Старцев, Александр
Хранитель вечности

Для сегодняшних тинейджеров 70–80–е годы являются историей,которой можно живо интересоваться или оставаться к ней равнодушным, новдохнуть атмосферу того времени, окунуться в нее они могут, разве что поставивна магнитофон кассету какой–нибудь рок–группы того времени.
Питерский журналист Александр Старцев знаком, образноговоря, с юностью отечественного рока не понаслышке, его редакторская и,конечно же, журналистская работа в авторитетном в свое время самиздатовскомжурнале "Рокси" выпала как раз на это время. Писатель АлександрЖитинский в своей книге назвал Старцева наиболее категоричным и экспрессивныммузыкальным журналистом своего времени. Вскоре после смерти его друга МихаилаНауменко вышла книга Старцева о Майке и ЗООПАРКЕ, в данный момент он хочетнаписать еще одну книгу о ЗООПАРКЕ, над чем сейчас и работает. Но это неединственное его занятие, обо всем подробнее расскажет он сам.

— Что же было после "Рокси", который упоминаетв "Путешествии рок–дилетанта" Житинский, в каком русле теклаваша творческая работа?

— Позднее была работа на радиостанции "Катюша".Я вел там две передачи, которые сохранились у меня на пленках. Первая —это "Архив "Рокси", она шла в записи, и туда входили рассказыс музыкальным оформлением о старых фестивалях, концертах, очевидцем и организаторомкоторых был я. У меня были редчайшие концертные записи тогда молодых АЛИСЫ,АКВАРИУМА и других команд. Я рассказывал разные забавные истории, которыеслучались на фестивалях, — приключений хватало: например, как пьяный Рекшансвалился в оркестровую яму. Или как зарубали АЛИСУ на различных конкурсах.То есть для молодого поколения, которое не успело там побывать, это было,наверное, достаточно интересно.

Вторая передача называлась "Персоны Грата".Там я уже интервью брал у Гребенщикова, Рекшана и т.д.

— Какое музыкальное событие за последнее время впечатлило,запомнилось?

— Концерт АКВАРИУМА стал лучшим концертом в городе. Яникогда такого не видел — негде сесть, негде стать было. И сыграли онисовершенно замечательно. Ляпин был на своем месте, никто никого не переигрывал— фантастика!

— Вы сейчас работаете над фильмом, посвященным питерскомуроку. Как возникла эта идея?

— Есть люди, которые периодически снимали все концерты,все фестивали. Это Игорь Леонов, Антон Пиценчук. Учитывая и наши с Леоновымсъемки (он первое интервью с Башлачевым сделал, сам в прошлом редактор"Рокси"), мы решили, что вместе вполне можем насобирать материаладля фильма. Там есть все: ранние съемки Майка, АКВАРИУМА, все, что происходилов рок–клубе. То есть антология питерского рока получится замечательная.Концепция заключается в том, что историю нужно делать не тогда, когда всепомрут, а тогда, когда еще можно успеть что–то сделать при жизни. Чем,собственно, и должны заниматься музыкальные журналисты. Антология питерскогорока — это то, каким путем шли люди. Там был бунт чувств, бунт свободноймысли против подавляющей системы. В данном случае мы не гонимся за качеством,а хотим показать, как же это все было, пока еще все (почти все) живы имогут себя прокомментировать. Может, кто–то скажет, что был тогда наивен,молод, а кто–то скажет: нет, я и тогда уже все это чувствовал. Они имеютвозможность сами себя прокомментировать спустя 10–15, 20 лет, уже не все,но у кого–то еще можно взять интервью или хотя бы у друзей, соратников...Мы затеяли 5 серий фильма. Первая, конечно же, чисто история: РОССИЯНЕ,МИФЫ. Вторая — АКВАРИУМ и ЗООПАРК, может быть, кусочек КИНО сюда войдеттоже. Третья пока не совсем ясна, очевидно, рок–клуб. Четвертая — вторжение.Было когда–то британское вторжение, когда битломания заполонила Америку,британские коллективы сбили сладкую американскую музыку. Что–то похожеемы расскажем о русском роке. Пятая серия — наш день, сегодняшняя история.

Я думал, что успеем выпустить первую серию к Новому году,теперь видно, что, может быть, будет готов только черновик. Я готов ужезагнать туда рекламу, пускай ругают заранее, черт с ним. В конце концов,не рекламу будут смотреть. Иначе пленка посыплется, и будет все утраченобезвозвратно. Был такой период — 60–е годы, от него сейчас уже мало чтоосталось, но и то люди умудряются делать какие–то фильмы про Высоцкогои т.д. Надо успеть сохранить то, что имеем.

— Если перейти к современным молодым и не очень группам.Многие сейчас поют только на английском. Это что, требование времени?

— В данном случае я совершенно солидарен с "ТеатромДДТ", который поддерживает только русскоязычные группы... Я считаю,что это просто манерность. Во–первых, редко кто так хорошо знает язык,как Боря или ОБЕРМАНЕКЕН, музыканты которого прожили в США 7 лет. Боряписал песни на английском, совершенно сознательно учил его, читал английскиекниги и мне давал читать. Но читать — это одно, а разговаривать и думать— другое.

Для Западной Европы английский язык стал международнымязыком. На нем можно разговаривать в магазине, гостинице. Но для человекаиз Питера он не стал вторым языком общения. Идея петь на английском здесьобречена на неудачу — не поймут. Все время пропагандировалась идея: поэтв России больше чем поэт. Можно играть на халяву, промахиваться на парубаре, чему всех в свое время "научили" Боря, Майк и Цой, всюстрану. Но то, о чем ты поешь, гораздо важнее того, как ты это делаешь.Лажа может быть, ты можешь выходить на сцену пьяным, "все это рок–н–ролл",как поет АЛИСА. Но когда играют постоянно, вырабатывается практика, пальцыпросто автоматически начинают ходить, потом немножко украшают песню, аранжировкуделают. Это очень заметно было по ЗООПАРКУ. Мастерство с гастролями растет...

Но возвращаясь к английскому... Вот КРУИЗ его англоязычныхвремен — это прекрасные инструменталисты, скорость перебирания пальцеви т.д., но не более того. Я не могу запомнить ничего из их песен.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 43 за 1997 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета