no


Alphaville
Who Wants to Live Forever?

Париж — город контрастов

В 1965 году один талантливый француз Жан–Лук Годар решилснять научно–фантастический фильм. Он сам стал его режиссером и написалсценарий. Первоначально картина должна была выйти на экраны под названием"Tarzan versus IBM", но в ходе съемок к ней прилипло более лаконичноеи мистическое имя "Alphaville". Действия фильма происходят ввоображаемом городе Alphaville (на самом деле его образ был списан с Парижапрошлого и настоящего), живописном для чужестранцев, но убийственном дляего населения. Вся жизнь в нем контролировалась всесильным компьютероммодели Alpha 60, который незаметно для живых организмов стал настоящимдиктатором. Была и другая история.

В 1979 году на Западе очень популярным был фантастическийкомикс под серийным названием "2000 A.D.". Это был комикс, вкотором впервые был задействован персонаж знаменитого ныне Слая Судьи Дрэдда,между прочим. В рассказе под названием "Strontium Dog" его главныйгерой Johnny Alpha, охотник–мутант, спасает небольшой город от набега преступнойбанды. В честь этого жители города переименовали свой городишко в Alphaville.

Все другие ссылки на имя "Alphaville" возниклиуже после обзаведением группой таковым именем, а значит не представляюткакой–либо исторической ценности...

... И как один умрем в борьбе за это

Немецкие граждане Marian Gold (р. 26.05.1958 года в г.Херфорде), Bernhard Lloyd (р. 2.02.1960 г., Энгер) и Frank Mertens (р.26.10.1961 г., Энгер) были левыми фанатиками до создания их первой группы.Конец 70–х годов был временем бунтарей. Молодежь охотно ввязывалась в политическиеразборки и очень яростно отстаивала свои политические взгляды. Музыка становиласьоружием в умелых руках. И первые песни, написанные ребятами в пылу борьбыза свои идеалы, кишели лозунгами и социалистической политагитацией. В частности,обществу предлагалось сместить правительство, убрать нескольких политикови т.п. Удивительно, как только они не угодили за решетку, ведь такие призывыявно шли вразрез с законом. По сути они были коммунистической интеллигенцией,причем очень ярой и одержимой, и были уверены, что с помощью искусстватворческие люди могут революционным путем изменить мир. Мариан Голд (наст.имя Hartwig Schierbaum) даже жил в одном пристанище для таких людей в Берлине.Там обитали поэты, художники и музыканты, стоящие на идеях коммунизма,и среди своих этот дом назвался просто "норой" (squat).

Бернхард (наст. имя Bernhard Goessling) и Фрэнк зналидруг друга давно, т.к. жили в одном городе. Они взяли на вооружение синтезаторыи стали в поисках развлечения извлекать из них звуки, не имея за душойникаких профессиональных навыков. После знакомства с Марианом Голдом вкафе неподалеку от "норы" в 1982 году вся троица единомышленниковрешила всерьез заняться сочинением музыки, следуя общему весьма оживленномуинтересу к компьютерам. Но программистов среди них, к сожалению, а сейчасмне кажется, возможно, даже к счастью, не было. Группа приобрела несколькосинтезаторов и, не дожидаясь, пока песен окажется достаточно для выпускаполноформатного альбома, была одержима идеей показаться на глаза людей.На удивление их первый небольшой концерт собрал много народу, хотя синтезаторнаямузыка с английскими текстами не котировалась тогда в Германии. Этот первыйуспех стал толчком для образования группы FOREVER YOUNG (песня под такимназванием была одной из первых, которые написали ребята). Они отыгралиновогодний концерт и решили вместе со своими друзьями и подружками организоватьNELSON PROJECT, проект, который располагался в Мюнстере. Их единили общиемузыкальные вкусы и любовь к творчеству. Вскоре три девушки Ариан, Юлияи Мартина стали выступать под именем GIRL NEXT DOOR. Наши же герои тожевтроем продолжили работу над уже начатыми песнями и записали несколькодемо, среди которых были "Big In Japan", "Summer In Berlin"и "Fallen Angel". Кассеты с этими записями долго искали путьк благоволению работников многих лейблов. Группу решили переименовать вALPHAVILLE (все трое очень любили фильмы Гордара).

И вот в конце 1983 года ALPHAVILLE добились желаемого— с ними заключил контракт лейбл WEA, а сингл "Big In Japan",вышедший 5 января 1984 года, сразу же принес группе 1–е место в хит–парадахмногих европейских стран.

Завтра будет сегодня и вчера было сегодня тоже

Так мир узнал одну из самых загадочных групп, тем не менеесочиняющую простые, понятные большинству смертных песни. Мариан, Бернхарди Фрэнк смогли окутать свою музыку ореолом мистичности. Иногда даже казалось,что эти звуки просто не могли возникнуть на Земле, а слова с надуманнымпостоянством уносили слушателя на далекие планеты Вселенной, часто упоминалисьиноземные мыслящие существа. Но все инородное они мастерски мешали с вполнеземными мотивами, и с этой точки зрения дебютный альбом группы "ForeverYoung" следует считать классикой многоплановости освещения современнойжизни, хотя со временем эти песни могут кому–то показаться очень наивными.

Открывая тайну создания "Big In Japan", Мариансразу же сделал оговорку, что в 1978 году, когда он написал эту песню,она ему очень не понравилась и поэтому долго пролежала в столе. Все делобыло в ее смысле, который до сих пор не все могут уловить. Короче, чтобыстать суперзвездой и заработать много денег, в то время нужно было организоватьгруппу, играющую (не важно как) хардрок, и обязательно выпустить альбомв Японии (япошки балдели от такой музыки больше всех в мире!). Успех былбы обеспечен! А суть здесь в том, что даже если бы его никто не знал вЕвропе, он сделал бы большое имя в Японии (Big In Japan). А еще такой фразойМариан смог выразить состояние находившихся на игле друзей и себя, когдаони были на вершине "блаженства". Песня навевала на него мрачныевоспоминания, дешевого успеха он не искал, да и на иглу обратно не вернулсябы ни за что, но песня–то была гениальная, поэтому пошла как дебютный сингл,и, в общем–то, именно благодаря ей ALPHAVIILE приобрел миллионы поклонников,практически не выступая "живьем", за исключением акций под эгидой"Гринпис", членами которого они вскоре стали. Кстати, клип кэтому синглу снял сам Дитер Майер из YELLO, а соблазнительную японочкув нем сыграла его жена.

Нужно отметить, что ребята сразу же не поладили со своимпервым менеджером. Этот кадр все время пытался навязать чуждый им имидж.Например, Мариану и команде предлагалось выходить на сцену исключительнов пуловерах, а мужикам эта идея казалась дурацкой. После того, как группаприобрела широкую известность и заработала достаточно "чаевых",этого чудика уволили, а его любимые пуловеры сдали в "секонд–хэнд".С тех пор обмундирование алфавиловцев, о чем красноречиво свидетельствуютих клипы, неизменно соответствовали футуристической философии группы.

В 1984 году следом за "Big In Japan" вышло ещедва сингла "Sounds Like A Melody" и "Forever Young"(последний получил оценку не ниже "японского"). Откровенно говоря,если бы, не дай Бог, ALPHAVILLE прекратили тогда свое существование, этихпесен хватило бы, чтобы занести их имя золотыми буквами в историю музыкальногодвижения. Они остались бы лицом синтезаторной музыки середины 80–х, и многихбы это устроило, окажись они на месте Мариана, Бернхарда и Фрэнка. Но нашигерои чувствовали в себе силы идти дальше, не щадя ни свое воображение,ни свои компьютеры, работа которых присутствовала процентов на девяностов их первых трудах.

Бессмертие или утопия?

К сожалению, исходный состав группы сохранить не удалось.В самом конце самого памятного для ALPHAVILLE 1984 года группу покинулФрэнк Мертенс и вскоре основал собственный коллектив под названием THELONELY BOYS. А ALPHAVILLE разжился новым участником Ricky Echolette (р.6.08.1960 г., Колон), который работал с Марианом в его доалфавилловскойгруппе CHINCHILLA GREEN. Настоящее имя Рика Wolfgang Newhaus, как оказалось,уже побывало в буклете альбома "Forever Young". В интервью МарианГолд тогда заявил, что для группы и для него, как для автора песен в частности,очень важным было найти замену Фрэнку из своей среды. Во–вторых, новыйчеловек мог добавить в однородную атмосферу сочинения элемент неожиданности.Ну, и не будет недооценивать приобретение в лице Рика как не просто классногоклавишника, но и отличного гитариста — как бас, так и соло.

Второй альбом ALPHAVILLE "Afternoons In Utopia"появился в продаже в 1986 году. Никакой наивности он уже не излучал, извучание говорило само за себя. Красивые, но "голые" синтезаторныепраздники сменились поп–буднями. Здесь мы впервые можем по достоинствуоценить талант Мариана как сочинителя. Его лирика завораживает с каждымновым обращением к ней, она заставляет вслушиваться и додумывать, используямассу скрытых символов и посланий. Тут же впервые (очевидно, как толькопредставилась возможность) пошли ссылки на прошлые песни группы, знаменитыхпоэтов, и, как я уже отмечал, ALPHAVILLE еще больше увлекся фантастикой,затрагивая тему внеземных цивилизаций. На фоне произведенных в синглы "DanceWith Me", "Jerusalem", "Sensations" и "RedRose" выделялась целая бригада других треков с поражающим разнообразиемиспользуемых инструментов, включая духовые, и даже женским хором. Былии приятные сюрпризы, например, трогательная, почти спиритическая "LassieCome Home". В общем, альбом получился уникальным, хотя Бернхарду онпочему–то менее всего симпатичен. А я скажу, что такую комбинацию вдумчивойлирики с четырьмя аккордами вы вряд ли услышите в современной поп–музыке!

Почти синхронно с этим альбомом вышла специально укомплектованнаядля Восточной Германии сборка "Alphaville" самых известных песенгруппы, и это очень похвально, что ребята первыми из западногерманскихгрупп решились разрушить "железный занавес". А после концертныхгастролей в Америке в 1988 году вышел второй "локальный" сборниккоманды "The Singles Collection", где присутствовали семидюймовыеи двенадцатидюймовые версии "Forever Young", "Big in Japan","Red Rose" и "Dance With Me", призванный раскрутитьмузыку группы с европейским признанием, но совершенно не известную в США.

Новая парадигма

В мае 1989 года появился третий студийный диск ALPHAVILLE"Breathtaking Blue". Группа сменила концепцию, звучание и дажепродюсера. Знаменитый синтезаторный гуру Клаус Шульц начал работать с нимии с удовольствием стал продюсером этого творения. Несмотря на это, дляALPHAVILLE пути назад к чистому, наивному синти–попу не было. Впервые всвоей истории музыканты играли что–то, очень напоминающее поп–джаз, роки элементы классики одновременно. Такими юмористами они еще никогда небыли (прослушайте внимательнее "Ariana" и "Middle Of Riddle",а лучше раздобудьте лирику — они просто великолепны). Странности и отсутствиекоммерческого подхода в большей степени характеризуют этот самый экспериментальный,симфонический и плавный альбом ALPHAVILLE.

К сожалению, не унаследовав каких–либо существенных коммерческихжилок, этот альбом не имел широкого "паблисити". К тому же лейблWEA, крепко подумав, решил не очень–то раскошеливаться на съемку и промоушнпервого видеофильма ALPHAVILLE "Songlines", саундтреком для которогостали все песни из "Breathtaking Blue", кроме "Anyway".Финансовые возможности группы были тоже ограничены, но фильм все–таки появился.Он был готов в 1990 году, и к этому времени успели выйти три сингла изтекущего альбома группы "Romeos", "Mysteries Of Love"и "Summer Rain".

Первый урожай

Наступило затишье, во многом долгожданное для ребят. Каждыйиз них получил массу свободного времени, но продолжал заниматься своейработой. Мариан принялся писать песни для своего первого сольника "SoLong Celeste", а Бернхард занялся ремиксами старых, хорошо известныхслушателю песен ALPHAVILLE, которые очень скоро, в 1992 году, были собраныв одном альбоме лучших хитов "First Harvest 1984–92". Здесь быливсе синглы группы, кроме "Universal Daddy" (он просто противенГолду!). Вполне заслуженно в компиляцию было включено по две версии двухсамых гениальных вещей ALPHAVILLE "Forever Young" и "BigIn Japan", а также три песни, которые в свое время не были выпущенына синглах, но определенно достойны этой чести. Это "For A Million","Lassie Come Home" и "A Victory Of Love". В целом новоезвучание привычных мелодий не попортило картины, за исключением ужасногоремикса "Sounds Like A Melody".

Практически сразу после окончания работы над этим сборникомвышел дебютный сольный альбом Мариана "So Long Celeste". Конечноже, самыми лучшими песнями в нем стали те, которые могли составить конкуренциюпесням группы, но в то же время были не похожими на ALPHAVILLE. Особнякомстоят две вещи "Today" и "What Is Love", а также одноиз самых удачных сочинений Голда "Legends", которое, к великомусожалению фэнов, оказалось только на обратной стороне сингла "AndI Wonder", что вышел в компании со вторым синглом из этого альбома"One Step Behind You"; хуже всех смотрятся целых четыре кавера.Альбом вызывает определенный интерес, но сравниться как по звучанию, таки по философии с минувшими творениями ALPHAVILLE он вряд ли может. В 1993году вышел малоизвестных широкой публике раритетный альбом–сборник некоторых"живых" выступлений ALPHAVILLE "History", но о неммало что известно.

Сгущение красок

Лично у меня альбомы лучших хитов всегда вызывают сомненияи опасения за дальнейшую судьбу группы. В данном случае я опасался вдвойне,ведь ALPHAVILLE — одна из моих любимых команд. Но тучи разошлись в 1994году, когда вышел новый альбом "Prostitute". Честно говоря, чтобыпринять его, мне понадобилось не одно прослушивание, ведь, только появившись,этот диск сразу же снискал себе славу, пожалуй, самого темного, даже черногоальбома ALPHAVILLE. Опять вариации со стилями от поп и рок до рэггей(!)и перелив настроения от неприкрытой агрессии до интимных переживаний отпесни к песне сделали это творение поистине каким–то грозовым с переменнойоблачностью. Просветами стали только несколько легких и даже в какой–тостепени коммерческих треков типа "The Impossible Dream" (одиниз двух вышедших синглов) и "Faith", как самая оптимистичнаяпесня на диске. Короче, ничего подобного люди не слышали от ALPHAVILLEраньше. Альбом не был подведен под общую концепцию, скорее это сборникиз 16 по–своему замечательных историй. Лирика на самом высшем уровне, ещеменьше синтезаторов и больше гитары. В общем, чуть ли не самая лучшая симфонияв исполнении группы, если попытаться понять до конца все, что было задуманомузыкантами.

В 1995 году подошел тот прекрасный момент, когда группаотправилась в свое первое мировое турне. Хотя группой эту практически инороднуюмассу трудно было назвать. Из основного состава поехал только Мариан, новскоре к нему присоединился и Бернхард. В декабре 1996 году гастроли закончилисьфинальным концертом в немецком городе Люббене, после чего состоялась грандиознаявечеринка в Берлине для всех любителей музыки ALPHAVILLE, представившаянароду некоторые из песен нового альбома группы. К сожалению, было объявлено,что Рик Эхолетт покинул группу. Позже ушел и их постоянный продюсер.

В этом же году вечный холостяк Мариан записал свой второйсольник "United". Этот плод фантазии изрядно постаревшего внешнеГолда выглядит еще мрачнее "Prostitute". В нем много горечи ибезверия, но, возможно, это самоирония и очень личная лирика, похоже, склоняетименно к такому объяснению происходящего в душе молодого человека среднихлет. Этот альбом, по–моему, самый трудный для восприятия из всего, чтокогда–либо выходило под вывеской Мариан Голд/ ALPHAVILLE, но и самый интересный,потому что в корне отличный от всех их работ. Но зачем выпускать его тольков ЮАР, ума не приложу! То ли он такой личный, что исключительно негры моглиего понять, то ли его автор хотел доказать всем, что Мариан Голд — он ив Африке Мариан Голд?!

Спасение

Как стало известно, большинство из материалов нового альбомагруппы "Salvation", вышедшего 1 сентября этого года, было в тойили иной степени написано Марианом, Бернхардом и Риком в небольшом арендованномдомике на юге Франции. Они не знали, каким он должен получиться, но чтоим больше всего хотелось, это остаться верными собственной философии, слегкапокореженной последними альбомами. Что бы они ни говорили и пели в 90–х,у них есть и должна быть концепция. Иными словами, это полная спонтанностьдействий, импульсивность в принятии решений и интуитивность в подборе темыдля разговора со слушателями. И в новых они вновь обратились к мистике,доказали существующую теорию о внеземном происхождении человека или покрайней мере его фантазий. Как в старые добрые времена, шальные мысли самиприходили им в головы, а трудолюбивая рука Мариана и музыкальный мозг Бернхардатрансформировали их на язык музыки.

Энди Ричард, известный нам по работе в творческой группеизвестного продюсера Тревора Хорна, помогал ребятам на этот раз. Как продюсер,он корректировал авторов в нужные моменты и поддерживал заданный ритм работы.В итоге получился ни на что не похожий альбом, как всегда гениальный по–своему,не похожий на предыдущие. И пусть вас не пугает тот факт, что вы не поняли,о чем ведут на этот раз разговор Мариан и Бернхард. Спасайте свою душуот равнодушия, нежели от временного непонимания! Поверьте мне, не все даетсясразу...

А ALPHAVILLE в очередной раз подтвердили, что музыкантыони замечательные, достойные уважения, фанатения, подражания и еще тысячи"ния". Они вовремя вмешались в географическое распределение регалийв музыкальном мире, где традиционно сильны англичане и американцы. В 60–70–хгодах Германия уже рождала всемирно знаменитых музыкантов, будь то KRAFTWERKили CAN, но их причисляли больше к экспериментальной музыке "new age"и все сокрушались, почему до сих пор не появилось немецкой супергруппыс приличным вокалом. ALPHAVILLE восполнили этот пробел и так и осталисьединственными в этой нише со стороны немецких представителей "новойволны"!

Андрей БАРАНОВСКИЙ

В 1965 году один талантливый француз Жан–Лук Годар решилснять научно–фантастический фильм. Он сам стал его режиссером и написалсценарий. Первоначально картина должна была выйти на экраны под названием"Tarzan versus IBM", но в ходе съемок к ней прилипло более лаконичноеи мистическое имя "Alphaville". Действия фильма происходят ввоображаемом городе Alphaville (на самом деле его образ был списан с Парижапрошлого и настоящего), живописном для чужестранцев, но убийственном дляего населения. Вся жизнь в нем контролировалась всесильным компьютероммодели Alpha 60, который незаметно для живых организмов стал настоящимдиктатором. Была и другая история.

В 1979 году на Западе очень популярным был фантастическийкомикс под серийным названием "2000 A.D.". Это был комикс, вкотором впервые был задействован персонаж знаменитого ныне Слая Судьи Дрэдда,между прочим. В рассказе под названием "Strontium Dog" его главныйгерой Johnny Alpha, охотник–мутант, спасает небольшой город от набега преступнойбанды. В честь этого жители города переименовали свой городишко в Alphaville.

Все другие ссылки на имя "Alphaville" возниклиуже после обзаведением группой таковым именем, а значит не представляюткакой–либо исторической ценности...

... И как один умрем в борьбе за это

Немецкие граждане Marian Gold (р. 26.05.1958 года в г.Херфорде), Bernhard Lloyd (р. 2.02.1960 г., Энгер) и Frank Mertens (р.26.10.1961 г., Энгер) были левыми фанатиками до создания их первой группы.Конец 70–х годов был временем бунтарей. Молодежь охотно ввязывалась в политическиеразборки и очень яростно отстаивала свои политические взгляды. Музыка становиласьоружием в умелых руках. И первые песни, написанные ребятами в пылу борьбыза свои идеалы, кишели лозунгами и социалистической политагитацией. В частности,обществу предлагалось сместить правительство, убрать нескольких политикови т.п. Удивительно, как только они не угодили за решетку, ведь такие призывыявно шли вразрез с законом. По сути они были коммунистической интеллигенцией,причем очень ярой и одержимой, и были уверены, что с помощью искусстватворческие люди могут революционным путем изменить мир. Мариан Голд (наст.имя Hartwig Schierbaum) даже жил в одном пристанище для таких людей в Берлине.Там обитали поэты, художники и музыканты, стоящие на идеях коммунизма,и среди своих этот дом назвался просто "норой" (squat).

Бернхард (наст. имя Bernhard Goessling) и Фрэнк зналидруг друга давно, т.к. жили в одном городе. Они взяли на вооружение синтезаторыи стали в поисках развлечения извлекать из них звуки, не имея за душойникаких профессиональных навыков. После знакомства с Марианом Голдом вкафе неподалеку от "норы" в 1982 году вся троица единомышленниковрешила всерьез заняться сочинением музыки, следуя общему весьма оживленномуинтересу к компьютерам. Но программистов среди них, к сожалению, а сейчасмне кажется, возможно, даже к счастью, не было. Группа приобрела несколькосинтезаторов и, не дожидаясь, пока песен окажется достаточно для выпускаполноформатного альбома, была одержима идеей показаться на глаза людей.На удивление их первый небольшой концерт собрал много народу, хотя синтезаторнаямузыка с английскими текстами не котировалась тогда в Германии. Этот первыйуспех стал толчком для образования группы FOREVER YOUNG (песня под такимназванием была одной из первых, которые написали ребята). Они отыгралиновогодний концерт и решили вместе со своими друзьями и подружками организоватьNELSON PROJECT, проект, который располагался в Мюнстере. Их единили общиемузыкальные вкусы и любовь к творчеству. Вскоре три девушки Ариан, Юлияи Мартина стали выступать под именем GIRL NEXT DOOR. Наши же герои тожевтроем продолжили работу над уже начатыми песнями и записали несколькодемо, среди которых были "Big In Japan", "Summer In Berlin"и "Fallen Angel". Кассеты с этими записями долго искали путьк благоволению работников многих лейблов. Группу решили переименовать вALPHAVILLE (все трое очень любили фильмы Гордара).

И вот в конце 1983 года ALPHAVILLE добились желаемого— с ними заключил контракт лейбл WEA, а сингл "Big In Japan",вышедший 5 января 1984 года, сразу же принес группе 1–е место в хит–парадахмногих европейских стран.

Завтра будет сегодня и вчера было сегодня тоже

Так мир узнал одну из самых загадочных групп, тем не менеесочиняющую простые, понятные большинству смертных песни. Мариан, Бернхарди Фрэнк смогли окутать свою музыку ореолом мистичности. Иногда даже казалось,что эти звуки просто не могли возникнуть на Земле, а слова с надуманнымпостоянством уносили слушателя на далекие планеты Вселенной, часто упоминалисьиноземные мыслящие существа. Но все инородное они мастерски мешали с вполнеземными мотивами, и с этой точки зрения дебютный альбом группы "ForeverYoung" следует считать классикой многоплановости освещения современнойжизни, хотя со временем эти песни могут кому–то показаться очень наивными.

Открывая тайну создания "Big In Japan", Мариансразу же сделал оговорку, что в 1978 году, когда он написал эту песню,она ему очень не понравилась и поэтому долго пролежала в столе. Все делобыло в ее смысле, который до сих пор не все могут уловить. Короче, чтобыстать суперзвездой и заработать много денег, в то время нужно было организоватьгруппу, играющую (не важно как) хардрок, и обязательно выпустить альбомв Японии (япошки балдели от такой музыки больше всех в мире!). Успех былбы обеспечен! А суть здесь в том, что даже если бы его никто не знал вЕвропе, он сделал бы большое имя в Японии (Big In Japan). А еще такой фразойМариан смог выразить состояние находившихся на игле друзей и себя, когдаони были на вершине "блаженства". Песня навевала на него мрачныевоспоминания, дешевого успеха он не искал, да и на иглу обратно не вернулсябы ни за что, но песня–то была гениальная, поэтому пошла как дебютный сингл,и, в общем–то, именно благодаря ей ALPHAVIILE приобрел миллионы поклонников,практически не выступая "живьем", за исключением акций под эгидой"Гринпис", членами которого они вскоре стали. Кстати, клип кэтому синглу снял сам Дитер Майер из YELLO, а соблазнительную японочкув нем сыграла его жена.

Нужно отметить, что ребята сразу же не поладили со своимпервым менеджером. Этот кадр все время пытался навязать чуждый им имидж.Например, Мариану и команде предлагалось выходить на сцену исключительнов пуловерах, а мужикам эта идея казалась дурацкой. После того, как группаприобрела широкую известность и заработала достаточно "чаевых",этого чудика уволили, а его любимые пуловеры сдали в "секонд–хэнд".С тех пор обмундирование алфавиловцев, о чем красноречиво свидетельствуютих клипы, неизменно соответствовали футуристической философии группы.

В 1984 году следом за "Big In Japan" вышло ещедва сингла "Sounds Like A Melody" и "Forever Young"(последний получил оценку не ниже "японского"). Откровенно говоря,если бы, не дай Бог, ALPHAVILLE прекратили тогда свое существование, этихпесен хватило бы, чтобы занести их имя золотыми буквами в историю музыкальногодвижения. Они остались бы лицом синтезаторной музыки середины 80–х, и многихбы это устроило, окажись они на месте Мариана, Бернхарда и Фрэнка. Но нашигерои чувствовали в себе силы идти дальше, не щадя ни свое воображение,ни свои компьютеры, работа которых присутствовала процентов на девяностов их первых трудах.

Бессмертие или утопия?

К сожалению, исходный состав группы сохранить не удалось.В самом конце самого памятного для ALPHAVILLE 1984 года группу покинулФрэнк Мертенс и вскоре основал собственный коллектив под названием THELONELY BOYS. А ALPHAVILLE разжился новым участником Ricky Echolette (р.6.08.1960 г., Колон), который работал с Марианом в его доалфавилловскойгруппе CHINCHILLA GREEN. Настоящее имя Рика Wolfgang Newhaus, как оказалось,уже побывало в буклете альбома "Forever Young". В интервью МарианГолд тогда заявил, что для группы и для него, как для автора песен в частности,очень важным было найти замену Фрэнку из своей среды. Во–вторых, новыйчеловек мог добавить в однородную атмосферу сочинения элемент неожиданности.Ну, и не будет недооценивать приобретение в лице Рика как не просто классногоклавишника, но и отличного гитариста — как бас, так и соло.

Второй альбом ALPHAVILLE "Afternoons In Utopia"появился в продаже в 1986 году. Никакой наивности он уже не излучал, извучание говорило само за себя. Красивые, но "голые" синтезаторныепраздники сменились поп–буднями. Здесь мы впервые можем по достоинствуоценить талант Мариана как сочинителя. Его лирика завораживает с каждымновым обращением к ней, она заставляет вслушиваться и додумывать, используямассу скрытых символов и посланий. Тут же впервые (очевидно, как толькопредставилась возможность) пошли ссылки на прошлые песни группы, знаменитыхпоэтов, и, как я уже отмечал, ALPHAVILLE еще больше увлекся фантастикой,затрагивая тему внеземных цивилизаций. На фоне произведенных в синглы "DanceWith Me", "Jerusalem", "Sensations" и "RedRose" выделялась целая бригада других треков с поражающим разнообразиемиспользуемых инструментов, включая духовые, и даже женским хором. Былии приятные сюрпризы, например, трогательная, почти спиритическая "LassieCome Home". В общем, альбом получился уникальным, хотя Бернхарду онпочему–то менее всего симпатичен. А я скажу, что такую комбинацию вдумчивойлирики с четырьмя аккордами вы вряд ли услышите в современной поп–музыке!

Почти синхронно с этим альбомом вышла специально укомплектованнаядля Восточной Германии сборка "Alphaville" самых известных песенгруппы, и это очень похвально, что ребята первыми из западногерманскихгрупп решились разрушить "железный занавес". А после концертныхгастролей в Америке в 1988 году вышел второй "локальный" сборниккоманды "The Singles Collection", где присутствовали семидюймовыеи двенадцатидюймовые версии "Forever Young", "Big in Japan","Red Rose" и "Dance With Me", призванный раскрутитьмузыку группы с европейским признанием, но совершенно не известную в США.

Новая парадигма

В мае 1989 года появился третий студийный диск ALPHAVILLE"Breathtaking Blue". Группа сменила концепцию, звучание и дажепродюсера. Знаменитый синтезаторный гуру Клаус Шульц начал работать с нимии с удовольствием стал продюсером этого творения. Несмотря на это, дляALPHAVILLE пути назад к чистому, наивному синти–попу не было. Впервые всвоей истории музыканты играли что–то, очень напоминающее поп–джаз, роки элементы классики одновременно. Такими юмористами они еще никогда небыли (прослушайте внимательнее "Ariana" и "Middle Of Riddle",а лучше раздобудьте лирику — они просто великолепны). Странности и отсутствиекоммерческого подхода в большей степени характеризуют этот самый экспериментальный,симфонический и плавный альбом ALPHAVILLE.

К сожалению, не унаследовав каких–либо существенных коммерческихжилок, этот альбом не имел широкого "паблисити". К тому же лейблWEA, крепко подумав, решил не очень–то раскошеливаться на съемку и промоушнпервого видеофильма ALPHAVILLE "Songlines", саундтреком для которогостали все песни из "Breathtaking Blue", кроме "Anyway".Финансовые возможности группы были тоже ограничены, но фильм все–таки появился.Он был готов в 1990 году, и к этому времени успели выйти три сингла изтекущего альбома группы "Romeos", "Mysteries Of Love"и "Summer Rain".

Первый урожай

Наступило затишье, во многом долгожданное для ребят. Каждыйиз них получил массу свободного времени, но продолжал заниматься своейработой. Мариан принялся писать песни для своего первого сольника "SoLong Celeste", а Бернхард занялся ремиксами старых, хорошо известныхслушателю песен ALPHAVILLE, которые очень скоро, в 1992 году, были собраныв одном альбоме лучших хитов "First Harvest 1984–92". Здесь быливсе синглы группы, кроме "Universal Daddy" (он просто противенГолду!). Вполне заслуженно в компиляцию было включено по две версии двухсамых гениальных вещей ALPHAVILLE "Forever Young" и "BigIn Japan", а также три песни, которые в свое время не были выпущенына синглах, но определенно достойны этой чести. Это "For A Million","Lassie Come Home" и "A Victory Of Love". В целом новоезвучание привычных мелодий не попортило картины, за исключением ужасногоремикса "Sounds Like A Melody".

Практически сразу после окончания работы над этим сборникомвышел дебютный сольный альбом Мариана "So Long Celeste". Конечноже, самыми лучшими песнями в нем стали те, которые могли составить конкуренциюпесням группы, но в то же время были не похожими на ALPHAVILLE. Особнякомстоят две вещи "Today" и "What Is Love", а также одноиз самых удачных сочинений Голда "Legends", которое, к великомусожалению фэнов, оказалось только на обратной стороне сингла "AndI Wonder", что вышел в компании со вторым синглом из этого альбома"One Step Behind You"; хуже всех смотрятся целых четыре кавера.Альбом вызывает определенный интерес, но сравниться как по звучанию, таки по философии с минувшими творениями ALPHAVILLE он вряд ли может. В 1993году вышел малоизвестных широкой публике раритетный альбом–сборник некоторых"живых" выступлений ALPHAVILLE "History", но о неммало что известно.

Сгущение красок

Лично у меня альбомы лучших хитов всегда вызывают сомненияи опасения за дальнейшую судьбу группы. В данном случае я опасался вдвойне,ведь ALPHAVILLE — одна из моих любимых команд. Но тучи разошлись в 1994году, когда вышел новый альбом "Prostitute". Честно говоря, чтобыпринять его, мне понадобилось не одно прослушивание, ведь, только появившись,этот диск сразу же снискал себе славу, пожалуй, самого темного, даже черногоальбома ALPHAVILLE. Опять вариации со стилями от поп и рок до рэггей(!)и перелив настроения от неприкрытой агрессии до интимных переживаний отпесни к песне сделали это творение поистине каким–то грозовым с переменнойоблачностью. Просветами стали только несколько легких и даже в какой–тостепени коммерческих треков типа "The Impossible Dream" (одиниз двух вышедших синглов) и "Faith", как самая оптимистичнаяпесня на диске. Короче, ничего подобного люди не слышали от ALPHAVILLEраньше. Альбом не был подведен под общую концепцию, скорее это сборникиз 16 по–своему замечательных историй. Лирика на самом высшем уровне, ещеменьше синтезаторов и больше гитары. В общем, чуть ли не самая лучшая симфонияв исполнении группы, если попытаться понять до конца все, что было задуманомузыкантами.

В 1995 году подошел тот прекрасный момент, когда группаотправилась в свое первое мировое турне. Хотя группой эту практически инороднуюмассу трудно было назвать. Из основного состава поехал только Мариан, новскоре к нему присоединился и Бернхард. В декабре 1996 году гастроли закончилисьфинальным концертом в немецком городе Люббене, после чего состоялась грандиознаявечеринка в Берлине для всех любителей музыки ALPHAVILLE, представившаянароду некоторые из песен нового альбома группы. К сожалению, было объявлено,что Рик Эхолетт покинул группу. Позже ушел и их постоянный продюсер.

В этом же году вечный холостяк Мариан записал свой второйсольник "United". Этот плод фантазии изрядно постаревшего внешнеГолда выглядит еще мрачнее "Prostitute". В нем много горечи ибезверия, но, возможно, это самоирония и очень личная лирика, похоже, склоняетименно к такому объяснению происходящего в душе молодого человека среднихлет. Этот альбом, по–моему, самый трудный для восприятия из всего, чтокогда–либо выходило под вывеской Мариан Голд/ ALPHAVILLE, но и самый интересный,потому что в корне отличный от всех их работ. Но зачем выпускать его тольков ЮАР, ума не приложу! То ли он такой личный, что исключительно негры моглиего понять, то ли его автор хотел доказать всем, что Мариан Голд — он ив Африке Мариан Голд?!

Спасение

Как стало известно, большинство из материалов нового альбомагруппы "Salvation", вышедшего 1 сентября этого года, было в тойили иной степени написано Марианом, Бернхардом и Риком в небольшом арендованномдомике на юге Франции. Они не знали, каким он должен получиться, но чтоим больше всего хотелось, это остаться верными собственной философии, слегкапокореженной последними альбомами. Что бы они ни говорили и пели в 90–х,у них есть и должна быть концепция. Иными словами, это полная спонтанностьдействий, импульсивность в принятии решений и интуитивность в подборе темыдля разговора со слушателями. И в новых они вновь обратились к мистике,доказали существующую теорию о внеземном происхождении человека или покрайней мере его фантазий. Как в старые добрые времена, шальные мысли самиприходили им в головы, а трудолюбивая рука Мариана и музыкальный мозг Бернхардатрансформировали их на язык музыки.

Энди Ричард, известный нам по работе в творческой группеизвестного продюсера Тревора Хорна, помогал ребятам на этот раз. Как продюсер,он корректировал авторов в нужные моменты и поддерживал заданный ритм работы.В итоге получился ни на что не похожий альбом, как всегда гениальный по–своему,не похожий на предыдущие. И пусть вас не пугает тот факт, что вы не поняли,о чем ведут на этот раз разговор Мариан и Бернхард. Спасайте свою душуот равнодушия, нежели от временного непонимания! Поверьте мне, не все даетсясразу...

А ALPHAVILLE в очередной раз подтвердили, что музыкантыони замечательные, достойные уважения, фанатения, подражания и еще тысячи"ния". Они вовремя вмешались в географическое распределение регалийв музыкальном мире, где традиционно сильны англичане и американцы. В 60–70–хгодах Германия уже рождала всемирно знаменитых музыкантов, будь то KRAFTWERKили CAN, но их причисляли больше к экспериментальной музыке "new age"и все сокрушались, почему до сих пор не появилось немецкой супергруппыс приличным вокалом. ALPHAVILLE восполнили этот пробел и так и осталисьединственными в этой нише со стороны немецких представителей "новойволны"!

Андрей БАРАНОВСКИЙ

© 2005 музыкальная газета