Brown, Ian
еще одно пришествие, или Гори, гори, моя звезда

Сингл Яна Брауна "My Star" дебютировал 18 января в британских чартах на пятом месте. Его имя почти целый год не упоминалось в прессе, и вот теперь о нем говорят все, как и в старые добрые времена, когда он являлся фронтменом группы, которая стала недостижимым объектом для подражания практически для всех современных британских команд. Эта группа создала эталон современной молодежной музыки, ее дебютный альбом является самой любимой записью британцев после творений THE BEATLES. Помните, как называлась эта группа? THE STONE ROSES. Несомненно, ROSES заслуживают того, чтобы написать о них огромную статью, что, в принципе, уже не раз происходило и, по всей видимости, скоро случится вновь. Однако нынче все взоры обращены на сольное творчество Яна Брауна, который 2 февраля выпускает свой дебютный альбом "Unfinished Monkey Business".

Ian George Brown родился 20 февраля 1963 года в Манчестере. Если у меня все хорошо с математикой, то в этом году ему стукнет 35. Что ж, он подготовил очень неплохой подарок к своей полукруглой дате. Музыкой Ян увлекался с детства и вначале пробовал силы на бас–гитаре. Однако его настоящая музыкальная карьера началась в 1985 году в качестве вокалиста, когда официально собрались ROSES. С тех пор много воды утекло, и чем ближе к концу века, тем больше круглых и не очень круглых дат можно отметить в связи с названием этого эпохального, безо всякого нахальства будет сказано, фундаментального коллектива.

Строительство храма ROSES началось тогда, когда парни разрисовали манчестерские стены из красного кирпича лозунгами типа "THE STONE ROSES — это ваше будущее". Группа выпустила очень маленьким тиражом сингл "So Young", о котором довольно быстро забыли. После всяческих утрясок состав к 1987 году выглядел таким образом: Ian Brown (вокал), John Squire (гитара), Alan "Reni" Wren (ударные) и Gary "Mani" Mounfield (бас). Дальше все понеслось с бешеной скоростью, начиная с появления в 1987 году уже по–настоящему дебютного сингла "Sally Cinnamon" и заканчивая разборками группы с компанией Silvertone, что затормозило ROSES на целый год. Множество изумительных синглов увидело свет за это время, не говоря уже о совершенно волшебном альбоме 1989 года "The Stone Roses". Однако переход в новое десятилетие сильно подкосил здоровье коллектива. В1994 году после заключения четырехмиллионного контракта с Geffen появился "Second Coming", мощнейший альбом, который тем не менее по иронии судьбы стал "лебединой песней" группы. Дальше все начало разваливаться. Вначале ушел Рени, который казался незаменимым гениальным ударником. Однако парни это пережили и даже включили в свои ряды чернокожего клавишника Найджела Иппинсона (Nigel Ippinson). Но, похоже, уже ничто не могло спасти ROSES. Группу покинул Джон Сквайр, без которого было очень трудно представить дальнейшее существование коллектива, поскольку он и Ян были авторами всех песен. У Джона теперь своя группа SEAHORSES, о которой "МГ" уже писала. И у его "коников" теперь снова не все в порядке — наверное, очень трудно работать с гением. Место Сквайра занял опять же темнокожий музыкант Aziz Ibrahim. Со всей отчетливостью становилось ясно, что ROSES превращаются в некое подобие сольного проекта Брауна. Вскоре и Мани ушел из группы и, поболтавшись некоторое время без дела, присоединился к PRIMAL SCREAM, о которых "МГ" тоже уже имела честь писать. На этом (точная дата 26 октября 1996 года) история THE STONE ROSES официально закончилась, породив легенду и идеал, без упоминания о котором теперь очень трудно обойтись в разговорах о современной модной музыке.

Вот такая весьма коротко изложенная, но от этого не менее грустная история.

Весной 1997 года поползли слухи о том, что Ян Браун намеревается начать сольную карьеру. В сентябре он заключил контракт с Polydor, и было объявлено, что работа над первым студийным альбомом Брауна со времен "Second Coming" подходит к концу. Вначале запись должна была называться "Under The Pavement At The Beach". Это название является переводом на английский язык лозунга французских студентов во время беспорядков 1968 года "Sous les paves, la plage!". Фраза подобрана весьма тонко, потому что одновременно является намеком на ROSES и также выражает отношение Яна к шоу–бизнесу. При чем здесь Roses? При том, что рисунок с лимонами Джона Сквайра, который был использован в качестве обложки дебютного альбома группы, навеян именно студенческими беспорядками во Франции. Джон нарисовал его, когда узнал, что студенты держали лимоны возле рта, чтобы избежать воздействия слезоточивого газа, который применяла против них полиция. Помимо этого, год назад, когда ROSES распадались, Ян назвал шоу–бизнес "грязнейшим занятием во вселенной", и выбор в качестве названия для альбома бунтарского лозунга свидетельствует о том, что Браун не изменил свое мнение. Однако ближе к концу года было объявлено, что альбом будет называться "Unfinished Monkey Business" ("Незаконченный мартышкин труд"). Здесь присутствует явная игра слов, поскольку у Брауна есть кличка "King Monkey". Тоже остроумно. "У меня просто море неоконченных дел, и мне нет нужды это доказывать. Я доволен своей работой. Все песни очень хороши. Я записывал их зимой у себя дома на восьмидорожечный магнитофон. Затем я провел три недели в студии, перебрасывая все это на 24 дорожки, и еще неделя понадобилась для того, чтобы все доделать. Итак, всего 40 дней. Однако очень многое было подготовлено у меня дома на 8 дорожках", — сказал Браун о своем альбоме.

По отзывам людей, работавших над записью, сольник Яна представляет собой смесь разноплановых песен — от акустических до танцевальных с различными электронными наворотами. Песня "Can’t See Me" содержит явные легкоузнаваемые элементы музыки THE STONE ROSES. Это неудивительно, поскольку она была написана еще до распада группы. Ян просто случайно откопал цифровую кассету с демо–записью этой композиции и решил использовать ее в своем альбоме. Он позвонил Мани и Рени, и те согласились поучаствовать в записи. Таким образом, получилось, что бывшие участники ROSES воссоединились почти в полном оригинальном составе, хотя Мани и Рени играют свои партии в разных песнях Брауна. Помимо этого, Ян пригласил Найджела, Азиза, а также Робби Мэддикса (Robbie Maddix), басиста, некоторое время помогавшего ROSES на концертах после ухода Мани. Когда работа только начиналась, Мани высказался по поводу записи весьма воодушевленно: "Я слышал песни Яна. Они просто супер!"

Для человека, который провел 10 лет в группе, выпуск сольного альбома — это весьма интересный эксперимент. Браун сам играет в некоторых песнях на многих инструментах: гитаре, басу, клавишах и губной гармошке. "В ROSES мы все делали вместе, — говорит Ян. — Теперь все иначе, но это не значит, что я все делал один. Некоторыми песнями я занимался самостоятельно, над некоторыми работал вместе с Азизом, Робби и Найджелом... Работа проходила совершенно иначе, чем в группе, потому что это уже не было коллективное творчество. Все было по–другому. Это опыт, которого у меня никогда не было. Я никогда не думал, что мне придется делать сольную работу. Однако я по–прежнему люблю музыку и все еще чувствую, что мне есть чем поделиться с другими". Помимо всех перечисленных музыкантов, в записи также принимали участие ударник Саймон Мур (Simon Moore) и бывшая участница PRIMAL SCREAM вокалистка Дениз Джонсон (Denise Johnson).

Браун говорит, что собирается делать более экспериментальную и разноплановую музыку, чем та, которую играли THE STONE ROSES. Так что, если вы хотите поностальгировать о днях ушедших, лучше обратите свои взоры на записи THE SEAHORSES. Кстати, Джон Сквайр — единственный участник группы, с которым Браун до сих пор не разговаривает. "Мне нравится ритмическая музыка, — говорит Ян о своих музыкальных вкусах. — Я считаю, что стержнем ROSES был бит, замечательная работа ритм–секции. Сейчас появляется очень много разных групп, но у большинства из них слабая ритм–секция. Трудно найти хорошего барабанщика. Я слушаю много разной музыки. Альбом Финли Квэй (Finley Quaye) великолепен. Прекрасный вокал, да и все остальное тоже. Я не испытываю дикого восторга по поводу THE VERVE и RADIOHEAD. Я желаю им всего хорошего и очень ценю то, что они делают, потому что это действительно высший класс. Однако они не заводят меня, понимаете? Есть группа, которая называется MOKE. Они очень хороши. Новый альбом AUDIOWEB тоже совершенно обалденный".

В данный момент Ян Браун планирует выпуск еще одного сингла и собирается выступить на летних музыкальных фестивалях. Его возвращение на сцену и на первые полосы музыкальной прессы стало второй хорошей новостью в новом году после удачного сингла, выпущенного Бернардом Батлером (Bernard Butler). Многое изменилось в жизни бывшего фронтмена THE STONE ROSES. Однако все работающие с ним люди утверждают, что его голос остался таким же неповторимым. Он не стал лучше, не стал чище. Но ведь именно этот тихий, вкрадчивый вокал стал торговой маркой целого поколения, и без него невозможно себе представить музыку конца 80–х. "Unfinished Monkey Business". Скажите Яну Брану: "Еще раз привет!"


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 04 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета