дома


Мумий Тролль
Если историю переписывают, это не значит, что ее хотят подороже продать!

Состав группы МУМИЙ ТРОЛЛЬ: бэк–вокал — Олеся Ляшенко,бас — Женя Зведенный, лидер–гитарист — Юрий Цалер, клавишник и саксофонистгруппы — Денис Транский, барабанщик — Олег Пунгин, вокал, тексты, музыка,идея, шоу, концепция, мистика — Илья Лагутенко.

1 октября сего года группа выехала в свой первый гастрольныйтур сроком в 4 месяца. На начало июня 98–го запланирован выход нового двойногоCD "Шамора. Правда о мумиях и троллях". Там будут собраны песни,написанные много лет назад.

Людмила Титова (Л.): — Давай я задам тебе один из самыхизлюбленных вопросов моих коллег: почему вы группу назвали МУМИЙ ТРОЛЛЬ?

Илья Лагутенко (И.): — Не–е–е, я действительно считаюэтот вопрос очень банальным и дурным, потому что я никогда не могу толкомна него ответить. Я могу сказать какую–нибудь глупость, но "Музыкальнойгазете" мне так отвечать не хочется...

Люди, посвященные в таинство рождения МУМИЙ ТРОЛЛЯ, припоминают,что в основе первоначального наречения группы был сказочный персонаж изандерграунда — Муми–Тролль (Подземный Гном). В силу времени и проблем,в том числе и творческого характера, группа переименовалась в МУМИЙ ТРОЛЛЬ,то есть "сохранившийся, предохраненный"... И придуман МУМИЙ ТРОЛЛЬбыл не финской сказочницей Туве Янссон. Придумали его "ребята с одногодвора" Илья Лагутенко и Алик Краснов да Леонид Бурлаков — одноклассникИльи в спецшколе с восточным уклоном на улице Розы Люксембург во Владивостоке.В 84–м с "восходом" "Новой луны апреля" они громкозаявили о себе как о "ребятах с "Розы Люксембург"... Изначально"Луна" звучала жизнерадостней, проще... В 87–м комсомолом и официальнымивластями песни МТ были "зарезаны" в связи с намечавшимся апрельскимпленумом. До 89–90 гг. группа фигурировала в списке "музыкальных коллективов,чьи записи были строго–престрого запрещенны к прослушиванию и нахождениюна борту судов Дальневосточного морского пароходства". То была пора,когда владивостокский рок–клуб существовал под "крышей" молодежно–жилищногокооператива ВЛКСМ — музыку требовали идейную — "красный клин"и все подобные дела...

Журнал "МузОбоз" N 7–8, 1997г.:

Илья Лагутенко:

— ...Почему мы в 85 году не стали популярными? Не политическаягруппа у нас была. За модой, видишь, не гнались никогда. Если б мы былимодной группой в 85 году, я б напел столько песен определенного содержания...

Корр.: — Употребляя слова "перестройка", "гласность"?

И.: — Да, и сразу тогда бы стадионы отыграл.

...Однако, несмотря на это, веселилась дальневосточнаямолодежь в то время красиво, изощренно, изысканно и кайфово... На дискотекахнекоторых вузов, школ МУМИЙ ТРОЛЛЬ крутили постоянно. На городской Набережной,на "БАРЖЕ" ...можно было встретить и пообщаться с улыбчивым иинтеллигентным мальчишкой со спадающей на детское личико длиннющей челкой,с хитроватой "лисьей" улыбкой, пластичностью и повадками "молодогокота"... Это я про Ильюху. С ним меня познакомила одна девочка, учившаясяс ним. Она–то знала толк в модной музыке и "четких мальчиках".А мне казалось: парень как парень, только чувствуется — сердечный очень.Увлеченный. Деятельный... 1987–й стал победоносным и переломным в историивладивостокского рок–клуба. (Я был вице–президентом клуба и прекрасно помнюпопытку "представления" МУМИЙ ТРОЛЛЯ Человеку из Питера... Кинчевего не воспринял...) Кроме того, в воздухе витала идея создания отдельнойот рок–клуба музыкальной лаборатории, которая оказывала бы помощь в реализацииинтересных музыкальных проектов, неожиданных решений в области звука, записи.Наконец, в 90 году на базе Дальневосточной государственной морской академиисформировалась "Декада–рекордз" — "Лаборатория–студия новойинтересной музыки". (Вопреки тому, что некоторые СМИ писали, что "Морская"была записана в Лондоне, с уверенностью заявляю: "Морская" былазаписана на "Декаде", а сведена и доведена до совершенства вЛондоне). Став особняком, "Декада" превратилась в прямую оппозициюрок–клубу, а ее приверженцы, в том числе Илья Лагутенко, его давний други директор группы МТ Леня Бурлаков, не чурались парадоксальных действийи не боялись быть не понятыми "средою". Но "источник колебаний"владивостокской музыкальной волны и для рок–клуба, и для "Декады"был–то общим! Это отразилось на творчестве внутри студии, и в частностина музыкальном обновлении МТ... Где–то в году 86–87 был снят первый видеоклипМТ на песню "Алло, ПОПС!"... "Декаду" приняли всерьезв феврале 90–го во время "Зимних игрищ" — серии концертов с участиемследующих "декадных" групп: ДЕПЕША, ХОЛОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ЛИСТЬЯТРАВЫ и МУМИЙ ТРОЛЛЬ, — а его ждали! "Тролли" представили программу"Делай меня точно!". Это в основном вещи, впоследствии вошедшиево второй магнитоальбом "Делай Ю! Ю!" и часть из них — в "Bonustracks" из CD"Морская". Тогда новые аранжировки песен вырослитворчески (да и Ильюха уже окончательно повзрослел, то есть стал "осознанноаккуратен в жизни"), поразили вкусом, силой подачи, стильным звуком.На басу и клавишах играл Альберт Краснов, на гитаре — Женя Зведенный, ав качестве сессионного саксофониста выступал музыкант из группы ЛИСТЬЯТРАВЫ Юра Логачев — "Большой человек" с маленьким красивым саксофономи безумно–натуральными идеями, творящий неопределенную, но добрую музыку.На всех мероприятиях использовались не только живые барабаны, но и drum–машинка,и "волшебный Мистер Rolland"... Людям предоставлялась возможность"подогреться изящно". В "Декаде" можно было класснообщаться, войти в "тему" и потом, "погоняв" на желтомяпонском мотоцикле, стоявшем внутри студийного помещения, почувствоватьсебя крутейшим романтиком большого портового города, слушать Смитта и ДЮРАН–ДЮРАН,тем самым приготовив "смесь ощущений" на вечер. Затем прийтидомой, лечь спать и позабыть обо всем. Но, играя таким образом с самимсобой, можно угробить уйму полезного времени. В "быстром" городенеобходимо суметь остаться наедине с самыми реальными проблемами. Не забыватьпро быт. На жизнь молодой переводчик с китайского Лагутенко зарабатывалнепосредственно своим профессиональным багажом: "...тогда уже существоваларабота на стороне, и денег за двухдневное корпение над переводом хваталона трехмесячную запись альбома"... А для дальнейшего развития и полнойреализации своих проектов музыкантам был необходим НЕКТО, думающий с нимиодинаково, идейный, деловой, трудолюбивый, даже категоричный, знающий тонкостифинансового менеджмента. Им–то и оказался Леня. А у Ильи всегда существовалплан. Человека с жизненным планом не остановить. Его идеи требовали постепеннойреализации, и недостатков в организации этого процесса благодаря Бурлаковуне было...

Л.: — Илья, тебе 29 лет. Мне очень интересно, по отношениюк этому возрасту лично ты не считаешь реализацию на музыкальном поприщесвоих надежд, планов запоздавшей? Какое– то равнодушие к успеху?

И.: — Я не скажу, что испытываю какое–то равнодушие, темболее нельзя сказать, что все эти годы мне работалось тяжело, что трудбыл безрезультатным — было перепробовано очень много вариантов, чего можнобыло бы добиться. И когда в конце концов мы кое–чего добились в том, чемнам больше всего нравится заниматься, возникло очень хорошее чувство, котороемы еще не растеряли. Я думаю, что нужно просто поставить перед собой какую–тоцель, приобрести какую–то мечту, план действий на будущее выработать какможно более обширный, чтобы знать, куда двигаться, и трезвее оцениватьситуации, в которые попадаешь. Дай Бог, чтобы нам все удалось трезво сбалансировать.Я прекрасно все знал заранее. На что иду, каким путем. И скажем так: вшоубизнесе мы в каком–то роде не новички. Может, практически с чем–то ине сталкивались, но теоретически с детских лет с помощью журналов и пластинокнаучились многому. Может быть, если бы все это началось пораньше, былобы лучше, но все, что ни делается, делается к лучшему.

(Окончание следует.)

Игорь БУБЕННИКОВ

© 2005 музыкальная газета