информбюро


Тишина В Студии
Словарь аудио- и студийных терминов

Продолжение. Начало в №№ 36-37 МГ.

C

CANNON SOCKET На студийном слэнге Cannon Socket означает 3-пиновый разъемXLR-типа, который применяется для подключения микрофонов. Название пошлоиз-за того, что первые разъемы такого типа производила фирма Cannon/ITT.

CANS В студийном слэнге — головные телефоны (наушники).

CENTER DETEN Метка на исходном положении переключателя или ручки, позволяющаяпосле использования вернуть его(ее) в начальное состояние.

CHORUS (хорус) Эффект, основанный на дублировании звука. Получается путемналожения идентичной копии на исходный звук с небольшой задержкой (порядка20-50мс) и действия легкой частотной модуляции на один или оба звука.

CLOCK Устойчивые импульсы, подаваемые с генератора, использующиесядля синхронизации секвенсоров, драм-машинок и т.п. Большинство секвенсоровподдерживают режим 24, 48 или 96 импульсов на четверть.

CLOSE MIKING Техника расположения микрофона, которая требует размещениямикрофона очень близко к источнику звука для получения наиболее четкогозвучания и эмуляции эффекта реверба, который при этом возникает.

CONDENSER MIC (конденсаторный микрофон) Микрофон, который конвертирует изменения звуковых колебанийв соответствующие изменения электроемкости, которые затем преобразуютсяв колебания напряжения. Конденсаторные микрофоны нуждаются в отдельномпитании (обычно либо фантомное питание, либо от батареи).

CROSSFADE Постепенное снижение уровня громкости одного трека и вэто же время повышение громкости другого.

CUTOFF FREQUENCY (частота среза)

Частота, выше которой low pass фильтр начинает смягчать,ослаблять сигналы со своего входа. Аббревиатура — Fc.

D

DAC (цифрово-аналоговыйпреобразователь) Устройство, конвертирующее цифровые данные в аналоговыеэлектрические сигналы. (См. также ADC)

DCA(усилитель, контролируемый с помощью цифрового интерфейса) DCA выполняет такую же роль, как и VCA, но собран на цифровыхмикросхемах и оперирует цифровыми данными.

DCO(оциллятор, контролируемый с помощью цифрового интерфейса) DCA выполняет такую же роль, как и VCO, но собран на цифровыхмикросхемах и оперирует цифровыми данными (все это делается для более стабильнойгенерации тона). Впервые такого рода модули были представлены в конце 70-х(синтезаторы типа JX3P).

DECAY Второй основной параметр в envelope-генераторах ADSR-типа.(См. ADSR)

DECIBEL (db) Величина для измерения энергии звука (минимальное изменениев громкости, которое человеческое ухо может различить). Названа так в честьА.Белла. Децибел – 1/10 Бела.

DEPTH Величина (уровень) модуляции. Иногда называют модуляционныминдексом.

DIGITAL Оборудование, работающее на цифровых интегральных схемах.В музыкальном плане – аппаратура, которая работает со звуком, представленнымв цифровой (двоичной) форме. В цифровом синтезаторе, например, все процессы,связанные с синтезом звука, производятся при помощи математических вычислений.Звук, представленный в цифровой форме, не может быть прослушан.Для того чтобы он зазвучал, необходимо конвертировать его в аналоговуюформу (используя DAC).

DSP DSP – аббревиатура Digital Signal Processor (цифровойсигнальный процессор).

DYNAMIC RANGE (динамический диапазон) Диапазон, включающий в себя минимальный и максимальныйуровень звука, который можно извлечь с помощью данного музыкального инструмента.Или наивысший и наинизший уровни сигналов, которые могут быть полученыс динамической клавиатуры.

Ник ХУДЯКОВ

© 2005 музыкальная газета