Deep Forest
партизаны дремучих лесов подсознания

Законные родители этого проекта, Michel Sanchez и Eric Mouquet могут уже сейчас считать себя Бенни и Бьорном этнической музыки. Семь лет они ухаживают за роскошными внеземными ландшафтами, которые рисует воображение поклонников их творчества. Их музыка оставляет после себя живописные миражи, имитирующие в условиях обыкновенной домашней комнаты атмосферу присутствия во влажных экваториальных лесах Африки и с легкостью превратит темные стены ночного клуба в зеленый оазис посреди безжизненной пустыни Сахары.

Стартовав с двумя разноплановыми альбомами и несколькими сольными проектами, французы уже сегодня готовы вновь напомнить о себе свежими идеями, выпустив сингл "Madazulu". Их новый альбом "Comparsa" дебютировал 20 января.

Божественный "шум"

К DEEP FOREST в нашей редакции отношение особенно трепетное. Если помните, именно об этой группе мы поместили обширную статью в первом номере "Музыкалки" и поэтому, каждый раз обращаясь к нашим истокам, натыкаемся на нее. На этот раз мы попробуем, как можно меньше повторяясь, вновь рассказать о старых и новых DEEP FOREST, потому что уверены, что большинство из вас стали нашими читателями не сразу. Итак, приступим.

Эрик и Мишель были хорошо известны у себя на родине как продюсеры и сессионные музыканты задолго до появления идеи сотворить нечто вроде проекта DEEP FOREST в 1991 году. Несмотря на то, что в основном они работали с рок–группами, Санчес с 17 лет увлекался фольклором и туземной музыкой. "Этническая музыка поселилась в моем сердце еще во время моей учебы в Парижской Консерватории, — вспоминает Мишель. — Я слушал африканские песни и записывал свои ощущения на бумагу, все время удивляясь, как им удается так здорово играть, петь и звучать. Я до сих пор покупаю очень много таких дисков". Однажды ему под руку попался сборник с парочкой народных "залепов" из Соломоновых островов. Мишель сразу разглядел в них готовый полуфабрикат для своего музыкального дебюта. Все, что он хотел сделать, это просто гармонизировать оригинальные песнопения с помощью своего синтезатора.

С Эриком Мишель знался давно. Они часто виделись через общих друзей, контактировали и работали в одной студии. В один прекрасный момент Мишель не выдержал. Ему хотелось услышать чужое мнение по поводу его нового увлечения. Он пригласил Эрика к себе домой и "одарил" его уши божественным "шумом" своей в корне эмбиентной композиции. Эрику она явна пришлась по душе, иначе бы он не предложил сотрудничество. Через неделю они на всех пантах решили записать никак не меньше десятка песен вроде первой для дебютного альбома — общего детища.

Поначалу они и сами не верили в свой успех. Они четко понимали, что их проект никак не вписывался во временные рамки и не мог быть отнесен к какой–либо из установившихся в музыкальной индустрии категорий. "На тот момент это было чем–то немыслимо новым, — рассказывает Мишель. — По радио вы бы не услышали даже нескольких песен типа нашей "Sweet Lullaby". Там крутили музыку для нервных и душевно больных людей. И мы боялись наткнуться на обыкновение непонимание". "Поэтому, чтобы не очень огорчать себя, стали заниматься музыкой ради собственного удовольствия, — продолжает линию Эрик. — Мы просто хотели получить моральное удовлетворение от того, что оперировали новыми звуками, и, возможно, создали бы свое направление". Очень скоро их музыка для домашнего прослушивания приобрела широкую популярность. Посыпались номинации, награды, "золотые" и "платиновые" титулы. Альбомы "Deep Forest" (‘92) и "Boheme" (‘95) заняли не последнее место среди лучших современных работ в стиле "world music".

Мишель и Эрик получили доступ к богатой звуковой коллекции, собранной музыковедами со всего мира. Прихватывая с собой сумочки с DAT–ами и стереомикрофонами, они регулярно путешествовали по экзотическим странам и по возвращении чувствовали, что владеют целым состоянием. А так как они умеют делать практически все, оставалось только закрыться в студии.

Надо сказать, что оба француза — прекрасные аранжировщики, неплохие композиторы, клавишники и компьютерщики. Очень часто они начинают сочинять порознь, но в конечном итоге песню доводят до ума вместе. У них полное равноправие и даже одно и то же оборудование, что способствует полной совместимости и взаимодополняемости их собственных наработок.

Карнавал будущего

Многие думают, что DEEP FOREST — это чисто студийный проект, но это не так. В 1996 году, накопив достаточно материала для больших концертов, Эрик и Мишель отправились в свое первое турне. "Когда мы колдуем в студии, — треплется Эрик, — нас всего лишь двое, и это вполне достаточно, чтобы "оседлать" клавишные и компьютер. Нам нет нужды играть на гитаре или барабанах. Что касается сцены, мы уверены, что два человека, нажимающие на кнопки, это слишком скучно". Перед тем, как собраться в путь, ребята усердно подыскивали себе напарников, которые в кратчайшие сроки выучили бы два их альбома. Задумывалось, что человек, оказавшийся на сцене, не должен был своей мимикой делать вид, что повторяет сэмплы. "У каждого из них прекрасный неповторимый голос, традиционный для их страны, — говорит Эрик. — К нам пришли кубинцы, сенегальцы, камерунцы, болгары, поляки, итальянцы и, разумеется, французы. Поэтому весь ансамбль с легкостью мог представлять нашу планету на каком–нибудь вселенском музыкальном фестивале".

Концерты прошли с большим успехом. Смесь электрических и акустических инструментов создавала на сцене атмосферу грандиозного карнавала, достойного истории следующего тысячелетия. География их выступлений простиралась от австралийского континента и Японии до Восточно–Европейской равнины (Польша, Венгрия). Практически впервые коллектив появился на публике и сразу с 10 (!) музыкантами и вокалистами девяти различных национальностей. В общем, многие остались довольны.

Партнеры

Так уж повелось, что проекты в стиле "world music", так сказать, не очень спешат: мол, тише едешь — дальше будешь". Альбом раз в 3 года считается оптимальным. На стороне может быть куча других проектов — в данном случае "Windows" (‘95) и "Pangea" (‘96), но совместное дело не терпит поспешности. После солидного вояжа своей музыки в саундтреки нескольких картин третий альбом готовили с не меньшей основательностью.

"Comparsa" с кубинского диалекта означает "партнеры". А еще так называют стихийно собирающиеся уличные группы, которые летом слышны повсюду на Кубе и в Южной Америке. Название, естественно, не возникло отдельно от содержания альбома. Партнерами Эрика и Мишеля стали представители Мексики, Кубы, Мадагаскара и еще нескольких стран Латинской и Южной Америки, а сам диск приобрел отличное от предыдущих двух латино–африканское звучание.

В очередной раз безмолвный французский дуэт принялся расширять наши музыкальные познания, двигаясь в хаотичном направлении по географической карте нашей планеты. Эрик и Мишель были давно наслышаны от туристов об этих прекрасных местах, открытых самим Колумбом. После африканских фантазий "Sweet Lullaby" и восточноевропейской меланхолии "Boheme" им пришлось пересечь самый большой Тихий океан в поисках нового звучания. Новый альбом получился очень праздничным, он свободно может озвучивать знаменитый карнавал в Рио. Солнечная тема, универсальная в предыдущих работах коллектива, и на этот раз появляется с первыми звуками. В какой–то момент кажется, что это весенние лучи, но, прослушав весь альбом, понимаешь, что капель и половодье далеко в прошлом и на дворе летние погожие деньки. Хотя применительно к американскому климату это может быть полностью перевернуто.

Как всегда не обошлось без широких жестов. Дело в том, что французы решили последовать воли божьей и делиться авторскими правами на свои альбомы со странами, культурное наследие которых используется в произведениях DEEP FOREST. О конкретных суммах еще говорить рано, но, судя по предыдущим подобным акциям, эти страны получат очень значимые по их меркам суммы.

Список привлеченных музыкантов опять же очень велик. Из более или менее известных имен назовем только Wes Madiko из племени банту, сирийца Abed Azrie и мексиканца Jorge Reyes, флейтиста и перкуссиониста, очень увлекающегося традиционной культурой ацтеков. Знающие люди, несомненно, распознают здесь влияние знаменитого клавишника Joe Zawinul, основателя группы THE WEATHER REPORT.

Эрик и Мишель еще долго будут вспоминать хорошими словами одну 100–летнюю бабушку, с которой они познакомились и работали на Мадагаскаре. К сожалению, Mama Sana умерла еще перед тем, как они успели записать этот альбом. Но, к счастью, свою партию для открывающей "Comparsa" песни "Noonday Sun" она успела напеть. В этой же композиции вы сможете услышать молитву, которую ее друзья специально написали на ее похороны.

Французам вообще повезло на этот раз с женщинами. В Белизе они встретили другую талантливую даму. Ее зовут Марселла Льюис, и ее голос вы услышите в песне "Tres Marias".

Вообще все 13 поместившихся на новом диске композиций заслуживают отдельной истории, но раскрывать все секреты было бы просто неинтересно. Чужие тайны нужно уметь хранить, так что французский дуэт знает многое. Их музыкальные произведения, так не характерные для западной цивилизации, помогают цивилизованным, как они себя называют, людям стать археологами, не выходя из уютных квартир. Они не просто уничтожают культурные и языковые барьеры между различными культурами, они вот уже в трех альбомах поражают своей космополитичностью, решимостью задействовать все имеющиеся средства для решения духовных и экономических проблем стран третьего мира. Я могу даже сказать, что они формируют свой собственный язык, язык, с помощью которого человек, вероятно, уже совсем скоро научится понимать животных, заботиться о природе, а не только о себе самом. Это весьма трудная и почетная миссия.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 03 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета