информбюро


Тишина В Студии
Звуковые модули

Изобретение и повсеместное распространение MIDI не толькокоренным образом изменили процесс сочинения, аранжировки и записи музыки,но и породили несколько новых типов музыкальных устройств. Одним из такихновых видов оборудования являются звуковые модули.

Именно с утверждением MIDI в качестве универсального языкаобщения между музыкальными устройствами стало ясно, что совсем не обязательнок каждому синтезатору прилагать клавиатуру. Достаточно иметь в составевашего оборудования одну или две клавиатуры, и дальше можно увеличиватьчисло источников звука за счет модулей. При этом вам не придется окружатьсебя многочисленными клавишными инструментами, и эта экономия места ценнакак в студиях, так и на концертах, особенно если вы не любитель поигратьв четыре руки.

Главное свойство звукового модуля — способность издаватьзвук. Именно на основе издаваемых модулями звуков и следует делать выбормежду ними. Как мы уже неоднократно отмечали, только вы можете решить,хорошо или плохо звучит данная модель. Если вы покупаете модуль в качествеединственного источника звуков, то лучше рассмотреть модели с набором основныхзвуков и достаточными полифонией и мультитембральностью для озвучиваниявсей предполагаемой аранжировки. При дальнейших приобретениях вряд ли имеетсмысл плодить число General MIDI устройств, а лучше сконцентрироватьсяна более специальных звуковых модулях, что позволит вам обогатить звуковойарсенал.

Ниже приводится краткое описание некоторых неплохих моделейзвуковых модулей.

Akai SG 01v, SG 01p, SG 01k

Звуковые модули SG 01v (390$), SG 01p (482$) и SG 01k(483$)имеют полифонию 32 ноты, мультитембральность 16 частей, стерео–выход иревербератор (при использовании которого полифония сокращается до 30 нот).

SG 01v содержит 256 звуков раритетных инструментов (Prophet5, Minimoog, Jupiter 6, PPG Wave, DX 7, D 50, ARP Solina, Ensoniq ESQ 1,TR 808, Tr 727, Simmons SD 55). Имеет фильтры с резонансом, генераторынизкой частоты и генераторы огибающей. Модуль несовместим с General MIDI.Можно изменять три параметра: Shape (огибающая), Tone (частота среза фильтра)и Special (зависит от звука). Большее число параметров редактируется поMIDI.

SG 01k — модуль, совместимый с General MIDI. Имеет 189мелодических и 124 перкуссионных звука и компьютерный интерфейс.

SG 01p имеет 8 Мбайт пианных сэмплов, на основе которыхсделано 50 программ, включающих акустические рояль и пианино, электропианои клавинеты.

E–mu Morpheus

E–mu Morpheus (1495$) имеет 16–частную мультитембральность,32–нотную полифонию, 128 пресетных и 128 редактируемых звуков, 128 редактируемыхкомбинированных звуков, 8 Мб постоянной памяти, 6 выходов, разъем для дополнительнойкарты с программами. Модуль несовместим с General MIDI. Процессор эффектовможет производить 2 эффекта одновременно. Особый звуковой характер придаютмодулю 14–полюсные фильтры типа Z–Plane, способные осуществлять плавныйпереход от одного способа фильтрации звука к другому.

Yamaha QY 700 и QY 22

Популярная серия секвенсоров со звуковыми модулями увеличиласьна два новых устройства. QY 700 (1395$) содержит 110000–нотный секвенсорс 32 обычными и 16 паттерновыми дорожками и 64–нотный звуковой модуль форматаXG. Более 4000 фраз помогут вам в быстром создании аккомпанемента, а кнопочнаяклавиатура позволяет вводить аккорды и отдельные ноты. Устройство можносинхронизировать с MTC. QY 22 (599$) очень похож на QY 20 как внешне, таки по возможностям. Это портативное устройство с 28–нотной полифонией, 16–частноймультитембральностью, 8–дорожечным секвенсором, автоаккомпаниментом и кнопочнойклавиатурой в 2,5 октавы. Разница заключается в количестве звуков. QY 22имеет 128 звуков, что позволяет ему полностью соответствовать спецификацииGeneral MIDI.

E–mu Orbit

E–mu Orbit (1100$) предназначен для работы в области современнойтанцевальной музыки. Он имеет 16–частную мультитембральность, 32–нотнуюполифонию, 256 пресетных и столько же редактируемых звуков, 8 Мб постояннойпамяти, 32 шестиполосных фильтра с резонансом 17 типов, 6 выходов. Процессораэффектов нет. Модуль несовместим с General MIDI. В режиме Beats становятсядоступны 50 барабанных фраз (типа лупов) с возможностью изменения темпаи замены любого звука.

Yamaha MU 50

Модуль Yamaha MU 50 (649$) совместим со стандартом XG.Имеет 16–частную мультитембральность, 32–нотную полифонию, 450 звуков,64 пресетных и 128 изменяемых комбинированных программ, 4 Мб постояннойпамяти, 2 выхода. Процессор эффектов способен производить три эффекта одновременно(ревербератор, хорус, вариация). Кроме того, есть аудиовход, компьютерныйинтерфейс и фильтры с резонансом. Модуль Yamaha MU 50 немного дороже, чемконкурирующая модель Roland SC 50, но зато имеет большую полифонию, большезвуков и более мощный процессор эффектов.

E–mu Planet Phatt

Модуль E–mu Planet Phatt (1100$) специально предназначендля создания музыки в стилях хип–хоп, рэп, эйсид джаз и трип–хоп. Он имеет16–частную мультитембральность, 32–голосную полифонию, 8 Мб постояннойпамяти, 640 пресетных программ, 6 выходов (плюс еще один общий, монофонический),17 фильтров. Генераторы низкой частоты (LFO) синхронизируются по MIDI.В режиме Beats, впервые появившемся в модуле Orbit, доступны 100 барабанныхлупов, 28 заводских песен (распеваются во время работы на заводе) и местадля записи 28 Пользовательских. Возможна MIDI синхронизация, песни и лупыможно также запускать по MIDI. Модуль совместим с контроллером Launch Padфирмы E–mu.

Roland M

Нет более хитрой фирмы, чем Roland. Ну кто бы еще догадалсявзять дополнительные платы для синтезаторов серии JV, установить их в рэковыйкорпус и получить пять новых звуковых модулей? Четыре из них, а именноM–SE 1, M–OC 1, M–VS 1 и M–DC 1, предлагают 8–частную мультитембральность,28–голосную полифонию, два банка по 128 звуков в каждом, два выхода, ограниченноередактирование с передней панели (уровень эффекта, панорама, транспонирование).

M–SE 1 String Ensemble (635$) предназначен для производстваструнных звуков, которые он достаточно успешно и производит. Кроме того,присутствуют несколько духовых, подкладочных и барабанных звуков. Многиепрограммы имеют возможность исполнения "легато", когда новаяклавиша нажата до того, как предыдущая отпущена, высота тона звука меняетсядля соответствия новой клавише, но атака звука опускается.

M–0C 1 Orchestra (635$) предлагает набор инструментовсимфонического оркестра, включая барабанные дроби и общеоркестровые акценты.

M–VS 1 Vintage Synth (635$) заменяет целую коллекцию старыхсинтезаторов производства как Roland (Jupiter 8, JX 3 P, D 50, SH 101),так и других фирм (ARP, Oberheim, Moog). Кроме того, включены звуки Hammond,Roland TB 303 и TR 808/909.

M–DC 1 Dance (635$) специализируется на звуках, необходимыхдля современной танцевальной музыки. Вы получаете доступ к барабанным лупам,синтезаторным подкладам, аналоговым "всхлипам" и "захлебываниям".

M–GS 64 (790$) — самый недорогой модуль с 32–частной мультитембральностьюи 64–нотной полифонией. Кроме того, он имеет 654 пресетных и 256 редактируемыхзвуков в 8 Мб постоянной памяти, процессор эффектов, способный производитьчетыре эффекта (ревербератор, задержка, хорус, эквалайзер) одновременно,4 выхода, фильтры с резонансом. Разные эффекты могут быть назначены дляпервых и вторых 16 каналов. Для обеспечения функционирования всех 32 частейесть два MIDI входа (но по–прежнему три MIDI разъема всего — Out и Thruобъединены в одном разъеме). Модуль совместим с GS.

Roland MC 303

Не секрет, что некоторые устройства, выпускавшиеся фирмойRoland в прошлом, сегодня являются предметом вожделения многочисленныхисполнителей современной музыки.

Спрос формирует предложение, и цены резко повысились.Такие приборы, как TR 808, TR 909, TB 303, а также в какой–то степени SH101 и MC 202, подчас продаются за цену большую, чем в момент их первогопоявления. На постоянно возникавший вопрос: "А почему бы фирме Rolandне переиздать столь популярные модели?" — представители фирмы отвечалиотказом, мотивируя его отсутствием оригинальных компонентов и слишком большимипроизводственными затратами.

И все же покупателям удалось в какой–то мере растопитьлед сердец японских самураев, о чем свидетельствует появление объединенногосеквенсора и звукового модуля MC 303 Groovebox (677$), воплощающего многиевозможности TR 808, TR 909 и TB 303.

Kurzweil K 2500 R

Kurzweil K 2500 R (3495$) имеет 16–частную мультитембральность,48–нотную полифонию, 200 пресетных и 1000 редактируемых звуков, 100 пресетныхи 1000 редактируемых комбинированных программ, 8 Мб постоянной памяти (расширяетсядо 28), 8 выходов, процессор эффектов, операционную систему во флеш памяти(что облегчает ее замену), фильтры с резонансом. Кроме того, есть 32–дорожечныйсеквенсор с возможностью чтения и записи стандартных MIDI файлов, MS–DOSсовместимый флоппи дисковод. Разъем MIDI Thru может действовать как второйMIDI выход. Модуль несовместим с General MIDI. Как и все инструменты этойсерии, K 2500 R можно легко и непринужденно превратить в полноценный сэмплер,установив дополнительную плату SMP 2 R и оперативную память (до 128 Мб,30–контактные SIMM). Можно ограничиться только памятью и загружать сэмплыс дискет или по SCSI (для чего имеется 2 SCSI разъема). Другие дополнения:цифровой интерфейс формата ADAT/DA 88, процессор эффектов с четырьмя стереошинами.Последнее особенно ценно, поскольку встроенный процессор эффектов, по нашемумнению, не соответствует общему уровню модуля как по возможностям (например,нет поканального посыла на эффекты), так и по качеству звука.

По материалам журнала "Музыкальноеоборудование" (подготовил Ник ХУДЯКОВ)

© 2005 музыкальная газета