Стокс
Дебют в никуда?

Первое время нашего знакомства "стоксы" появлялисьиз ниоткуда и пропадали в никуда. Редким околополуночным звонком ставилиперед фактом: "Сейчас заедем на чай". "Сейчас" длилосьте сорок минут, что уходили на дорогу с Той "окраины" города(кажется, из Малиновки) до Этой. По тому, как мгновенно уничтожался пирогс капустой, можно было догадаться, что минские скитания хоть и приносятребятам пищу для размышлений, но, увы, не превращают ее в тарелку с харчами.

— Ребята, так где вы в Минске обитаете? Ночуете где?

Морща лбы, "стоксы" с серьезным видом и хитрымиусмешками изрекали: "Да, э–э... в машинах!". И фиг поймешь: шутятили вправду говорят!... Поделившись последними, обычно положительными новостями,исчезали так же внезапно, как и появлялись. Странно, то ли от привезенныхими к чаю шоколадок, то ли от необъяснимо располагающей энергии, получаемойне только от игры "стоксов" на концерте, но и от простого общенияс ними, от их искренней прямолинейности и язвительного юмора, как–то поднималосьнастроение...

Визитная карточка: группа The Stokes образовалась в августе1995 г. в Новополоцке. В 1996 году на Первом Белорусском блюз–роковом фестивале"Star"–клуба была отмечена публикой как одна из лучших. В числепервых ребята получили приглашение на Международный блюз–роковый фестивальв декабре 96–го. По итогам конкурса "Рок–корона–96" стали коронованнымидебютантами ушедшего года. Состав группы: Алексей Стокс — гитара, вокал;Андрей Кравцевич — гитара; Алексей Кустов — бас–гитара; Юрий Велюга — ударные;Руслан Парфенов — клавишные.

Стокс: — Из профессионалов у нас только барабанщик. Юраучится в минской консерватории, все остальные — прилежные самоучки. ЛешаКустов проработал пять лет на предприятии химической промышленности. Внекотором смысле ему эта работа не повредила: музыкант должен знать толкв хорошей кислоте, коей музыка и является. Я сначала учился в Минском радиотехническоминституте, потом увлекся музыкой и меня оттуда выгнали, после чего благополучнопоступил в новополоцкий институт. Сам я из Новополоцка, все остальные ребята— из Полоцка...

— Стокс, вопрос, занимающий особо любопытных дам: вы сКустовым не братья ли?

Стокс (в шутку): — Мы — сестры!... Нет, конечно, мы небратья, можем паспорта показать.

А. Кустов: — На самом деле мы даже не друзья!

— Как же вы познакомились?

Стокс: — Это было так давно, что никто не помнит, какэто случилось.

— А ведь Андрей играет с вами недавно...

Стокс: — Просто после распада группы FLAMMABLE человекунекуда было податься, вот он к нам и затесался...

— Хочешь сказать, что любой музыкант, которому некудадеться, может прийти в команду THE STOKES?

А. Кустов: — Мы сперва посмотрим, на что он способен.

Стокс: — Если будет усиливать эффект нашей игры, тогдада. Если с этим человеком будет так, как и без него, — нет...

— Было бы оригинальным исполнение "стоксами"своих композиций с вокал–бэнд КАМЕРАТА...

Стокс: — С Камератой?! Мы–то сможем с ними сыграть, авот станут ли они с нами петь? Они ведь очень известны...

А. Кустов: — Все зависит от режиссера шоу...

Стокс: — У меня вообще есть мечта сыграть с оркестромФинберга!

— Ты ему это предлагал?

Стокс: — Ну, как я мог? Что я скажу? — "Здравствуйте,я мальчик с улицы, давайте сделаем совместное выступление"?

— Так вы же — коронованные дебютанты 96 года!!!

Стокс: — Ну, так что? Это полностью игнорируется, мы неизвестны.

— А почему вы себе спонсора не ищете, который бы оплачивалвам съемку клипов, запись в профессиональной студии?

Стокс: — Ах, это все так просто! Кто будет вкладыватьденьги неизвестно во что? Нормальные люди отдают деньги, только когда полностьюуверены, что они к ним вернутся хотя бы в полуторакратном размере. А гдегарантия? Нет, ну, мы можем, конечно, чем–то заинтересовать... У меня,извиняюсь, задница — ничего, может, кому–нибудь понравится? Что, не так?Ну, кто нас просто так будет финансировать? Мы с Андрюхой предложили однимкоммерсантам за рекламу поработать с нами. А в ответ: "Вот если быБи–Би Кинг!" Мы переглянулись: "Ладно, зайдем после получения"Грэмми"...

— Как рождается ваша музыка? Играете ли вы композициидругих музыкантов?

Стокс: — Новые вещи порою появляются за пять минут доконцерта. Мы быстро набрасываем текст, который позже может измениться донеузнаваемости. В репертуаре — только наши песни. Тексты пишет нам одинпарень, Володя, а потом мне, как школьнику, вдалбливает правильное произношение.К тому же в "прошлой жизни" я был в Америке, там чуток выучиланглийский...

— Некоторые слушатели неадекватно реагируют на исполнениеанглоязычных песен нашими группами...

Стокс: — Странно! Германия, Польша, Швеция поют на английскомс акцентом, так что пусть народ привыкает к русскому акценту в английском.Этот "дефект" у большинства наших музыкантов, поющих на английском,компенсируется превосходной игрой.

— Кто–то может предположить, что если "стоксы"поют на английском, то они метят работать западнее Беларуси...

Стокс: — На английском мы поем, потому как у нас лучшеполучается петь не на белорусском или русском. Мы не относим себя к числугрупп, которые, если их спрашивают, почему они отдают предпочтение английскому,отвечают: " Мы работаем на Запад!" Ха! В Минске! На Запад! Насамом деле западным продюсерам и слушателям пофиг, откуда команда. Главное,чтобы она классно играла и приносила деньги! В Белоаруси мало групп, которыемогут заинтересовать западных продюсеров. В основном это команды с элементами"фолка" в их творчестве: Троица, Палац...

— А с Москвой что?

Стокс: — Если запишем русскоязычный альбом, поедем! Москвене нужны группы с англоязычными текстами. Играть они там могут, но платитьим будут мизер.

А.Кустов: — Крама не так давно выступали в Москве. Ребятасказали, что больше туда не поедут...

Стокс: — Знаешь, как они "выступали"? Их выставиливозле "Макдональдса", сказали: "Лабайте, чуваки!" Поставилипару колонок, и они играли три раза по 45 минут! Они исполнили все, чтоу них было в запасе, весь репертуар, а "организаторы" заявили:"У вас еще полчаса..." Крама стала лабать все, что знали и помнили.

Потом они выступали в каком–то непонятном "кантри–клубе".Вот именно, что "country"!

А. Кустов: — SARCASTIC GREEN вернулись из Москвы. Все,что им предложили, был "R–club".

Стокс: — О–хо–хо! Классная штука! Мы в декабре ездилив Москву и как–то заглянули туда.

А. Кустов: — Это много хуже, чем наши "SIX PISTOLS"или "Три поросенка". Дикая окраина, кровь на полу... Хозяеваоборудовали студию, записывают в ней музыкантов как бы бесплатно, за "поиграть"...

Юра: — Страшный, грязный притон. Под конец концерта "публика"сбивала ногами бутылки со столов. Собственно, это пейзажа не портило, потомучто там уже был свой "пейзаж".

Стокс: — В Москве очень много таких клубов... для шпаны.Чтобы выползти на средний уровень, где платят хотя бы 300$ за выступление,нужны какие–то знакомые.

— А что вам платят клубы минские?

Стокс: — Тебе честно сказать, сколько раз из десятковвыступлений по минским клубам нам заплатили?! Раза три–четыре, причем,ну, тысяч по сорок на человека, нашими "зайчиками"...

А. Кустов: — Один только раз нам выплатили по сто тысячкаждому!

— Не боитесь, что со временем можете потерять интереск самому процессу исполнения песни, перестанете слушать себя?

Руслан: — Одну и ту же песню на одном концерте можно сыгратьблюзом, на другом — в рок–н–ролльном стиле или гранжевом. Это экспериментированиеи поддерживает интерес к ней. Вся музыка стандартна, блюз обыгран тремяаккордами миллионы раз. Абсолютно нового уже не сыграть, просто идет передачаиндивидуальной энергии исполнителя слушателям.

Стокс: — На сцене не думаешь ни о чем, а потерять интереск музыке невозможно, она — посередине в общении между людьми. Это как секс!В сексе вроде бы все одинаково, но все–таки у всех по–разному. Основы музыкиидентичны, но каждый музыкант придает им различные оттенки своими чувствами,настроением.

— А как гармонируют рок–музыка и женщины?

Руслан: — В плане восстановления энергии, растраченнойна концерте, музыкантам женщины просто необходимы. Но! Если женщина играетрок, это немыслимо! Гитара для музыканта — красивая и дорогая женщина.Когда на сцене женщина с гитарой, это как женщина с женщиной в постели— извращение.

— Глупый вопрос, но почему люди начинают играть рок?

А. Кустов: — Есть наука психоанализа, которая все проявлениячеловеческой жизни сводит к одному: к основному инстинкту, к сексуальномувлечению. Любое производимое человеком действие направлено на привлечениедругого пола. Творческие люди — неудовлетворенные личности, поэтому онихотят проявить себя с лучшей стороны. То же пытаемся сделать и мы.

— Как воспринимают THE STOKES на родной новополоцкой земле?

Руслан: — Многие считают, что раз уж в Минске "стоксы""вылезли", то мы — крутая команда и должны в своем городе помогатьвсем и каждому, всех вытягивать. Намечается в Новополоцке какой–либо концерт— "стоксы" почему–то обязаны привезти чуть ли не целый аппарат.Мы якобы должны организовывать чуть ли не турпоездки на минские концерты...

— Как ваши супруги и начальство на работе терпят периодическизатяжное пропадание "стоксов" в Минске, совмещение работы с увлечениеммузыкой?

Руслан: — Ой, сейчас буду себя хвалить, что нескромно...Но я — хороший специалист и могу себе позволить "смыться",. когдамне надо, с этим проблем нет. А вот с женой!...

— Музыкантам в их кочевой жизни приходится приспосабливатьсяко всему, решать вечные бытовые проблемы: где пожить, что "укусить"...

А. Кустов: — У нас все наоборот! Мы приспосабливаем окружениек себе!

Стокс: — Но аппаратура, машины для ее перевозки — всенаше. Мы мало тратим на себя и, тем более, травку не курим, не пьем (ну,если только кто угостит).

Руслан: — ...Друг с другом и с людьми мы можем общатьсяи без спиртного — мы и так в меру раскованные люди.

— Насколько прочно вы обосновались в Минске?

Руслан: — Юра, обучаясь в консерватории, живет в Минскеуже четвертый год. Кустов с супругой проживают в общежитии, кстати, авангарднейи чище их обители я не встречал, серьезно! Минчанин Андрюха живет с родителями.Стокс снимает небольшую квартиру: приезжая в столицу, я останавливаюсьу него. По кухне дежурит Стокс. Он более щепетилен в вопросах порядка.Вообще, он очень требователен и к себе, и к инструментам, буквально ковсему.

— Как вы впервые попали в Минск?

Руслан: — У меня еще по работе в группе МЯсцовы Час сохранилосьзнакомство с Толей Вечером. И "засветились" мы впервые на "Акколаде".Лешка Стокс очень настойчивый парень, целеустремленный. Этого одного толчкабыло достаточно, чтобы вся команда стала "оккупировать" Минск,заводить свои знакомства, друзей. Знаешь, нам не приходилось прикрыватьсяназванием группы для удовлетворения индивидуальных интересов. WOO DOO,Кустов то есть, записывает альбомы своей компьютерной музыки самостоятельно,и нас это не дергает. Никого из группы, в принципе, сейчас заменить некем.С приходом Андрея — полный комплект! Все притерлись друг к другу, сыгрались!

— Андрюш, ты, говорят, даже когда–то преподавал английскийв школе...

Андрей — Ну, было дело. Сначала в Смолевичском районе,а потом в 131–м минском лицее. Успешно... До сих пор обратно приглашают...


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 29 за 1997 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета