Primal Scream
Мы хотим охмурить абсолютно всех людей своей музыкой

Свершилось, друзья мои. Совсем недавно вышел новый альбомгруппы PRIMAL SCREAM "Vanishing Point". Bobby Gillespie и Компаниявернулись, чтобы в очередной раз потрясти мир своими гениальными творениями.И сейчас, пожалуй, самое время заглянуть в историю этого прославленногоколлектива и его неподражаемого фронтмэна — шотландского рок–н–рольногосамозванца, инди–танцевального подстрекателя, предавшего свое танцевальноедело ради возвращения к образу рок–звезды, но долго не вытерпевшего и вернувшегосяк танцевальности, — Bobby Gillespie.

Откуда вообще взялся PRIMAL SCREAM? Кто–нибудь помнитто время (примерно 1984 год), когда Бобби впервые попытался извлекать звукииз гитары вперемежку с шумом вентилятора и стуком крышки мусорного ведра?Эти дикие эксперименты он решил назвать PRIMAL SCREAM ("примитивныйкрик" или "первобытный вопль"), поскольку звуковые идеиприходили к нему из самых глубин его подсознания, в которых, как и у любогочеловека, до сих пор живут доисторические инстинкты.

Бобби в то время очень увлекался JESUS AND MARY CHAINи даже помогал им в качестве ударника. Однако его первые синглы и альбом"Sonic Flower Groove", записанный с братьями по духу гитаристамиРобертом Янгом(Robert Young) и Эндрю Иннесом(Andrew Innes) и изданный фирмойElevation, содержали материал скорее похожий по звучанию на BYRDS, чемна что–либо современное и шумовое. "Вначале то, что мы делали, былосплошным диссонансом. Это даже не было музыкой, это было нечто изломанное,свистяще–жужжащее. Мы просто записывали различные шумы, но затем выучилипару аккордов и стали играть песни типа "Mr. Tambourine Man","Waiting For The Man" и "Heroin". Потом мне подумалось,что неплохо было бы сочинять собственные песни, я попробовал, и как–товдруг получилось, что мы стали поп– группой", — вспоминает Бобби.Переиграв практически всю возможную гитарную музыку и выпустив более жесткий,но с вкраплениями душещипательных баллад второй альбом, записанный скореевсего под влиянием T.REX, парни пришли к грустному выводу, что PRIMAL SCREAMявляет собой совершенно уникальное явление достаточно известной уже поп–группы,которая, однако, не имеет ни одного успешного сингла.

Итак, на дворе был 1989 год. Длинноволосый и жутко рок–н–рольныйБобби подыскивал себе музыкантов для концертов и пытался придумать что–то,что вознесет его группу на самую вершину музыкального мира: "О да,мы всегда хотели быть крутыми и популярными до потери пульса и чтобы всенас уважали и обожали". В это время ремикс старой песни PRIMAL SCREAM"I’m Losing More Then I’ll Ever Have", сделанный Andrew Weatherallи сочетавший в себе рок и электротанцевальную музыку, очень неплохо пошелв Европе, и это стало поворотным пунктом в карьере группы. Бобби говорилв интервью, что готовит новую программу, в которой будет "больше электро,но в то же время с тяжелыми гитарами".

В 1990 году выходят один за другим синглы "Loaded"и "Come Together", которые, можно без преувеличения сказать,потрясли мир во всех смыслах этого слова. Это было нечто неподражаемоедля того времени, когда электронная музыка не была еще так популярна, каксейчас, а сочетать в себе роковое и танцевальное звучание удавалось лишьнекоторым психам вроде HAPPY MONDAYS. "Loaded" и "Come Together"были просто бриллиантами — прекрасные мелодии, немного развязный танцевальныйритм и изумительное сочетание гитар и электронных звуков. Зачем попустутратить слова? Если вы до сих пор не слышали эти композиции, то вы ужесемь лет провели во тьме и ничего не знаете о современной музыке (проститеза наезд), сию же минуту отправляйтесь на поиски (если не найдете, обращайтесько мне).

Итак, новые песни были ударом по психике тогдашнему молодомупоколению, которое стало покупать их в неимоверных количествах. ОднакоБобби немного волновался относительно того, как слушатели примут новыйальбом: "В прошлом году многие не любили нас, в том числе и Andy Weatherall,при помощи которого мы потом так здорово поднялись. Но группа верила всебя и продолжала работать. Мы такие люди. Если в этом году никому кроменас не понравится то, что мы сделаем, это будет очень неприятно. Но с другойстороны, я все же думаю, что этого не произойдет, потому что люди полюбили"Loaded" и "Come Together", и уже появилась аудиториядля нас. Люди обратили внимание на наш первый альбом, и многим, кто сейчасслушает THE STONE ROSES и THE CHARLATANS, он очень хорошо "зашел".Этот альбом стал предтечей модного ныне звучания, но три года назад, когдамы его записали, никто не обратил на него внимание. Но это естественныйход развития поп–музыки — просто нужно оказаться в нужном месте в нужноевремя".

Что ж, Бобби понадобилось шесть лет, чтобы попасть в нужноеместо в нужное время. Однако он не сомневается, что все это время группазаписывала превосходные песни: "Они всегда были хороши; другое дело,что мы никогда не знали, как сделать из них хиты". Как же так, ведьPRIMAL SCREAM были рок–группой, а стали популярны, занявшись, извинитеза выражение, танцевальной психоделией или как еще это обозвать? В юностиБобби обслушивался STONES, STOOGES, BYRDS, MC5, LOVE, а также Prince, SlyStone и FUNKADELIC и, несомненно, был рокером. Классический кожанно–бархатныйприкид психоделического рока, который использовали в начале своей карьерыPRIMAL SCREAM, не оставлял никаких сомнений в их крутости и в том, чтотолстяков среди них не было, а если и были, то они не позволяли им фотографироваться.Короче говоря, они были настоящий alternative (ну–ка сосчитайте, сколькобукв "ц" в этом слове). Однако хотелось им совсем другого: "Мывсегда хотели попасть в Top Of The Pops и всегда обижались, когда людиназывали нас инди–группой, потому что многие группы в то время выгляделижутко серо и однообразно и ко всему прочему были просто уродами, кичащимисясвоими контрактами с независимыми лэйблами. А мы всегда говорили в своихинтервью, что хотим быть по–настоящему крутой поп–группой".

К 1990 году Бобби вырос из образа звезды рок–н–ролла:"Да, я вырос, изменился. Я думаю, что это не очень хорошо для музыкантов,когда группа становится популярной еще до выхода первого альбома. Такиемузыканты, как SONIC YOUTH, были практически неизвестны до выхода их третьегоальбома, и у них был стимул и время для того, чтобы расти вместе, учитьсячувствовать друг друга. STONE ROSES собрались в 84–м, и им понадобилосьпять лет, чтобы собрать все, что они задумали, воедино. Многое приходитне сразу, а в процессе долгой работы, главное — не отступать".

Альбом, названный "Screamadelica", вышел в 1991году и предварялся другой парой забойнейших синглов "Higher Than TheSun" и "Don’t Fight It Feel It", которые еще прочнее закрепилиза PRIMAL SCREAM лидерство в модной танцевальной музыке. Новый альбом хорошопродавался не только в Европе, но и в Америке, группа гастролировала повсему миру. Народ веселился, танцевал и слушал умные речи Бобби, которомудействительно было что сказать, он философствовал направо и налево: "Людивсегда воздвигают барьеры, говоря что–то вроде: "О, тебе нравитсятанцевальная музыка, это безумие, потому что ты принимаешь наркотик и скачешькак идиот всю ночь, ни о чем не задумываясь". Такие слова обычно слышишьот людей, которые слушают рок–музыку. Я очень сомневаюсь, что фэны PIXIESс утра до ночи грузятся проблемой уничтожения амазонских тропических лесов,впрочем, также как и поклонники танцевальной музыки. Я не говорю от именитанцевальных групп, я говорю от имени PRIMAL SCREAM. И я знаю, что людипокупают записи рока, предполагая, что эта музыка более интеллектуальна,чем вся остальная, но я считаю, что KYLIE MINOGUE и MADONNA делают музыкулучшую, чем у PIXIES или THROWING MUSES с их заумными текстами. Эта музыкаможет сделать вас теплее, счастливее, грустнее или воодушевленней, и совсемне обязательно употреблять для этого наркотики, многие записи снесут вамбашню и без этого и унесут вас в места, где вы никогда не бывали раньше.Вы испытаете неописуемое блаженство. Я хочу получить это чувство и не хочуслушать консервативных, щепетильных парней, которые будут говорить мне,что мне не должно нравиться то, что мне нравится, потому что это недостаточноинтеллектуально".

Вот такие воззрения на положение вещей в современной (тогда)музыке излагал Бобби в своих интервью, а тем временем ситуация менялась.Все больше танцевальных проектов становилось модными и любимыми, и можносказать, что PRIMAL SCREAM явились, пожалуй, поворотной точкой в этом процессе,став на некоторое время лидерами этого движения. "Screamadelica"была признана альбомом года по опросу NME и стала одним из самых любимыхмолодежью альбомов тех лет. Вслед за ней вышел очень интересный "DixieNarco EP", на котором продолжались эксперименты с хаус–музыкой.

Однако Бобби не был бы гением, если бы остался на протореннойдорожке. Его чутье потянуло группу снова в сторону изменения направленияразвития концепции звучания (ух!). После грандиозной концертной деятельностигруппа пропала из поля зрения журналистов с обещаниями вернуться с чем–топотрясающим. Потрясение это явилось в 1994 году, когда MTV чуть не разорвалосьна части от воплей, что вот ОНИ (дорогие и горячо любимые) наконец вернулисьс новым альбомом "Give Out But Don’t Give Up" и хит–синглом "Rocks".И что же было записано на этих компактах? Ха! Рок–н–ролл чистейшей воды!Все говорили, что он умер, а он живехонек. "Give Out..." звучит,как все (ну почти все), что вы можете любить в старой доброй рок–музыке:STONES образца 70–х годов, B.B.King, Bolan с элементами p–funk и soul,и, тем не менее, он звучит до потери сознания свежо и современно. К томуже Бобби пригласил участвовать в записи множество легендарных личностей,таких как Tom Dowd, работавший с Отисом Реддингом (Otis Redding) и АретойФранклин (Aretha Franklin), George Drakoulias (BLACK CROWES), бог космическогофанка George Clinton, а также Muscle Shoals, Jim Dickinson (BIG STAR иROLLING STONES) и Benmount Tench (HEARTBREAKERS). Многие тогда окончательноутвердились во мнении, что Бобби — на вид простой парень из Glasgow — былрожден, чтобы стать звездой, потому что каким–то непонятным образом онвсегда знал, когда и что нужно делать, чтобы иметь успех. Когда в 90 годуPRIMAL SCREAM открыли для себя неограниченные возможности электронной ихаус–музыки, многие решили, что они предали свои роковые корни и в танцевальноймузыке у них ничего не получится. Однако Бобби был уверен в себе: "Есликто–то считает, что может сделать это лучше нас, пусть попробует, пустьдокажет, что он круче". После ошеломляющего успеха "Loaded","Come Together" и самой "Scramadelica" все убедились,что Бобби действительно the best. После выхода "Give Out..."многие удивились, зачем снова менять направление; на самом–то деле, какаяразница, что играют PRIMAL SCREAM, главное, что делают они это просто великолепно."Это запись, которую мы давно хотели сделать, — говорил Бобби о "GiveOut...". — Но не было либо удобного случая, либо денег. Это настоящийрок–н–ролл, не рок, а именно рок–н–ролл. Знаете, люди недооценивают оздоровительнуюсилу музыки. Это способ снять напряжение, избавиться от всякой ядовитойгадости в вашем теле; музыка — это путь, ведущий к любви к людям, примертого, какими хорошими мы можем быть. Это свобода и надежда, и мы хотимсоздавать странные и прекрасные записи, которые будут продвигать этот процессосвобождения хотя бы на один шаг вперед".

Бобби конечно же романтик, но какой замечательный! Еготексты полны нежности и любви. Прекрасная баллада "(I’m Gonna) CryMyself Blind", выпущенная на сингле вслед за убойно–фанковой благодаряДжорджу Клинтону "Funky Jam" и веселой рок–н–рольной "Jailbird",надолго засела в чартах и сердцах слушателей, подкупленных неподдельнойискренностью слов и голоса Бобби: "Если хотите узнать что–либо о группе,слушайте песни в них все. Мне всегда хотелось сочинять что–то в духе РэяДэвиса (Ray Davis). Его тексты вроде трагические и в то же время комические,а также очень наблюдательные. Я думаю, что он просто гений, раз ему удавалосьсочинять не только такие веселые песни, как "Days", но и такие,как "Dead End Street" с действительно очень грустным текстом.Вообще, мне очень нравится манера Лу Рида (Lou Reed): когда он поет, кажется,что он обращается именно к тебе. Я не хочу звучать, как VELVETS, но мненужна такая же теплота в голосе, чтобы тот, кто будет слушать запись, никогдане чувствовал себя одиноко".

Итак, PRIMAL SCREAM победно прошествовали со своим четвертымальбомом по всему миру и опять затихли. Никто не знал, что происходиловсе эти годы с Бобби. В начале 1997 года поползли слухи о том, что группаокончательно развалилась и уже никогда не соберется, но через некотороевремя Бобби объявился и заявил, что готовится новая программа и группапосле выхода альбома вновь отправится на гастроли. Кроме того, сообщалось,что к PRIMAL SCREAM присоединился Mani, бывший басист бывших STONE ROSES,который заявил: то, что он делает вместе с Гиллеспи, будет в сто раз кручевсего того, что он делал в ROSES. Это было очень громкое заявление, и многие,затаив дыхание, стали ждать. 7 июля 1997 "Vanishing Point" увиделсвет, и стало ясно, что PRIMAL SCREAM решили вспомнить времена "Screamadelica"и снова записали что–то превосходное, но до ужаса кислотное. Бобби рассказало том, что творилось в его душе все это время, и оказалось, что он не былдо конца доволен "Give Out...". Более того, после шести месяцевконцертной деятельности, он даже подумывал распустить группу, потому чтоему казалось, что его музыка слишком быстро стареет и он в образе звездырок–н–ролла стареет вместе с ней. Короче говоря, Бобби впал в продолжительнуюдепрессию, во время которой усиленно слушал dub, что и отразилось в егоновой работе. К тому же, похоже на то, что у нашего героя были кое–какиепроблемы с наркотиками, потому что его высказывания по этому поводу современ "Screamadelica" изменились. В 1991 году Бобби открытозаявлял, что наркотики — это совсем неплохо и он испытывает массу приятныхощущений от их употребления: "Я не считаю, что это опаснее, чем вестимашину: если ты не будешь осторожен, то обязательно разобьешься. То жесамое и с наркотиками — мне нравится это занятие, и я не боюсь за себя,потому что знаю меру. Дайте людям шанс решить самим, нужно это им или нет".Теперь же на вопросы журналистов, почему на новом альбоме присутствуетдовольно много весьма мрачных текстов, описывающих именно неприятные ощущения,связанные с употреблением наркотиков, Бобби сухо говорит, что, пожалуй,воздержится от ответа, потому что не хочет случайно сказать глупость. Что–тоопределенно произошло с ним, но сейчас уже все в порядке и он полон сили энергии.

"Vanishing Point" назван так в честь припанкованногофильма–погони с наркотическим оттенком, увидевшего свет в начале 70–х иповествующего о том, как бывший гонщик Kowalski удирает одновременно отгангстеров и полиции, постоянно закидывая в себя наркоту, и пытается спрятатьсяот своих преследователей в самом сердце пустыни. Альбом может послужитьпревосходной звуковой дорожкой к фильму благодаря такому же настроениюмрака и клаустрофобии. Ко всему прочему, первый сингл называется "Kowalski".Гиллеспи очень доволен новой работой: "Я рад, что получилось так здорово.Это ни в коем случае не возврат к "Screamadelica", мы никогдане возвращаемся. Это совсем другое, и оно лучшее из всего, что мы сделали.Я считаю, что мы слегка лажанулись, выпустив "Give Out...", нотеперь все встало на свои места. Новый альбом получился мрачноватым и оченьтяжелым, в нем, пожалуй, есть всего одна светлая песня — "Star",но все получилось именно так, как мы хотели".

Критикам тоже понравилась новая работа PRIMAL SCREAM,и они окрестили ее как psychedelicelectricdub’n’groove. На альбоме присутствуеткомпозиция "Trainspotting", которая уже звучала в одноименномфильме, а также кавер MOTORHEAD "Motorhead", вокал в которомзвучит как будто через маску Дарта Вейдера. В первую же неделю "VanishingPoint" добрался до 2–го места в британском хит–параде, и его попаданиюна первую строчку смог помешать только новый альбом PRODIGY.

PRIMAL SCREAM отправляются в турне, а Бобби полон творческихпланов выпустить новый сингл, а также ремикс–версию альбома. В общем, всеO’K, ищите "Vanishing Point", друзья мои, ведь не зря Бобби говорил:"Мне очень нравится то, чем я занимаюсь, — моя музыка, моя группа,и я хочу, чтобы как можно больше людей услышало ее. Мы просто хотим охмуритьвсех своей музыкой — чтобы их сердца разбились, когда они ее услышат".


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 31 за 1997 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета