no


Metallica
В нем слышна коммерческая "нотка",

Кто–то в детстве был очарован игрой Джими Хендрикса,кто–то обожал голос Элвиса Пресли, а маленький Ларс Ульрих (Lars Ulrich),живший в Копенгагене, был одержим грохотом ударных инструментов. В 1973году десятилетний Ларс впервые побывал на концерте группы DEEP PURPLE,после чего стал ярым фанатом британского метала и стал собирать диски DEEPPURPLE, BLACK SABBATH, THIN LIZZY и т.п. В 13 лет ему удалось уговоритьсвою бабушку, чтобы та купила ему ударную установку, и Ларс смог наконецвплотную подойти к извлечению из нее ласкающих утонченный слух металлистазвуков.

Отец Ларса — знаменитый теннисист — видел в нем своегопреемника, поэтому в 1980 году Ларсу пришлось продать свою установку ипереехать с семьей в Лос–Анджелес, чтобы там шлифовать свое теннисное мастерство.В те времена он был приверженцем NWOBHM (Новая Волна Британского HeavyMetal), особенно групп DIAMOND HEAD, TYGERS OF PAN TANG, BUDGIE, ANGELWITCH, IRON MAIDEN, во многом повлиявших на направленность его творческихисканий. Вдохнув свободного американского воздуха, Ульрих завязал со спортомвообще, купил новую ударную установку и решил, что пора организовать собственнуюгруппу. Но у него ничего не вышло, и тогда он дал объявление в журнал "Recycler",на которое отозвался некий Джеймс Хетфилд (James Hetfield... хм... где–тоя это имя уже слышал!?!). Вот так Ларс нашел Джеймса. Хотя правильнее будетсказать — Ларс и Джеймс нашли друг друга, ибо Джеймс поместил точно такоеже объявление на той же странице журнала. Короче, встретившись, ребятарешили немного полабать; правда, их первый джэм–сэйшн оказался далеко немногообещающим, в основном из–за того, что тарелки Ларса падали на полкаждый раз, как он к ним прикасался. Но даже на этом "металлоломе"Ульрих ухитрился сыграть Джеймсу все свои записи NWOBHM, после чего Хетфилдпостиг крутизну британского хэви метал, хотя и назвал установку Ларса "Muppetdrum kit" (что, по всей видимости, польстило бы барабанщику по кличкеЗверь из кукольного сериала "Маппет-шоу"). Одним словом, вопросо создании новой группы остался открытым. Тут настало лето 1981-го, и Ларсуехал в Великобританию на три месяца, так как на это время были назначеныгастроли его любимой DIAMOND HEAD. По возвращении из Объединенного Королевстваон снюхался с Брайаном Слэгелом, который занимался подбором треков длякомпиляции "Metal Massac-re", и заключил с ним контракт на записьодного из этих треков.

Так как у Ларса до сих пор не было группы (какой позор!),он начал лихорадочно искать подходящих музыкантов. Первым, к кому он обратился,был Джеймс Хетфилд, а так как одной бас–гитары и барабана было явно недостаточно,то они пригласили Ллойда Гранта (Lloyd Grant), который в будущем отвечалза гитарные соло на первых пяти треках, записанных группой. Местом встречимузыкантов стал гараж (какая банальность!) Ларса. Группу назвали METALLICA(чтобы пенсионеры не приняли за старомодный джаз–ансамбль). Слово "Metаllicа"Ульрих благополучно украл у своего друга по имени Рон Квинтана, которыйпридумывал название для своего фэнзина и попросил Ларса помочь... Услышавслово "Metallica", Ларс быстро предложил другое название и убедилРона, что его "вариант" гораздо лучше. После этого он пошел кДжеймсу, чтобы гордо сообщить ему название для их новоявленной группы.

В этом составе (Ульрих — ударные, Хетфилд — ритм &бас–гитара, вокал, Грант — соло–гитара) группа долго не продержалась: вместес Грантом METALLICA записала песню "Hit The Lights" для первогооттиска "Metal Massacre". Почти сразу после этого Ллойд ушел,поэтому его едва ли можно считать членом группы. Его сменил Дэйв Мастейн(Dave Mastaine), а бас–гитару взял на себя Рон МакГовни (он вместе с Джеймсомснимал квартиру). В апреле 1982 года были записаны еще 4 трека (новая версия"Hit The Lights", "Mechanix", "Jump In The Fire","Motorbreath"), после чего группа начала обретать популярностьв кругу местного андерграунда.

25 мая 1982 года произошло историческое событие: METALLICAрешила выйти хоть и не на большую, но все же сцену. Группа выступила сконцертом в школе, в которой учился Ларс, и смогла–таки распугать своеймузыкой всю публику. В зале остались лишь немногие (наверное, те, кто упалв обморок при первых же звуках и поэтому не смог убежать).

На некоторое время квартет превратился в квинтет, когдав качестве вокалиста в состав группы вошел Джефф Уорнер (Jeff Warner).Слава Богу, это не долго длилось!

В июле был записан легендарный demo–альбом "No LifeTill Leather", который можно считать самым легендарным demo вообще.Официального релиза не было, но копии моментально заполнили весь мир! Почитатели"метала" тут же назвали METALLICA самой новаторской и уникальнойбандой современности и, естественно, с нетерпением ожидали выхода дебютногоальбома. Но прежде чем это произошло, состав группы претерпел значительныекачественные изменения: Ларсу и Джеймсу удалось переманить к себе КлиффаБартона (Cliff Burton) из группы TRAUMA и Керка Хамметта (Kirk Hammett)из EXODUS. Клифф, гениальный бас–гитарист из Сан–Франциско, долго не соглашалсяпринять приглашение от METALLICA, но спустя полгода наконец дал добро приусловии, что группа переедет из Лос–Анджелеса в Сан–Франциско, аргументируясвое требование тем, что Лос–Анджелес — это... (дальше следовала непереводимаяигра слов). Клифф сменил Рона МакГовни, который и играть–то толком не умел,а Керк — Мастэйна, чей алкоголизм всех так достал, что его просто попросилипокинуть группу.

В июле 1983 года увидел свет первый альбом. Первоначальноего планировали назвать "Metal Up Your Ass", но дистрибьюторынаотрез отказались выпускать альбом с таким названием, поэтому он был переименованв "Kill’em All". Не особенно жизнеутверждающее название ("Убейих всех" в переводе на русский) скрывало, по сути, самый агрессивныйиз всех альбомов METALLICA. Такие песни, как "Metal Militia","Seek and Destroy", "Hit The Lights", "Anesthesia(Pulling Teeth)", стали классикой.

После непродолжительных гастролей группа начала собиратьматериал для нового альбома под названием "Ride The Lightning",который не заставил себя долго ждать: он был записан в 1984 на родине ЛарсаУльриха — в Копенгагене. Этот яростный и буйный альбом начинался совершеннонеожиданно — с акустической гитары. Позже эту идею использовали еще 3000групп. Несмотря на полное отсутствие интереса со стороны коммерческих радиостанций,"Ride The Lightning" стал золотым и около года держался в Billboard’sTop 200. За несколько недель было продано более 100,000 копий, что длягруппы подобного типа явление уникальное.

В 1985 году METALLICA получила прозвище "Alcoholica"за излишнее пристрастие членов группы к спиртному. Где–то в Европе былзамечен подросток–фанат в футболке с изображением обложки "Kill’emAll", только вместо молотка и крови были изображены бутылка и разлитаяводка. Группа по достоинству оценила сей прикол.

Настоящим шедевром стал альбом "Master Of Puppets",который вышел за рамки традиционного трэша из–за своего насыщенного и мелодичногозвучания. Он вышел в 1986 году в том же Копенгагене и без всякой раскруткипо телевидению и радио занял 29–е место в американских и 47–е в английскихчартах, а число проданных копий в одних только США перевалило за 1 миллион.METALLICA вновь потрясла весь музыкальный мир, хотя в будущем и вернуласьк более привычному пониманию трэша, чего от нее, впрочем, и ожидали. Всередине совместного турне с Оззи Осборном (под названием "UltimateSin") альбом стал золотым.

Во время вышеупомянутого турне (26 июня) Джеймс сломалкисть в результате очередного падения со скейтборда (через год инцидентповторится), и в течение последующих выступлений вплоть до полного выздоровленияДжеймс пел с рукой на перевязи, а на гитаре за него играл Джон Маршалл(в то время у него была своя группа METAL CHURCH). Ходят слухи, что теперьв контракты специально для Джеймса включается пункт "НИКАКИХ СКЕЙТБОРДОВ".

Все шло как по маслу, но в воскресенье 27 сентября удачавпервые отвернулась от них. Это случилось в 6.15 утра, незадолго передрассветом. Два гастрольных автобуса METALLICA двигались по забытой богомдороге где–то между Стокгольмом и Копенгагеном. В тот ранний час дорогабыла совершенно пустынной. Мирные скандинавы спокойно спали, когда одиниз автобусов вдруг без какой–либо видимой причины резко занесло и началокренить набок. Он был неуправляемым, и катастрофы было не миновать. Черезсчитанные секунды авто уже лежал на боку в кювете. В последовавшей за крушениемнеразберихе большинство пассажиров перевернувшегося автобуса смогли выбратьсяиз–под обломков. Те, что спаслись, отделались легкими ушибами и шоком.Среди них были три члена группы. Прибыла шведская полиция, и водитель автобусабыл арестован как виновник происшествия. Позже он был освобожден, так какрасследование показало, что причиной аварии был гололед на предательскомповороте дороги. Единственной жертвой в катастрофе оказался один из METALLICA.Так трагически, за эти несколько ужасных секунд их сказочное везение сменилосьледенящим кровь кошмаром. Погиб 24–летний бас–гитарист группы Клифф Бартон.

"Я видел, как из–под автобуса торчали его ноги. Помню,водитель пытался вытащить из–под него одеяло, чтобы им могли воспользоватьсяоставшиеся в живых. Тут меня прорвало: "Не трогай его, твою мать..."Я готов был убить его. Я не знаю, был ли он пьян или виной всему был гололед.Я только знал, что он был за рулем, и Клиффа больше нет" (Джеймс Хетфилд— 1993).

В ночь с 28 на 29 сентября потрясенная группа избавляласьот этого "потрясения" самым привычным образом — алкоголем. Джеймсбил гостиничные стекла и кричал, давая волю своему беспомощному гневу,а Керка и Джона Маршалла так колотило, что они всю ночь не гасили в комнатесвет. В тот же день Ларс, Керк и Джеймс улетели назад в Штаты.

METALLICA была на грани распада, но через несколько недельзапоя члены группы приняли решение продолжать работать, ибо поступить иначе— значит предать Клиффа. В поисках замены они нашли Джейсона Ньюстеда (JasonNewstead), который был горячим поклонником METALLICA и Клиффа Бартона.Он за несколько дней выучил весь репертуар группы и, когда на прослушиванииу него спросили, какую песню он хотел бы исполнить, он ответил: любую.Из пяти кандидатов, оставшихся после прослушивания, он подходил лучше всех.Джейсона пригласили в местную забегаловку "Tommy Joint" (в связис чем ее имя навсегда вошло в историю), где, посовещавшись, и сообщилиему свое решение. Услышав "Добро пожаловать в METALLICA", Ньюстедиспустил вопль радости, потрясший весь ресторанчик.

Уже на первом концерте в новом составе всем стало ясно,что Джейсон не копирует Клиффа, а привносит в старые песни свой собственныйстиль и это у него неплохо получается.

В 1987–м в старом добром гараже Ларса был записан "The$5.98 E.P. — Garage Days Re–Revisited" — виниловый диск с всего пятьюпеснями (это были песни, первоначально исполненные группами DIAMOND HEAD,BUDGIE, KILLING JOKE и THE MISFITS в обработке METALLICA). Его целью былопознакомить публику с новым бас–гитаристом (в предисловии на обложке пластинкиего в шутку назвали не J. Newstead, а J. Newkid, т.е. Дж. Новый Парнишка).

В сентябре 1988 года METALLICA делает очередной шаг кмировому господству — выпускает концептуальный "...And Justice ForAll". Альбом занимает 6–е место в "Billboard" и остаетсяв нем 4 недели. После выхода 4–го альбома группа изменила своим прежнимобещаниям не делать видеоклипов. Их первым клипом стал "One"(ну, эту песню знают все!).

В феврале 89–го METALLICA уже претендовала на приз "Грэмми"в категории "хэви метал/хард–рок". Многие предсказывали их победу,но приз достался JETHRO TULL. Группа спокойно восприняла поражение и добавилана обложку альбома наклейку с надписью "Grammy Award LOSERS"("ПРОИГРАВШИЕ "Грэмми"). В следующем году METALLICA всеже получила этот приз, и хотя победа была бесспорной, во время врученияЛарс сказал: "Спасибо JETHRO TULL за то, что не выпустили новый альбомв этом году", намекая на незаслуженное поражение METALLICA в 88–м.Музыкальная Индустрия поняла намек, и на METALLICA стали сыпаться награды.

Турне, последовавшее за выходом 4–го альбома, длилосьболее двух лет и называлось "And Justice For All". На концертахна глазах у восторженной публики взрывалась и разлеталась ко всем чертямстатуя свободы (ого!).

В 1991 году вышел головокружительный успех METALLICA —альбом "Metallica", он же 5–й альбом, он же "Черный альбом",он же безымянный, он же "The Snake", — который зафутболил группув суперлигу рока. Неразбериха с названием альбома связана с тем, что оно,видимо, написано черными буквами на черном фоне (ха–ха!). Обложка компактапредставляет собой репродукцию картины "Негры ночью грузят уголь"небезызвестного Малевича (шутка!). А если серьезно, то на абсолютно черномфоне написано слово "Metallica" и нарисована змея. Сама группаотносится к этому вопросу демократично: "...называйте, как хотите...".

12 августа 1991 года состоялся релиз, и мир превратилсяв настоящий дурдом. Некоторые магазины открывались в 00 часов 01 минуту,чтобы первыми начать продажу. За первую неделю в одних только США былопродано 600,000 копий, а общее число продаж в Штатах перевалило за 7 миллионов!Альбом "Metallica" дебютировал на первом месте в "Billboard"и слез с него только через месяц.

Безусловно, в нем слышна коммерческая "нотка",тем не менее его восприняли все: и старые преданные друзья METALLICA, иновое поколение меломанов, и критики. Один критик, обалдевший от лирическойбаллады "Nothing Else Matters", сказал (и это чистая правда,я лично проверял на своей мамуле), что METALLICA — единственная хэви метал–группа,которую может слушать добропорядочный взрослый человек, не чувствуя приэтом, как его коэффициент интеллекта неудержимо стремится к нулю.

Успех был обусловлен гениальными текстами (которые всекритики очень любят цитировать) и сильной музыкой, а также тем, что делагруппы стал вести новый продюсер Боб Рок.

Став наиболее влиятельным представителем жанра, METALLICAк 90–м годам смогла изменить рамки самого жанра. Некоторые старые поклонникигруппы отреагировали на мелодичный метал как на "попсу", но отгруппы не отвернулись. Как сказал сам Ларс Ульрих, "попса" —от слова популярный, METALLICA популярна — значит "попса". Этозаявление просто убило всех ценителей тяжести и ненавистников презренной"попсни". Так или иначе, "Metallica" стал самым известнымальбомом среди не–METALLIстов. На сегодняшний день во всем мире продано15,000,000 (пятнадцать милли000000нов!!!) копий. Billboard Top 200 он непокинул и по сей день.

Турне, которое последовало за Черным альбомом, побиловсе рекорды по продолжительности: за 3 года группа дала 3 сотни концертовв 37 странах мира. 8 августа 1992 года это победное шествие по миру прекратилосьв связи с тем, что Джеймса поджарило пиротехникой во время исполнения песни"Fade To Black" в Монреале (это, кажется, где–то в Канаде). Передсамым концертом специалисты по пиротехнике сообщили об изменениях в расположениивсех этих адских хлопушек и огнеметов, но забыли предупредить, что новаяпиротехника не отменяет старую и рвануть должно сразу со всех сторон. Ничегоне подозревающего Хетфилда обожгло 4–метровым пламенем. Вся левая частьмузыканта "слегка" обгорела, после чего длинные волосы пришлосьсостричь.

В 1993 году появился известный лишь немногим "LiveShit: Binge & Purge" — со вкусом сделанная подборка концертныхзаписей (live): 3 CD + 3 видео + буклет (а точнее талмуд из 72 страниц)+ пара плакатов + пропуск за кулисы + чуть ли не ключи от квартиры, гдеденьги лежат. Это настоящий клад для истинного поклонника. Огромную ценность,на мой взгляд, представляет буклет, в который вошло гораздо больше того,что стоило показывать посторонним людям: личные факсы и т.п. Все это сокровищестоит $ 89.95, но для проекта такого класса это не много. Закончив "LiveShit...", группа почувствовала, что впервые за карьеру METALLICA имнеобходимо отдохнуть друг от друга, почувствовать себя чем–то иным, нежелиодной четвертой группы, и насладиться плодами своего труда.

Они вернулись к работе в конце апреля 1995 года. Джеймснаписал около 30 песен, и пора было уже начинать их записывать. Чтобы необречь себя на "пожизненное заключение" в студии, METALLICA записалапервые 14 из них (ровно столько влезло на один компакт–диск) и выпустилав 1996 году под названием "Load". Этот альбом пришлось ждатьцелых 5 лет, и за это время METALLICA подрастеряла часть своих поклонников.Группа в очередной раз ошарашила всех: на этот раз неожиданной сменой имиджа(все члены группы постригли свои распрекрасные волосы) и сменой направления(альбом явно смещен в сторону альтернативного рока). По поводу смены направленияMETALLICA Джейсон Ньюстед сказал, что оно всегда оставалось неизменным— вперед. А ведь он в чем–то прав.

Оставшиеся 13 песен вышли на днях на альбоме "Re-Load",его с нетерпением ждали многие поклонники группы, вера которых в кумировизрядно пошатнулась. И, судя по всему, не зря. Те счастливцы, кто смогего услышать, говорят о возвращении METALLICA такими, какими их знали.

Евгений СОЛОГУБОВ

© 2005 музыкальная газета