no


Laibach
Is Laibach

Индустриальная культовая группа LAIBACH — самая известнаясреди восточноевропейских коллективов на Западе. У нас она тем более ненуждается в рекламе.

История группы, как известно, началась в год смерти Тито(1980) в небольшом шахтерском городке Трбовле, где познакомились ее будущиеучастники Иван Новак, Деян Кнез и Милан Фрас. Название коллектива былопозаимствовано от имперского наименования столицы Словении Любляны в периодавстро–венгерского правления.

На пресс–конференции, посвященной концерту LAIBACH в Петербурге,присутствовал лишь один участник группы Иван Новак. (Обычно только он посещаетпресс–конференции и общается с журналистами). На самом концерте он орудовалза пультом, ставя свет, эффекты, и управлял заранее записанными звуковымиотрывками шума толпы, церковного пения и т.д., которые так важны для имиджагруппы. Вот некоторые вопросы, заданные Новаку.

— Какое образование у членов группы?

— Мы все пытались учиться, но поняли, что ничего не получимот систематического образования.

— Расскажите о "NSK" и месте LAIBACH в этойструктуре.

— LAIBACH образовалась в 1980 году в Любляне. С нами тогдастартовало еще несколько групп из разных областей Югославии. Они думалитак же, как и мы. Через четыре года мы решили сделать нечто большее, собраввсех единомышленников в неформальную организацию "Neue SlowenischeKunst" — "Новая словенская культура". Это принесло результат:в то время, когда LAIBACH были запрещены на родине, другие группы использовалинаши мотивы. Иногда нам удавалось проводить и широкие театральные акции.Когда разрушились Берлинская стена, Советский Союз, Югославия, "NSK"не распалось. К этому времени мы решили создать свое виртуальное государство,не имеющее территории и временных рамок. Мы выпустили символический паспорти открыли посольства. Одно из них находится в Москве с 1992 года. Открываяпосольства, мы стараемся прожить с теми людьми, на чьей земле находимся,пытаясь привлечь новых членов в государство "NSK". Сегодня население"NSK" больше населения Ватикана.

— Как вступить в "NSK" и получить его паспорт?

— Надо заполнить анкету, ответив на несколько вопросов,прислать две фотографии и немного денег. Сколько, я не знаю. Свой паспортя получил бесплатно.

— "NSK" занимается и литературой, расскажитеоб этом подробнее.

— Существует много интересной литературы в республикахбывшей Югославии. "NSK" выпускает книги, последняя, изданная,к сожалению, только на словенском языке, называлась "Введение в Бога".Полностью ответить на такой вопрос мы не компетентны, это не наша специальность.Но LAIBACH, конечно же, привлекает знания из литературы.

— Есть ли у вас единомышленники в России?

— Наш образ мышления ничем не отличается от образа мышлениядругих людей.

— Как вас коснулась война в Югославии?

— В Боснии, например, мы потеряли несколько друзей. Вамизвестны результаты: около трех миллионов беженцев, триста тысяч убитых.До того как мировая общественность стала что–то делать, произошло многоизнасилований. Все, что мы могли сделать, это приехать в Сараево, когдаэто стало возможным. Добирались зимой через горы. Там мы играли концертыи раздали 350 паспортов. Многие с паспортом "NSK" смогли покинутьСараево — сделать то, что было невозможным с боснийским паспортом. Приемпересечения границы с паспортом "NSK" не всегда срабатывает,но там стоит одна такая итальянская печать...

— Как отразилась война в вашем творчестве?

— Мы посвятили конфликту в Боснии целиком альбом "NATO".С этим альбомом связано одно совпадение: мы приехали в Сараево с программойза несколько дней до того, как Североатлантический альянс вступил в город.Так что нас вполне можно было считать его авангардом. В целом на музыкуи текст LAIBACH влияет многое, но мы стараемся не реагировать на эмоциональномуровне и не терять головы. Иногда это трудно.

— Почему последний ваш альбом носит название "JesusChrist Superstars"? Почему во множественном числе?

— Знаете, было столько интерпретаций Иисуса Христа, чтопора употреблять его имя во множественном числе. Даже в поп–культуре Мадоннаили Майкл Джексон заигрывают с этим символом веры. Некоторые певцы в "металлических"группах сами, порой, походят на Иисуса.

— Чем объясняется такое большое количество кавер–версийна ваших альбомах?

— Мы не претендуем на оригинальность. Вы берете песню,переделываете ее контекст — и все меняется. Это то же самое, как ставить"Макбет" или "Гамлет" Шекспира. Каждый раз все будетпо–новому.

— Что вы планируете сделать в будущем?

— Ведется запись нового альбома, который выйдет в апреле–маена Mute. Мы будем работать над проектом столетия Брехта для берлинскоготеатра, сделаем музыкальную интерпретацию его наследия.

Константин ИЛЬИН

© 2005 музыкальная газета