Killing Joke
Впереди своего времени

Все началось в конце 70–х, когда "грязный"панковский саунд стал постепенно отмирать и начал свое развитие европейскийтехно–поп. Будучи безработным, Jaz Cole-man, стоя в очереди в попытке устроитьсяна какую–нибудь работу, разговорился с другом о своих музыкальных стремлениях.Приятель ответил, что у него есть "тот, кто нужен". Так в конце1978 года на одной из лондонских квартир Jaz познакомился с ударником BigPaul Ferguson.

Оба быстро поняли, что им судьбой предназначено игратьмузыку вместе, музыку, которую Big Paul потом опишет как "звук земнойрвоты". Вскоре в местной музыкальной газете появилось объявление такогосодержания: "Хотите быть частью KILLING JOKE? Всеобщая гласность —всеобщая анонимность — всеобщая эксплуатация". Через некоторое времягитарист Geordie Walker и басист Martin "Youth" Glover присоединилиськ Jaz и Big Paul, и KILLING JOKE начал свое существование. Как выразилсяJaz Coleman, целью создания группы было "стремление выразить всю красотуатомного века в понятиях стиля, звука и формы". Взяв свое названиеиз британской фразы, означающей ироническую или парадоксальную ситуациюили случай, члены группы стали писать музыку и тексты и давать концертыв лондонских барах. Группа быстро приобрела устойчивую популярность повсему Лондону, исполняя свои ранние вещи "Malicious Boogie","Wardance", "Pssyche" и даже песню SEX PISTOLS "Bodies".После записи сингла "Nervous System/Turn To Red" на EG Recordsв 1979 году группа выступила и дебютный LP альбом "Killing Joke".

Резкие, металлические звуки гитары, пульсирующий электризованныйбас, африканский ритм барабанов, искаженный психический вокал и парящеесреди всего этого электронное облако клавишных. Это был успех. Песня "Change"стала хитом номер один в андерграундовских клубах по обе стороны Атлантическогоокеана. "Мы играем агрессивную музыку, — сказал Ferguson, — и у насесть песни, попавшие в танцевальные чарты и в США и в Европе, и я доволенэтим. В конце концов KILLING JOKE — это танцевальная музыка".

Альбом намного опередил свое время и стал предвестникомвозникновения кор–индастриала. Целый ряд британских хардкоровских командсередины 80–х (Napalm Death и Godflesh наиболее типичные примеры) — неговоря уже об американских группах конца 80–х (SOUNDGARDEN, NIRVANA, MINISTRY,NINE INCH NAILS), в большей или меньшей степени использовали и развивалиновшества, введенные KILLING JOKE.

Манера игры на гитаре Geordie, которая отличалась не стольковиртуозными соло (спасибо Лорду), сколько сочетанием нарочитой тяжестии редких, язвительных мелодий, положила моду на всяческие гитарные эксперименты,которые начались с РАННИХ SONIC YOUTH, SWANS, BIG BLACK и продолжилисьв работе большинства мэйнстримских групп типа JANE’S ADDICTION.

Музыканты KILLING JOKE, воодушевленные своим быстрым успехом,сразу стали записывать свой второй альбом. По словам Geordie, этот процессбыл "намного труднее", так как для первого альбома материал прорабатывалсяпочти в течение года.

"What’s This for...!", вышедший в 1981 году,окончательно сформировал и развил настоящий саунд группы. В текстах ужеприсутствует черный юмор — люди видели взрыв атомной бомбы и спрашивают:"кто выбрал такую цветовую гамму? Это так красиво!". Несмотряна то, что этот диск получился очень сильным, он не пользовался такой популярностью,как первый. Поэтому для раскрутки альбома музыканты предприняли мировоетурне, после которого они приехали в Германию с целью сделать еще однузапись. Результатом явился "Revelations", который увидел светв 1982 году. Еще один мощный звуковой удар. Альбом выделился песней "EmpireSong", а также выявил назревшие конфликты между самими музыкантамии между группой и звукозаписывающей компанией Malicious Damage, котораявыпустила все их три альбома.

"Земля чего? Лучше изменить мелодию. Молоко, и чтоже тут хорошего? Мед — и наконец–то мы довольны. Земля молока и меда"(песня "Land Of Milk And Honey").

Будучи неуверенными в правильности выбранного ими самимимузыкального направления (из–за коммерческих неудач) и спасовав перед трудностямипредстоящего второго мирового турне, группа распалась. Jaz Coleman, которыйпо словам некоторых был на грани нервного срыва, покинул группу и отправилсяв Исландию. Geordie отправился вместе с ним и записал там альбом с исландскойгруппой PEYR. В это время Youth и Big Paul организовали свой проект BRILLIANT— по названию одной из песен сингла "Empire Song". Однако ещепрежде чем вышла запись, Paul оставил группу. Youth вместе с различнымимузыкантами все же выпустил сингл "That’s What Good Friends Are For",что было явным уколом в адрес своих бывших друзей. Jaz Coleman на страницахмузыкальных газет отозвался о BRILLIANT как о группе, играющей "чистокоммерческую музыку". Однако, по–видимому, создание BRILLIANT егоявно задело, так как он решил воссоединиться с Geordie и Big Paul, взявв группу неизвестного басиста Paul Raven. Группа совершила турне по Европе,США и Канаде, и несколько песен, сыгранных в Торонто, вошли в концертныйальбом "HA, KILLING JOKE Live". С целью привлечь больше покупателейсвоих пластинок и тем самым поправить коммерческие дела группа подписалаконтракт на выпуск альбома с концерном POLYDOR.

Четвертый альбом — "Fire Dances" вышел в 1983году. Впервые на обложке пластинки появились фотографии членов группы.Jaz отозвался об этом альбоме (впрочем, как и о каждом последующем): "Этонаша самая удачная работа". Альбом представил несколько очень сильныхпесен, таких как "Frenzy" и "Harlequin". После этогоу группы наступил спад. В 1983 году вышел сингл "Me Or You",в котором между хоровыми "woo hoo" группа как бы спрашивает:"Кто должен измениться — мы или слушатели, чтобы наши пластинки сталипродаваться?".

После непродолжительного молчания KILLING JOKE вернулисьв 1984 году с парой синглов "A New Day" и "Eighties",которые прокручивались радиостанциями намного чаще, чем любые предыдущиеих синглы до этого, а "Eighties" даже стал гимном панковскогодвижения 80–х и был включен в список 100 лучших синглов десятилетия поитогам журнала SPIN.

Играя на фоне огромных американского и советского флагов,группа совершила турне и, казалось, старалась создать себе новый имиджв одежде строго черного цвета, а Geordie и Raven — нося высокие кожаныеа–ля KISS сапоги. Используя успех сингла "Eighties", музыкантывыпустили очередной LP "Night Time", который был записан в Берлинев 1985 году и представил хит "Love Like Blood", который вернулKILLING JOKE в танцевальные чарты и в США, и в Европе. Альбом отличалсялегким ироническим налетом, мелодичными клавишами и в высшей степени профессиональнойигрой на гитаре.

Шестой LP альбом — "Brighter Than A Thousand Suns"(названный по описанию атомного взрыва в Японии) насчитал некоторое количествохитов и еще большее количество фотографий музыкантов на обложке пластинки.После выхода этого альбома группа вновь оказалась на грани распада. В ходезаписи сольного альбома Jaz компания VIRGIN взяла демотейпы Jaz и Geordieи планировала выпустить их как альбом KILLING JOKE, что выглядело попыткой"пустить кровь" группе. Jaz пришлось постепенно закончить запись,и в 1988 году вышел диск "Outside The Gate". Альбом был довольнопрохладно встречен и слушателями и музыкальными критиками. Гвоздем программыстала песня "America", содержащая острый саркастический выпадпротив культуры и образа жизни американцев. Сразу же после выхода альбомапоследовал судебный процесс с компанией VIRGIN, истощая дух группы и выкачиваяиз нее деньги.

KILLING JOKE вернулись в 1989 году, но без контракта назапись альбома. В попытке расплатиться с большими налогами группа предпринялатурне по США и Европе. В составе коллектива появился новый ударник MartinAtkins (P.I.L., Brian Brian) и неизвестный басист Taif (Lioyd Cole’s Band).Английская музыкальная пресса постепенно сообщила, что новым басистом сталAndy Rourke (The Smiths), который в самом деле было присоединился к группе,но вскоре покинул ее по неизвестным причинам. Питаясь сэндвичами, путешествуяна фургонах, музыканты выступали в небольших клубах, исполняя в основномсвои новые песни. В Нью–Йорке они дали три концерта и выступили с речью,в которой обвиняли звукозаписывающие компании в том, что те "пожевалии выплюнули" группу. Jaz также заявил о выкупе прав на имя KILLINGJOKE. Поклонники были привлечены этой речью, которая была записана MTV.Группа, стараясь достичь еще большей популярности, сформировала OrganizationOf The Distant Island Charter, резиденция которой находилась в Чикаго.Члены организации рекламировали группу, продавая майки, кепки, наклейки,значки и т.д. с атрибутикой группы.

Как оказалось, появление в составе KILLING JOKE MartinAtkins дало необходимый заряд для нового возрождения. Подписав контрактна выпуск одного альбома с Noise Entertainment, музыканты в августе 1990года засели в студии для записи нового альбома. И диск "Extremities,Dirt & Various Repressed Emotions" не заставил себя долго ждать.Это была лавина тяжести, ярости и отчаяния. Ураган энергии. Ни тени лоска,просто скрипящие гитары, великолепная дробь ударных и вокал, визжащий икричащий на всех, кто слушает. Так Jaz Coleman выражал свое мнение о состояниисовременного общества в ошеломляющих песнях "Money Is Not Our God","Age Of Greed", "Intravenous".

‘’10% земли в руках тех, кто дергает за ниточки. Будьпривилегированным меньшинством. Власть над народом". Чувство обреченности,отчаяния и безысходности тянется сквозь весь альбом: "Я устал носитьяркие цвета, чтобы скрасить свою жизнь. Правда просвечивает сквозь одежду,она режет меня как нож. Просто всмотрись в наши лица, они скажут тебе больше,чем слова. Мы потерялись в своих делах, мы потерялись в этом мире".(North Of The Border"). После выхода пластинки группа совершила небольшоетурне по Европе и снова замолкла.

Martin Atkins в попытке избежать общества Jaz Colemanорганизовал свой проект Murder Inc., куда пригласил Big Paul, Raveu, Geirdie,клавишника Bechdel и вокалиста Chris Connelly. Записанный в Миннесоте альбомотличался неподражаемым звуком гитары Geordie и "ударной" игройAtkins и Big Paul. В течение последующих нескольких лет, хотя и не былоникаких заявлений о распаде KILLING JOKE, она (группа) фактически быларасколота и каждый участник группы преследовал свои музыкальные интересы.Jaz Coleman вместе с Anne Dudley записал альбом "Songs From The VictoriаCity" под влиянием египетской фольклорной музыки. Он был также продюсероми аранжировщиком различных групп и музыкантов, включая NITZER EBB, TRANSGLOBALUNDERGROUND и SHIHAD. Писал классическую музыку, сотрудничая с лондонскими новозеландским симфоническими оркестрами и с минской(!) филармонией.

Geordie женился и перебрался в Детройт, где работал сгруппой MURDER INC., отказавшись от предложения заменить гитариста JimMartin в FAITH NO MORE. Pail Raven основал HELLFIRE CLUB и влился в рядыPRONG. Martin Atkins был занят записью альбомов и концертами со своей новойгруппой PIGFACE.

В 1992 году компания VIRGIN выпустила сборник лучших песенKILLING JOKE "Laugh? I Nearly Bought One". В 1994 году Jaz Colemanи Youth вместе работали над двумя альбомами: "Symphonic Music Of TheRolling Stones" и "Symphonic Music Of Pink Floyd". С техпор как Youth покинул группу, он успел записать несколько альбомов с BRILLIANTи стать продюсером многих techno/dance групп, таких как Pm DAWN, BLUE NILE,CROWDED HOUSE.

Группа воссоединилась в 1994 году и, подписав контрактс Zoo Entertainment, приступила к записи нового альбома, названного "Pandemonium".Партии ударных (в качестве ударника был временно приглашен Geoff Dugmore)и вокала были записаны в Королевских Палатах в египетских пирамидах. Посравнению с предыдущим альбом отличался еще более тяжелыми гитарными рифамии нагнетанием мрачной, давящей атмосферы. Чувствовалось также заметноевлияние восточной музыки. Альбом пользовался успехом у слушателей, и некоторыеиз песен ("Millenium", "Pandemonium") надолго задержалисьв верхних строчках хит–парадов. После выхода диска группа совершила турне,играя и для старых своих поклонников и для тех, для кого KILLING JOKE былновой группой.

В 1996 году группа выпустила свой последний на сегодняшнийдень альбом "Democracy". Хотя музыка стала не такой тяжелой иболее мелодичной, в целом группа продолжала работать в выбранном направлении.Jaz Coleman заявил: "KILLING JOKE — это прогресс. Мы всегда создавалии будем создавать музыку для людей, которые думают, для тех, кто хочетзадавать вопросы. В нашей музыке нет ничего поверхностного".

Всегда новаторы — всегда впереди своего времени. Это —KILLING JOKE.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 29 за 1997 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета