Vas
Sunyata

(p)&(c) 1997 г. Narada Media (c) 1997 г.Enso Music Inc (BMI), Karma Tara Music (BMI) Sphota Music (BMI) 10tks/65mins
"О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с местони не сойдут..." Как же ошибался старик Киплинг! Сходят они с местаи идут друг к другу, сближаются, и сближение это дает подчас блестящиеплоды в самых разных сферах, в том числе и в музыке. Новый пример тому— CD лос–анджелесского дуэта VAS (КОРАБЛЬ). "Команду" этого КОРАБЛЯсоставляют певица Азам Али и барабанщик Грег Эллис.

Азам родилась в Иране, с 4–х лет жила в Индии, где училасьигре на сантуре (древнем варианте цимбал) и стала певицей, а в 1985 годупереехала в США. Грег вырос в Калифорнии и, начав с джаза, увлекся диковиннымизвучаниями экзотических африканских, индийских, ближневосточных ударныхинструментов. С 1995 года они работают вместе, и "Sunyata" —их дебютный альбом.

Это, так сказать, биографическая справка. Что же до результатаработы, то я бы рискнул назвать его потрясающим. Во всяком случае, по силеэмоционального и эстетического воздействия мне в последнее время ничегоподобного слышать не приходилось. Азам и Грег уводят вас к истокам музыки.Высокий, не очень большого диапазона голос Азам и разнообразные ударныеГрега царят в этом альбоме. Это, очевидно, и были первые освоенные человекоминструменты. Иногда Азам подыгрывает себе на европейском варианте сантуры,Грег однажды применяет клавишные. И это — все. И вот при таком скромном,я бы сказал, аскетичном наборе выразительных средств в диалоге вокала ибарабанов рождаются очень нежные, лишенные внешнего динамизма, но исполненныеглубокого внутреннего накала и философской глубины музыкальные полотна.

В североиндийской музыкальной традиции существует песеннаяформа тарана, где слова отходят на задний план, а главным становится дуэтвокала и ударника. Азам Али, отталкиваясь от традиции, идет дальше. Онавыпевает некие абстрактные слова на несуществующем языке (но отнюдь нев стиле французской группы МАГМА с ее придуманным "кобаянским"языком). Наиболее сильно связь VAS с индийской музыкой ощущается в двухпоследних композициях альбома. В остальном же это музыка вне времени ивне конкретных стилистических направлений, обволакивающая и властно ведущаяза собой с первых же звуков. Наиболее гипнотичные, на мой взгляд, композиции"Ningal" и "Saphyrro" помещены вначале, сразу же предъявляяслушателю действующие здесь правила игры. И остаются два варианта: вы илиснимаете диск, или слушаете дальше. И в последнем случае — не сожалеете:вас ждут 11–минутные "симфонии" "Sunyata" и "Iman",нежная "Apsara" и самая, как мне показалось, яркая "Astrae",где контрапункт голоса и прямо–таки зловещего ритма ударных словно ещераз напоминает о хрупкости жизни, музыки, красоты в нашем еще столь несовершенноммир


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 35 за 1997 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета