Crowded House
дом, который построил Нейл

(Продолжение. Начало в МГ №3’98)

В начале 80–х годов Тим Финн, вероятно, впечатленный столь резким прогрессом своего брата, решил, что ему пора уступить лыжню (с новозеландской поправкой это скорее дорога на водопой). После записи очередного альбома "Conflicting Emotions", который вызывал противоречивые эмоции еще большим отходом от стиля SPLIT ENZ времен его обладания Тимом, в 1985 году Нейл Финн объявил о скоропостижной "смерти" SPLIT ENZ и вместе с коренным сплитэнзовцем ударником Полом Хестером (Paul Hester) и новым басистом Ником Сеймуром (Nick Seymour) основал "свою" группу THE MULLANES (название происходило от второго имени Нейла), позже пророчески переименованную в CROWDED HOUSE.

С появлением CROWDED HOUSE SPLIT ENZ в основном стала упоминаться в музыкальных энциклопедиях, как "старая группа легендарного Нейла Финна".

Трио для начала очень желало заключить контракт с хорошим лейблом. Для этого они решили пару раз отыграть в новом составе на австралийском материке и привлекли для этих нужд сиднейского гитариста Крэйга Хупера (Craig Hooper) в качестве четвертого участника. Но Хупер не смог поладить с остальными и ушел в этом же 1985 году. А в это время одна из копий их первого демо с песнями "That’s What I Call Love" и "Walking On The Spot" уже лежала на столе босса американского лейбла Capitol Records. Группу пригласили на прослушивание в Лос–Анджелес, и вскоре она получила на руки желаемый контракт. До этого времени они все еще носили сомнительное блеклое имя THE MULLANES; было очевидно, что долго этому названию не продержаться, ведь надо было поторопить с записью дебютного альбома, а ведь, как известно, как ты шхуну назовешь, так она и поплывет. И точно, в один прекрасный день все узнали, что отныне следует обращаться к австралийско–новозеландским гостям не иначе, как CROWDED HOUSE. Такое название они держали для своего дебютного диска, и к тому же оно как нельзя более полно характеризовало рабочую обстановку в их лос–анджелесской студии.

Дебютный альбом "Crowded House" из–под пера Нейла сразу же попал во всевозможные чарты и, к чести группы, под торжественные фанфары оказался одним из редчайших долгожителей. Уже позже выяснится, что этот диск станет едва ли не самым удачным дебютным диском в истории рок–музыки. Продюсером альбома выступил Митчелл Фрум (Mitchell Froom). Он же исполнил большинство клавишных партий на нем, но по этой же причине Нейл и Ко лишились постоянного клавишника, когда дело дошло до первого турне. Но проблема разрешилась услугами старого друга, бывшего сплитэнзовца Эдди Райнера (Eddy Rainer). На сцене CROWDED HOUSE производили приятное впечатление прежде всего спонтанностью действий (не было видно надуманности шоу, как у других), юмором и, конечно же, букетом незабываемых песен.

"Don’t Dream It’s Over" — эти магические слова одноименного дебютного сингла CROWDED HOUSE запали мне в душу, думаю, навсегда. Несомненно, я могу сказать, что это самая любимая мною песня и на данный момент. Нейл написал ее, когда поссорился с любимой женой, а я–то, наивный, всегда считал ее гимном последней надежде, песней внутренней борьбы человека, который попал в передрягу и вот–вот потеряет последние силы, чтобы вынести жизненные потрясения. Ошибочка вышла, но тогда почему столько раз в моей еще не столь длинной жизни эта мужественная мелодия и прекрасно лечащая лирика спасали мою душу от уныния в, казалось бы, невыносимом состоянии непонимания?!

Как оказалось, сингл этот понравился не только мне. В Америке, например, в 1987 году он долгое время держался на 2–м месте в хит–параде. А недавно мировая общественность очень захотела увидеть среди песен, которые должны были войти в альбом памяти принцессы уэльской Дианы, именно эту песню в исполнении Нейла Финна.

Мы вновь возвращаемся в конец 80–х годов и включаем нашу камеру как раз в тот момент, когда CROWDED HOUSE записывали свой второй альбом "Temple Of Low Men". На этот раз основной студийный процесс протекал в Мельбурне, за редким исключением, когда группа была вынуждена летать в Лос–Анджелес и делать там несколько овердабов. Данный альбом микшировал знаменитый мастер своего дела Боб Клиармаунтин, что в финале вылилось в более чистое открытое звучание по сравнению с дебютными песнями. Новое детище "домовых" вышло в июле 1988 года и продавалось примерно на том же уровне, как и его предшественник, но было очевидно, что громких хитов на этот раз не будет. Альбом был очень ровным. Последовавший за его выпуском гастрольный тур выявил необходимость замены ушедшего Эдди Райнера новым человеком со стороны. За клавиши встал Марк Харт (Mark Hart).

FINN BROTHERS,

или Начало конца

Тем временем Тим встретился с Нейлом, и впервые они решили писать песни вместе. Всего несколько недель они поработали в мельбурнской студии Тима, и в самом начале 1990 года было объявлено, что 14 новых песен скорее всего составят основу их первого совместного альбома под вывеской FINN BROTHERS.

Но у Нейла внезапно возникли проблемы с комплектацией будущего альбома CROWDED HOUSE ввиду того, что их лейблу не очень понравилось качество песен, которые Нейл уже написал и представил для утверждения (Capitol Records всегда имел собственные взгляды на репертуар групп, которые пишутся на ней, и они в большинстве своем каждый раз шли вразрез с идеями Финна). Можно было долго спорить насчет несовпадения вкусов, но бесконечно тянуть с выпуском альбома, как видно, не входило в планы обеих сторон. В общем, ничего другого не оставалось, как смешать лучшие из песен, написанных Нейлом для своей группы, и самые удачные треки планировавшегося к выпуску альбома братьев Финн, принять в группу Тима Финна, что и сделали. И после нескольких публичных выступлений в 1990 году, самым громким из которых стал концерт на "MTV Unplugged", в 1991 году появился третий по счету альбом CROWDED HOUSE "Woodface".

Этот альбом вновь выдал группе справку о кредитоспособности, особенно в Европе, где два их сингла "Fall At Your Feat" (1991) и "Weather With You" (1992) попали соответственно в двадцатку и десятку самых продаваемый записей года. Эти и другие, на мой взгляд, самые удачные песни альбома были написаны Нейлом Финном. После такого успеха Capitol Records впору было извиниться за свое недавнее поведение!

Но позиции Тима в команде были явно какими–то неопределенными, и он действительно долго не задержался здесь, вновь уткнувшись в сольную карьеру еще во время европейского турне группы в ноябре 1991 года. Марк Харт вновь стал гастролировать вместе с командой и вскоре стал полноправным членом CROWDED HOUSE. Кстати, его старания наиболее полно проявились на следующем альбоме группы.

"Together Alone" стал первым альбомом CROWDED HOUSE, который они записывали в родной Новой Зеландии, а не в Лос–Анджелесе, и на этот раз они также отказались от продюсерских услуг Митчелла Фрума. Нейл Финн очень желал сменить музыкальное направление и пригласил поработать вместе британского продюсера, известного бас–гитариста Youth из группы KILLING JOKE. В результате было достигнуто более экзотичное для группы звучание, но выпущенные синглы "Distant Sun" и "Nails In My Feet" не смогли подняться на ступень незабываемых "Weather With You" и "Don’t Dream It’s Over", хотя и базировались в основном на классических приемах построения лирики Нейла Финна. Впервые за свою карьеру CROWDED HOUSE записали 100%–но некоммерческий альбом и, несмотря на некоторое непонимание со стороны фэнов, получили восторженные рецензии от критиков. Помимо традиционно сильных текстов, отмечалось, что альбом обладает колоссальным эмоциональным воздействием и является теперь продуктом коллективного творчества под чутким руководством Нейла. Влияние Youth на стиль группы оказалось не столь заметным, как можно было предположить. Новый альбом CROWDED HOUSE обязан ему разве что более концептуальным "бэкграундом", освежающим звучание стилизованных гитар команды.

Этот альбом группа раскручивала долго, проведя на ногах с осени 1993–го и до лета 1994 года. Во время мировых гастролей все более становилось очевидным, что Пол Хестер устал и собирается покинуть CROWDED HOUSE. Сначала он игнорировал теле– и радиоаудиенции с участием группы, а 14 апреля 1994 года за несколько часов до концерта в Атланте заявил о своем уходе. Оставшиеся американские и канадские концерты CROWDED HOUSE доигрывали с другими ударниками, но на британскую часть гастролей и участие в европейских фестивалях Хестеру нашли полноценную замену в лице мельбурнского ударника Питера Джонса. На удивление шоу прошли очень успешно.

Конец 1994–го и весь 1995 год группа хранила молчание, а братья Финн писали новые песни для своего бесконечно откладывавшегося альбома. К сожалению, Тим уже израсходовал на свой сольник "Before & After" (1992) те несколько песен, которые должны были пойти на их совместный альбом, и пришлось поднапрячься, чтобы сочинить достаточное количество нового материала в срок между четвертым и пятым альбомами CROWDED HOUSE. А вообще Тим до этого времени успел выпустить уже четыре сольных альбома: "Escapade" (1983), "Big Canoe" (1985), "Tim Finn" (1989), "Before And After" (1993), но не имел такого коммерческого успеха, как SPLIT ENZ и CROWDED HOUSE.

Альбом "Finn Brothers" братья начали писать и микшировать в богатой на экзотику Полинезии. После шести недель относительного отдыха им пришлось вновь вернуться в родную студию, но все–таки скрыть ритм расслабухи им не удалось, и песни получились необычайно лиричными. Не лишенный, правда, повторений уже пройденного, альбом все–таки больше склоняет думать, что они, наконец, вырвались на свободу, ощутили плечо идейного единомышленника, на которого без тени сомнения можно положиться. И что поражает: практически на всех инструментах они играли сами, естественно, сами писали тексты и музыку, и лишь наличие стороннего продюсера Чэда Блэйка (Tchad Blake) сделало эту работу незацикленной на семейных темах, как то посвящение родителям, родной земле, высоким горам и живописным ландшафтам.

Don’t Dream It’s Over, или Погребенные заживо

После выхода в 1994 году альбома лучших хитов SPLIT ENZ в конце 1995 года CROWDED HOUSE, включая Питера Джонса, вновь собрались в своей окландской студии, полные сил начать работу над своим пятым альбомом. Но, как оказалось, этим альбомом призвана была стать компиляция их лучших хитов. Сборник "Recurring Dream — The Very Best Of Crowded House" появился в продаже в июне 1996 года, а несколькими днями позже ограниченным тиражом вышел двойник, на втором диске которого оказались избранные концертные треки этой великолепной группы, чьи "живые" выступления редко когда уступали студийным вариантам. Шестнадцать композиций, три из которых были новыми, представили слушателю их любимцев во всей красе, а этот сборник дал стороннему меломану прекрасную возможность всеобъемлюще познакомиться с творчеством неизвестной группы. Этот альбом примечателен еще и тем, что для его записи в группу возвратились ударник Пол Хестер и продюсер Митчелл Фрум.

Первым и единственным синглом из альбома стал трек "Instinct". Он примечателен тем, что Нейл вложил в его лирику скрытый смысл, подразумевая, что инстинкты подсказывают ему: CROWDED HOUSE долго не проживет. И действительно, сразу же после первого концерта, устроенного группой специально для членов их английского фан–клуба, Нейл заявил, что намерен распустить группу по окончании их последнего мирового турне. Первоначально он планировал, что сделает достоянием общественности эту печальную новость на самом концерте, но просто–таки не смог так поступить, не захотел испортить праздник. А через шестнадцать дней после выхода альбома в печати появился пресс–релиз, написанный им собственноручно. Хотя всем давно было известно: CROWDED HOUSE — это Нейл Финн, никто не мог себе представить, что Нейл захочет "похоронить" свое детище. В своем обращении Финн благодарил своих коллег за те светлые годы, которые они провели вместе, но сконцентрировал внимание на том, что CROWDED HOUSE стали повторяться и он решил раз и навсегда распустить группу, дав всем ее участникам возможность найти собственные пути к совершенствованию.

Между тем группа все–таки закончила турне, попрощавшись со своими поклонниками финальным концертом в Канаде, но их верные австралийские фэны знали, что CROWDED HOUSE закончат свою карьеру именно на родине. И вот 24 ноября 1996 года в Сиднее состоялся тот памятный концерт, названный "Farewell To The World", где CROWDED HOUSE прощались с заполненным до отказа стодвадцатитысячным Оперным театром (crowded theatre).

В прошлом году Тим Финн написал музыку для нескольких австралийских сериалов и телевизионных шоу. К сожалению, пока еще точно не определена дата релиза его нового сольного альбома. Пол Хестер и его группа THE LARGEST LIVING THINGS недавно выпустили первый мини–альбом из пяти песен и собираются записать полновесный диск. Ник Сеймур помогает своему брату Марку в записи его первого сольника и попутно работает с перспективной мельбурнской командой DEADSTAR. Марк Харт ездил с SUPERTRAMP в их прошлогоднее турне и участвовал в записи их последнего альбома.

Ну а Нейл Финн ныне дорисовывает последние штрихи к своему первому сольнику, продюсируемому тем же Чадом Блэйком. Альбом планируется к выходу в середине 1998 года. Ходят также слухи, что его видели работающим с группой SOUL COUGHING. Их новый альбом в данное время дописывается в Нью–Йорке, кстати, продюсер у него тот же. Нейл вновь полон свежих идей. Ему теперь не к чему подгонять их под традиционное звучание группы или подчиняться их старому деспотичному лейблу. Он свободен как птица, счастлив посвящать свое время семье, и, несомненно, у него великолепные перспективы добиться новых побед в музыке.

P.S. Я вполне мог бы назвать эту статью "Дом, который разрушил Нейл", но кому тогда были бы интересны грубое начало и грустный конец, ведь что ни говори он имел на это все права!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 04 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета