival Of Ethereal Music в Фениксе, после чего отправились в турне по Америке вместе с культовой гот–группой LYCIA. После рассылки демо–кассет и нескольких выступлений Isobel и Scott заключили контракт с независимым, но обладающим мощной сетью распространения лейблом Project. Известная по работе с такими исполнителями, как O Yuki Conjugate и Steve Roach, компания сфокусировала свое внимание на атмосферной музыке, принципиально не имеющей ничего общего с new–age. Но что тогда есть атмосферная музыка? "Это тот тип музыки, который описывает дуновение ветра в ветвях деревьев, очаровывающее сияние Луны, ощущение пребывания в одиночестве в своих мыслях. Нам нравится, спокойный и теплый жужжащий саунд. Нам нравится когда гитары звучат выжигающе, мягко, прозрачно, скользко, искаженно, бредово, исступленно, а вокалам присуща осязаемость всяческих сладостей, которые тают во рту, оставляя при этом привкус сахара на губах", — говорят музыканты. Помимо музыки, они заняты съемками любительских короткометражек, изданием необычных книг, участвуют в различных музыкальных сайд–проектах, связанных с эмбиентом.

Несмотря на популярность нынешних, инспирированных панк–революцией 70–х гитарных направлений, времена изобилия талантливых исполнителей прошли. Но для команд вроде LOVESLIESCRUSHING возможность создавать музыку, опираясь на несложную инструментальную базу, и найти свою широкую аудиторию слушателей по–прежнему существуют. LOVESLIESCRUSHING подобно некоторым другим молодым командам последовали примеру VELVET UNDERGROUND и начали писать музыку, в основе которой лежат скорее эстетические и эмоциональные качества чистого звука, нежели традиционные музыкальные формы. В этом смысле термин "группа" будет несколько неуместен по отношению к дуэту. Isobel и Scott не проводят столько времени, играя на инструментах, сколько они посвящают манипуляциям со звуками, слышимыми отовсюду, — данный процесс включает в себя необычную перенастройку гитар, наслаивание звуков с помощью 4–дорожечного магнитофона и пропускание вокалов через замедляющие и отражающие блоки аппаратуры. Cortez любит называть все это оппозицией по отношению ко всевозможным Top 40: "Если вы слушаете какую–либо песенку из Top 40, то в большинстве случаев это обычная вокальная музыка, в которой непосредственно музыке отведена роль фона — иногда без нее даже можно обойтись. Именно вокалист является тем лицом, которое продает песню. Но если вернуться к нашей музыке, то, убрав ее прочь, песня как таковая исчезнет".

Дебютный альбом "Bloweyelashwish" 1993 года изначально не писался для того, чтобы открыть дуэту врата в современный гитарный мейнстрим. Населенная эфирными женскими вокалами и гудящими гитарами, представленными в виде тончайших структур, музыка дуэта имеет много общего со звуками вырисовывающих пике над головой огромных аэропланов и упорядоченным хаосом, отрывки которого иногда можно услышать по ридио. Однако женские вокалы бессловесны (!), что вызывает проблемы с защитой авторских прав. Данный альбом получил положительные отзывы в авторитетном журнале "Option", один из авторов которого написал: "Эти песни подобны прекрасным духам, которые поначалу мерцают огоньками как ангелочки и в которых можно найти умиротворение и спасение, а затем внезапно оборачиваются к вам искаженными от боли и мук лицами...". Та же статья указывает на то, что дуэт использует клавишные (хотя на самом деле музыканты этого не делают), и причисляет LOVESLIESCRUSHING к лагерю готов. Однако сам Cortez таковым себя не считает: "Это неправильные представления. Наша музыка не является "готической", мы не death–музыканты и нас не волнуют такие вещи, как вампиризм и оккультизм. Разве что нас можно назвать готами по причине того, что нам нравится смотреть сериал X–Files". Но вопрос о том, является ли их музыка "готической" или же нет, не сильно занимает Cortez — гораздо больше его беспокоят ошибочные утверждения о том, что он использует синтезаторы. Саунд LOVESLIESCRUSHING целиком базируется на различных разновидностях нойза, которые можно извлечь из гитары, и если у Cortez не получается добиться желаемого результата, то он скорее смастерит свои собственные инструменты, нежели будет использовать электронную аппаратуру: "Я просто влюблен в физиологию игры на "живых" инструментах и ненавижу просто сидеть и нажимать на клавиши синтезатора". Музыкант хотел бы включить звучание многих "живых" инструментов в свои миксы, но в настоящий момент он увлечен именно гитарами: "Я интересуюсь созданием звуковых ландшафтов, поверхностей и структур, и для этого необязательно быть великолепным гитаристом. Но необходимо думать отлично от классических мастеров гитары и иначе относиться к своему инструменту. Я пытаюсь показать, что из гитары можно выжать такие вещи, которые вы никогда не ожидали от нее услышать".

Своим успехом LOVESLIESCRUSHING в какой–то степени обязаны таким группам, как MY BLOODY VALENTINE, THE COCTEAU TWINS, SLOWDIVE, CURVE, но мы особо хотим здесь подчеркнуть, что в своем творчестве музыканты всегда оставались в стороне от плагиата и слепого копирования чьего–либо звучания. Мы говорим лишь о влияниях и сравнениях. Cortez метко называет свои песни "неприцельными выстрелами, маленькими ломтиками саунда, которые связаны между собой нитями эмоциональности и чувственности". В промежутках между длинными нойзовыми кусками он помещает красивейшие, вызывающие дрожь 30–секундные мелодии, которые описывает словом "sonic Palette–cleansers". Концепция идеальной музыки заключается для Cortez в следующем: "Она имеет тот изначальный тип классического звучания, благодаря которому внутри вас начинает что–то шевелиться. В ней есть что–то вселенское, и поэтому любой может слушать ее".

Нам кажется, что альянс Cortez и Arpin вполне мог бы служить примером нового типа андерграундного феномена, базирующегося на пестром наборе альтернативных музыкальных влияний. Есть поколение меломанов, выросших среди всего прочего на музыке эмбиентных альбомов 70–х Brian Eno, в которых атмосферное качество саунда было основой музыки. Философию "саунд есть музыка" исповедовали в свое время John Cage и Pauline Oliveros, а еще раньше такой волшебник, как Edgard Varese. Однако идеи этих композиторов остались в академической области, и лишь Eno популяризовал их среди людей нового поколения. И только совсем недавно эта здоровая музыкальная чувственность получила широкое распространение. Достигнут ли группы наподобие LOVESLIESCRUSHING когда–нибудь массового признания или появятся на обложках таких изданий, как Q или NME в качестве "группы месяца"? Время покажет. Но в одном мы уверены: эти команды больше не игнорируют. Сегодня дети дедушки Cage, бабушки Oliveros и дядюшки Eno имеют все шансы быть узнанными и воспринимаемыми всерьез. Но даже если этого не произойдет, Cortez останется спокоен: "Все, что мы делаем, мы делаем ради забавы, настоящей забавы, смысл которой заключается в том, чтобы создать нечто и выпустить в мир".


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 04 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета