Donovan
Солнечный трубадур

В 60–х годах негромкое красивое имя этого человекас гитарой все население Соединенного Королевства (в особенности шотландцы)произносило с гордостью и любовью. Его баллады упоенно распевала молодежь,его голос звучал по радио и телевидению. Донован по праву входил в тесныеряды элиты британского рока, хотя его творчество имело к собственно рок–н–роллудовольно далекое отношение.

Родился Донован Филип Лейтч в Мэрихилле, районе шотландскогоГлазго, 10 мая 1946 года. Затем родители мальчика переехали в городок Хэтфилд,где внимание Донована привлекла мелодичная народная музыка; уже в 14 летон взялся за сочинение собственных баллад, в которых воспевал красоты Шотландии,подвиги легендарных рыцарей и принцев. Год проучившись в колледже, юношабросил это бесплодное занятие и начал петь в "Кок–пабе", изредкавыбираясь за пределы провинциального Хэтфилда. Во время одной из такихпоездок в городе Саутэнде Донован познакомился с большими ценителями шотландскогофолка Джеффом Стифенсом и Питом Иденом, которые в скором будущем сталименеджерами певца. В декабре 1964 года он переехал в Лондон, имея в репертуареоколо ста баллад, созданных преимущественно за столиком кафе — в шуме игаме почему–то легче находилась мелодия.

Стифенс и Иден представили Донована руководству звукозаписывающейфирмы Pye Records, и вскоре фолк–банд уже выступал в престижной телепрограмме"Ready Steady Go". Ведущий передачи представил ликующей аудитории"шотландского Боба Дилана". Согласно легенде, после концерта,прошедшего триумфально, смущающийся Донован подошел к ведущему и робкоспросил: "Послушайте, а кто такой этот Дилан?"

У Дилана и Донована действительно было немало общих черт.Оба пели красивые, мелодичные фолк–баллады, оба на первых порах использовалитолько акустическую гитару; даже внешне они были чем–то похожи. Однакоу Донована своеобразный — несильный, но прозрачный и чистый вокал, а текстыего песен не загружены политикой и сюрреалистической образностью. В марте1965 года был издан первый сингл Донована "Catch The Wind", призаписи которого использовались электрогитары, бас и ударные. Песня сталавизитной карточкой барда и заняла 4–е место в британском хит–параде (одновременновышедшая "The Times There Are A Changin" Дилана оказалась на9–м). Через месяц худенький кудрявый стеснительный юноша с гитарой в руках— новый кумир английской молодежи — пел уже на стадионе Уэмбли вместе сTHE BEATLES и THE ROLLING STONES. Успех Донована был мгновенным и вполнезаслуженным. Пресса назвала его "солнечным трубадуром Англии".

Донован быстро зарекомендовал себя и как деятель набиравшегосилу антивоенного движения. В мае 1965 года он и Джоан Баэз возглавилидемонстрацию против вторжения США во Вьетнам, а в сентябре того же годав свет вышел мини–альбом Донована "Universal Soldier", целикомсоставленный из антивоенных песен. К заглавной композиции был снят клип(один из первых музыкальных клипов вообще), который с успехом демонстрировалсяв телепрограмме "Top Of The Pops". Радикально настроенная молодежьбурно приветствовала певца во время американского (июль 1965), британского(сентябрь–октябрь 1965) и скандинавского (декабрь 1965) турне. ПопулярностиДоновану прибавил и хит "Turquoise", который он с блеском исполнилна ноябрьском Уэмбли–шоу. После него певца пригласил к сотрудничеству одиниз крупнейших рок–продюсеров мира Микки Моуст.

В марте 1966 года Донован провел европейское турне, азатем ушел в работу над альбомом "Sunshine Superman", впервыеизданным в США в сентябре. Все аранжировки на этом диске выполнены ДжономПолом Джонсом, а партию бэк–вокала в заглавной песне исполнил Пол МакКартни.Услугами Джонса и МакКартни Донован воспользовался и при записи декабрьскогосингла "Mellow Yellow". В Англии "Sunshine Superman"был издан позже, в январе 1967 года, и занял 2–е место в хит–параде. Одноименныйальбом представлял собой компиляцию из американских дисков "SunshineSuperman" и "Mellow Yellow". Поскольку все они отличалисьи оформлением, и набором песен, в дискографии Донована возникла порядочнаяпутаница.

Популярность певца по–прежнему была на высоте. 15 января1967 года с успехом прошел большой сольный концерт Донована в Алберт–холле.В ноябре был издан интересный сингл "There Is A Mountain", текстомкоторого послужило японское стихотворение–хокку 16 века. Одновременно Донованписал музыку к спектаклю "Как вам это понравится" для театра"Олд Вик".

В феврале 1968–го, записав в Англии материал к двойномуальбому "A Gift From A Flower To A Garden", Донован присоединилсяк летевшим в Индию THE BEATLES. Вообще его отношения с битлами были оченьдружескими, они часто встречались, Донован помогал Полу МакКартни писатьтекст "Rocky Raccoon" и участвовал в записи "Yellow Submarine"и "All You Need Is Love". Для свояченицы Джорджа Харрисона ДженниБойд им был создан безусловный шедевр — нежная, интимная баллада "JenniferJuniper". Кстати, Пол МакКартни тут же написал дружескую пародию наэту песню — "Mother Nature`s Son".

В 1968 году вышло еще два альбома "солнечного трубадура"— "Hurdy Gurdy Man" (с участием Джимми Пейджа и Джона Пола Джонса)и "Donovan In Concert", записанный в США. Творческий подъем продолжался.В апреле 1969–го издан сборник "Greatest Hits", в августе — альбом"Barabajagal", где партии соло–гитары исполнил Джефф Бек. В музыкеДонована зазвучали мотивы калипсо, джаза, классического рока, даже модногохэви–блюза. В типично джазовом ключе выдержаны, например, песни "SunnyGoodge Street" и "Preachin` Love".

28 июля 1970 года Донован объявил миру о том, что собираетсобственную группу OWN ROAD. Этот коллектив выступтил на фестивале прогрессивногорока вместе с LED ZEPPELIN и PINK FLOYD, а затем на фестивале на островеУайт. В сентябре вышел сингл "Riki Tiki Tavi", в декабре — альбом"Donovan P. Leitch", но эти работы свидетельствовали о том, чтоинтерес широкой публики к изысканному фолку Донована падает.

Семидесятые годы стали для певца одной большой и мучительнойпопыткой преодолеть творческий кризис и вернуть известность. Он заключилконтракт с фирмой Epic Records, издал нашумевший саундтрэк к фильму ФранкоЗефферелли "Brother Sun, Sister Moon" и удачный альбом "CosmicWheels" (1973, с участием Криса Спеддинга, Джима Хорна и Кози Пауэлла).Однако в дальнейшем все его начинания встречали стойкое непонимание слушателей.Альбом 1974 года "Essense To Essense", к примеру, занял в СШАлишь 174 место. Выбитый из колеи "солнечный трубадур" перебралсяжить в Калифорнию, где в ноябре 1981–го собрал аккомпанирующий состав влице Денни Томпсона (бас–гитара), Тони Робертса (саксофон) и Джона Стифенса(ударные).

Классические хиты Донована регулярно переиздавались намногочисленных сборниках "Best Of Sixties", так что жил наш геройдалеко не бедно. И все же большой неожиданностью для всех стало чудесноевозвращение Донована в хит–парады в 1990 году — "Happy Mondays"и "Jennifer Juniper". Светлые тексты о ветре, цветах, любимойДженнифер и старом шарманщике вновь заставили сердца англичан стучать чаще.Постаревший трубадур торжественно прибыл на родину, где его встречали спочестями, словно национального героя.

Сейчас положение Донована на мировой рок–сцене устойчивое— наряду с Диланом он признан один из патриархов классического фолк–рока.В 1992 году с огромным успехом прошло турне певца по родной державе, вянваре 1993–го вышел отличный сборник его хитов (44 песни), названный "Trоubadour".Недавно "солнечному трубадуру" исполнился пятьдесят один год,а это значит, что мы наверняка еще услышим новую песню тихого, застенчивогочеловека, покорившего когда–то своей гитарой сначала Лондон, затем Англию,а потом весь мир.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 43 за 1997 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета