обзор


Angels In The Mirror
Vodou Music Of Haiti

mg80327.jpg (5235 bytes)
CD & Book (c) 1997 Ellipsis Arts... New York 64pgs 13tks/66mins

Это издание, вышедшее в серии "Музыкальные экспедиции", представляет собой блестящий пример комплексной и в то же время популярной подачи серьезных научных исследований, затрагивавших вопросы этнографии, религиоведения и, конечно, музыки. Их предметом являлся культ вуду, распространенная на о. Гаити синкретическая религия и музыка, служащая важнейшим компонентом всех ритуалов этого культа.

Рабовладельцы–католики, в основном французы и испанцы, в отличие от своих коллег протестантов–англосаксов, гораздо более жестоко относились к рабам, но зато не слишком лезли к ним в душу. В результате, восприняв внешне религию своих хозяев, привезенные из Западной и Центральной Африки рабы бережно хранили свои традиционные верования. Через несколько поколений их причудливая смесь с католицизмом дала на о. Гаити плоды в виде религии вуду.

В вуду, конечно, много экзотического. Здесь существует обширный пантеон духов, покровителей тех или иных занятий или конкретных географических мест. Да и вообще все живое, мы сами в том числе, — это духи, только при физической жизни мы заключены в телесную оболочку. Духи обитают за поверхностью воды, за поверхностью зеркала (отсюда название проекта — "Ангелы в зеркале"), с ними можно общаться. Обычно это происходит на коллективных церемониях, где одним из главных ключей для такого общения служит, как вы уже догадались, музыка.

На 64 страницах изящно изданной и богато иллюстрированной книги можно найти самые разнообразные материалы — статьи о вуду, стихи, гаитянские поговорки и сказания, интервью и даже секреты традиционной кухни и рецепты составов для ритуальных омовений. Все это собрано американскими исследователями вуду Дэвидом Йи и Элизабет Мак–Алистер и дополнено материалами, раскрывающими роль музыки и танца в системе этой религии, и компакт–диском с образчиками музыки вуду.

13 треков в исполнении шести различных составов дают панораму основных вариантов этой музыки. Здесь есть чисто вокальные номера в духе call–and–response, примеры звучания барабанов в стилях янвалу (распространен в столице Гаити Порт–о–Пренсе) и конго (южное Гаити); песни в честь различных духов; танцы в сопровождении барабанной ритмики под мелодию, исполняемую на флейтах и скрипке; причудливые гаитянские версии старинных французских менуэтов; почти джазовые импровизации уличных оркестров.

Слушать такую музыку непривычно, полюбить — трудновато, во всяком случае у меня вариант "с первого взгляда" не прошел, но вот глубже понять чужую культуру, безусловно, можно. Лично я теперь несколько иначе буду воспринимать "гаитянские" романы Грэма Грина и Алехо Карпентьера. С удовольствием бы познакомился и с другими "музыкальными экспедициями" нью–йоркского издательства "Ellipsis Arts..." Это просто высший пилотаж как по полиграфии, так и по содержанию! Рекомендую не упускать возможности "полетать" с изданиями этой фирмы. А пока — лезу искать на книжной полке карпентьеровское "Царство земное".

© 2005 музыкальная газета