Suede
Угрюмый гитарист теперь счастлив

Имя Бернарда Батлера в наших краях известно, пожалуй,только преданным фэнам SUEDE. Пожалуй, стоит напомнить, чтоименно этотчеловек написал практически всю музыку для первых двух альбомов этой моднойнынче группы и превосходно отыграл с ней множество концертов. Когда в 1994году Бернард покинул Бретта Андерсона и Компанию, многие решили, что онпросто спятил. Группа находилась тогда в двух шагах от суперзвездного статуса.После ухода Батлеру пророчили судьбу малоизвестного сессионного музыканта,который никогда не добьется успеха. Однако своей работой со многими известнымимузыкантами, о которой будет сказано ниже, он заставил многих скептиковповерить в то, что ему есть, что сказать, то есть сыграть, а впоследствиивыяснилось, что и спеть. Итак, 5 января выходит дебютный соло–сингл БернардаБатлера "Stay", а вскоре появится и долгожданный альбом этогозамечательного музыканта.

Когда закончилась эпопея Бернарда и SUEDE, он подумывалвообще завязать с музыкой и найти работу в супермаркете. Он и его женаЭлиза долгое время отсиживались в своей квартире со своими тремя котами.Они сменили номер телефона — им было тяжело общаться с людьми. В небольшойстудии, расположенной в одной из комнат, Бернард начал работу над несколькиминовыми песнями. Просто так. "Жизнь была такой хаотичной, безумнойи депрессивной. Я просто хотел себя как–то подбодрить. У меня получилось",— вспоминает он. В конце концов Батлер сотворил большущую, счастливую битовуюпесню с громким, пышущим здоровьем припевом. Аранжировка должна была содержатьмножество сочных струнных партий. Все было придумано, не хватало тольковокалиста, который спел бы сие творение. Но вскоре таковой нашелся, и сэтого момента, можно сказать, Бернард освобождается от гнетущих мыслейо прошлом, о SUEDE и начинает собственную жизнь в мире музыки.

SUEDE

Бернард родился в 1970 году в Лондоне. С самого детстваон был связан с музыкой. Он учился играть на скрипке — 6 лет и на пианинов течение 6 месяцев. Впервые взял в руки гитару, когда ему стукнуло 13.Кумиром Бернарда был и остается по сей день Джонни Марр, и гитарную техникуюноша изучал по записям THE SMITHS. В 14 лет он собрал свою первую группуSLOWDIVE (никакого отношения к популярной в определенных кругах британскойкоманде с таким же названием эта группа не имеет). Всю музыку сочинял самБернард. Одна из песен, написанных им в то время, появилась позднее в несколькоиной интерпретации на первом альбоме SUEDE и называлась "Animal Lover".Группа не продержалась долго. Бернард ушел и тем самым развалил ее. Следующиенесколько лет он провел, шлифуя гитарное мастерство, сидя в своей комнате.

Трудно сказать, что его юность была веселой. В школе егодразнили из–за того, что он был очень худым. Друзей практически не было.Плейер был его постоянным спутником — Бернард не переставая слушал музыку.А каждый выходной он отправлялся в Вест–Энд, где мечтательно глазел нагитары в музыкальном магазине. "Тогда, — вспоминает Бернард. — мечты,пожалуй, были единственным, что поддерживало меня. Иметь хорошее место,маленькую студию, машину..."

Бернард сочинил, казалось, миллионы песен. Но ни однаиз них не подходила музыкантам, на объявления которых в NME в разделе "Требуетсягитарист" он отвечал. Однажды он заприметил объявление двух парней,подыскивавших музыкантов с целью создания группы. Среди влияний были указаныSMITHS, Bowie и PET SHOP BOYS. Бернард позвонил и через некоторое времябыл принят в группу, у которой тогда еще не было названия. Парнями, каквы уже, наверное, догадались, оказались Brett Anderson и Mat Osman. "Онибыли весьма круты, — вспоминает Батлер. — Очень в своем–собственном–мире.Я не был таким".

Девятнадцатилетний Бернард к тому времени был уже превосходнымгитаристом — живым, открытым, эмоциональным. Он предложил множество своихпесен для группы, но Бретт и Мэт сказали: "Спасибо, не нужно".Однако Бернард убедил их, что эти песни вскоре станут для них именно тем,что надо: "Бретт доходил до этого очень медленно. Он очень замкнутый.Тяжело воспринимает то, что приходит извне. Прошло довольно много времени,прежде чем он поверил в меня и мою музыку". То, что получилось в результатеэтого сотрудничества, было странно, прекрасно и в основном убийственномедленно ("Sleeping Pills", "Pantomime Horse"). ТекстыБретта прекрасно иллюстрировали музыку Бернарда, превосходно сочеталисьс ней. Однако эти два парня так никогда и не стали друзьями. Дебютный альбомгруппы занял первое место в чартах, но веселости этот факт Бернарду неприбавил. Его бесила сумасшедшая шумиха, поднявшаяся вокруг группы в связис высказываниями о наркотиках, Боуи, сексуальности. Во время американскихгастролей он даже не полетел в одном самолете с остальными участникамиSUEDE, а присоединился к обслуживающему персоналу. Между Бреттом и Бернардомтак и не возникло взаимопонимания. Батлер чувствовал себя совершенно больным.

Последний концерт в Америке был совершенно безумным. Бернардпод конец шоу был на пределе. По пояс обнаженный, он яростно выигрывалноту за нотой, зажав в зубах букет цветов. Затем, одарив зал кислой улыбкой,покинул сцену, чтобы больше никогда не появиться на ней в составе SUEDE."Безумие, но в это время умер мой отец и еще много всякого дерьматворилось вокруг. Меня вечно загоняли в угол вопросами типа "Почемутебе не нравится Бретт? Он такой милый". Мне просто хотелось пойтидомой", — говорит со вздохом Бернард.

Батлер покинул SUEDE, когда "Dog Man Star",второй альбом группы, был почти завершен. Полгода записи прошло для негов полной тишине, так как остальные члены коллектива практически не разговаривалис ним. Бернард сочинял музыку и пытался довести ее до совершенства, нопостоянно находился в плохом настроении. "Dog Man Star" сталдля многих вершиной творчества SUEDE, но Бернард не мог его слушать. Емуне позволили продюсировать запись, и он совершенно не был удовлетворен.Он покинул группу, и его коллнги, казалось вовсе не были разочарованы.В прессе за Батлером утвердился стереотип парня с тяжелым характером. Онпереживал до тех пор, пока не узнал, что его место в группе занял RichardOakes, мальчик, который был большущим фэном самого Батлера и мог сыгратьвсе его партии нота в ноту. Тогда он перестал сомневаться, что принял верноерешение. К тому же его поддержал кумир с детских лет Джонни Марр, которыйпозвонил и пожелал ему удачи в сольном творчестве. Теперь Бернард не можетпредставить, что будет когда–либо играть песни SUEDE: "Я не могу сказать,что это печально... У меня просто нет никакого желания играть их. Но, сдругой стороны, у меня нет такого отношения, как "без сожаления".Я помню хорошие времена и помню плохие. Я не могу сказать, что абсолютновсе было неправильно".

BUTLER

Все, все, все. Со SUEDE покончено. Батлер сочинил превосходнуюкомпозицию, нашел вокалиста, которым стал David McAlmont, блестящий чернокожиймузыкант, который написал текст, придумал многообещающее название "Yes"и подарил песне свой неподражаемый фальцет. Запись продюсировал сам Батлер."Yes" взобралась на 8–е место британского хит–парада в июне 1995–гои стала для многих песней года. Следующий сингл, душещипательная баллада"You Do", также был очень удачным. Однако сотрудничество МакАлмонтаи Батлера не продлилось долго. Как–то раз Дэвид в одном из своих интервьюобозвал Бернарда педиком, и, несмотря на то, что неделей позже он извинился,они больше никогда не работали вместе. Батлер принялся сотрудничать с разнымимузыкантами в качестве гитариста и продюсера. Его услугами воспользовалисьTim Booth и Andgelo Badalamenti во время записи их совместного проекта"Booth And The Bad Angel", а SPARKS благодарны ему за помощьна концертах и во время выпуска сборника хитов. Многим запала в душу песняNeneh Cherry "Woman", где Батлер безумствует со своей гитарой,а об Эдвине Коллинзе (Edwyn Collins), в очень многих записях которого Бернардпринимал участие, стоит сказать отдельно. Эдвин является, пожалуй, егоединственным настоящим другом и искренним поклонником его творчества. "Когда"Georgious George" (альбом Коллинза 1994 года) увидел свет итолько–только успел получить несколько рецензий, он (Батлер) стал первым,кто позвонил мне и сказал, что считает альбом превосходным. Мы до этогони разу не встречались. И я даже не подозревал, что он интересуется тем,что я делаю, — говорит Эдвин и добавляет: У многих людей трудности с ним,поскольку он не особенно гибкий. У него замкнутый характер, и иногда онможет быть страшным догматиком, но это не является проблемой в творчестве".

Помимо студийной работы, Бернард принимал участие в концертныхвыступлениях всех вышеназванных исполнителей, а также играл вместе с MANICSTREET PREACHERS, THE CRANBERRIES, TEENAGE FANCLUB и Paul Weller.

За время сессионной работы у Батлера накопилось множествособственного материала, который он хотел бы записать. В начале 1997 годаон заключил контракт с Creation Records и летом принялся за работу надсвоим первым сольным альбомом. Вот что сказал о Бернарде глава CreaionАлан МакГи (Alan McGee): "Когда Неил Янг покинул BUFFALO SPRINGFIELD,все говорили, что он не сможет петь и в одиночку ничего не добьется. Стех пор он подарил нам 30 лет замечательной музыки. Мы видим Бернарда новымНейлом Янгом. Ему всего 26 лет (теперь уже 27, — K.S.), но он уже являетсяодним из величайших гитаристов за всю историю, а также классным певцом".Трудно не поверить авторитету Алана, ведь он является боссом компании,на которой записываются OASIS и PRIMAL SCREAM.

Альбом почти готов, дата его выпуска уточняется. Помимовокала и гитары, Бернард сыграл партии всех инструментов, кроме ударных,сам. "Это не было частью плана — играть на всех инструментах. И яне очень–то этим горжусь. Уверен, что другие сыграли бы эти партии гораздолучше. Однако я был не в силах ждать, пока найдется, например, подходящийбасист, и поэтому решил, что могу справиться сам". Судя по всему,он справился, потому что очень доволен своей новой работой. 15 декабрясостоялась премьера "Stay" на MTV. Клип крутили четыре дня подряд,и все были очень довольны. "Я счастлив и воодушевлен, — признаетсяБернард. — На самом деле я давно уже не чувствовал себя счастливым настолько,чтобы говорить об этом". Альбом скорее всего будет называться "PeopleMove On". "Мы хотели назвать его "Girls, Girls, Girls",чтобы повыпендриваться, но я решил, что моя жена этого не одобрит",— говорит Батлер, который также утверждает, что его сольный материал небудет похож ни на SUEDE, ни на McALMONT & BUTLER. "Я стал совершенноиначе сочинять в последние два года", — утверждает он.

Надеюсь, скоро мы все сможем ознакомиться с новыми записямиБернарда. Пока все идет хорошо, и, возможно, следующий год станет годомБатлера. Кто знает, ведь он талант. Он молод и полон идей. "Я не верюв смерть рок–н–ролла и в то, что все превращается в ретро и каждому приходитсяворовать из прошлого, чтобы двигаться вперед. Это очень простой способ.Я всегда старался добиться чего–то большего, и я пытаюсь найти новый путьдостижения своих целей", — уверенно говорит Бернард. Что ж, в добрыйпуть!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 51 за 1997 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета