DJ Shadow
Душа Тени

Когда ему было 20, его сингл "In/Flux" ворвалсяв мир трип–хопа. Три года спустя DJ Shadow продолжает совершенствоватьсяи поднимать свое искусство на новую высоту.

Дэвис — небольшой провинциальный город, где половина жителейстуденты, в штате Калифорния. Основанный в 1905 году как агрономическийаутпост Калифорнийского университета, Дэвис едва ли различим с Interstate80, крупного скоростного шоссе, проходящего через Yolo Country из San FranciscoBay. Дэвис — родной город DJ Shadow, которого в 23 года по праву называютвиниловым колдуном. Он начал проводить свою разведывательную деятельностьв области так называемого трип–хопа, когда ему не было еще и двадцати.С 1994–го импрессионистская методология DJ Shadow (cut–n–paste — вырезка/склейкакусков композиций) была представлена на серии записей для лондонского лэйблаMo’Wax, которые перевернули вверх дном весь андерграундный мир (а такжепривлекли внимание британской альтернативной прессы). Его видение трип–хопапредставляет собой смешение инструментальной музыки, индустриального белогошума, вкрадчивых медленных басовых и органных партий, необычных высокихтрелей, старых техник скретча (известных со времен школьных вечеринок)и медленных соул–битов. Все эти элементы были представлены на синглах "In/Flux"и "What Does Your Soul Look Like?". Столь интересное сочетаниестилей и идей дало возможность говорить о том, что Shadow открыл новыйпуть развития трип–хопа, чем и привлек неистовое внимание к стилю в целоми к своей музыке в частности.

Согласно 21–летнему продюсеру Mo’Wax Джеймсу Лавелле,реальным рождением трип–хопа был сингл "In/Flux", который и породилсам термин (такое название было дано одним из авторов "U.K’s Mix magazine").Несмотря на столь лестные отзывы критиков, DJ Shadow считает, что его музыкаимеет мало общего с творчеством таких людей, как Tricky и Goldie, а такжеPORTISHEAD, так как не следует новоиспеченным канонам трип–хопа. И действительно,основной аспект творчества Shadow заключается в полном игнорировании всехосновных принципов сэмплирования. Он избегает использования любых живыхинструментов и пользуется только уже записанным материалом для созданиясвоих магических коллажей.

DJ Shadow часто использует в своих композициях "конфиденциальныйхип–хоп". И любит повторять: если ищешь какую–то тему, мелодию, ритми долго не можешь найти что–нибудь подходящее, не пытайся сделать это сам,продолжай искать дальше, потому что все идеи, которые появились у тебяв голове, уже были сыграны кем–то ранее... "Это может звучать ограниченноили заторможенно, но таков мир сэмплов. Я думаю, что это лживо, когда пытаешьсянакладывать живые инструменты поверх сэмплов... Наверно, моя продукцияявляется реакцией на псевдо–живой тепленький звук, которым изобилует acid–jazz."

Shadow частенько вспоминает, как он и его приятель, мастерграффити, которого зовут Eighth Wonder, с раннего возраста были "единственнымипарнями, которые покупали хип–хоп" в Дэвисе. "Мы выросли практическитолько на хип–хопе."

Когда Shadow поступил в университет, стал плотно общатьсяс другими хип–хоповыми энтузиастами, которые приехали в Дэвис учиться.В частности, он познакомился с Jeff Chang (ди–джеем, работающим для KDVS),который представил его впоследствии рэпперам: X (из SAN FRANCISCO’S BLACKALICIOUS)и Тому (из LYRICS BORN). "Мы думали, что мы единственные, кто занимаетсятакой музыкой, — вспоминает Shadow. — Jeff собрал всех нас вместе и сказал:"Вместо того, чтобы бегать по местным музыкальным магазинам и выхватыватьиз–под носа друг у друга пластинки с breakbeat и acid–jazz, почему бы намне скооперироваться?"

Кооперация прошла успешно, и каждый из вышеперечисленныхпарней стал частицей Solesides (коллектива музыкантов, который также имелаппаратуру для простейшей записи демо–альбомов).

В то время, когда зарождалась Solesides, Shadow нанялаодна из голливудских звукозаписывающих компаний (Hollywood Basic Records)для ремикширования трека африканской группы ZIMBABWE LEGIT. Молодой музыкальныйскульптор радикально изменил "Legitimate Mix", превратив в композицию,включающую в себя веяния как африканской, так и американской культуры.Наполненная абстрактными фразами, заводящими брэйкбитовыми ритмами, онавесьма характерно отразила музыкальное видение DJ Shadow. "Я и раньшезанимался ремикшированием чужих композиций. Как–то раз я сделал ремикстрека для одного из моих знакомых рэпперов, которого звали T–Mor (из Hunter’sPoint в San-Francisco), —– объясняет Shadow. — Это был почти голый речитативс небольшим добавлением легкого бита. Но, послушав ZIMBABWE LEGIT, я понял,что он должен быть совсем другим..."

Несколько месяцев спустя после выхода релиза "LegitimateMix" Shadow нашел Джеймс Лавелла, который предложил ему записать сериюэкспериментальной музыки для Mo’Wax. "Я уже был почти готов выпуститьсвои первые записи на SoleSides, но когда появился Джеймс, я согласилсяработать и с Mo’Wax". Записываясь сразу на двух лэйблах, DJ Shadowпришлось весьма тяжело, но зато это были и весьма продуктивные деньки."Я был вынужден делать рэпперскую и нерэпперскую запись на одном дыхании,но это мне и нравилось." Справедливости ради хочется сказать: то,что Shadow делал на Mo’ Wax, было более близко его сердцу (так говорилсам DJ). "Это было направление в творчестве, которое более сильновлияло на меня — я мог донести до слушателя нечто иное, чем то, что онпривык слушать каждый день. Не имеет значения, кто делает музыку. Имеетзначение лишь качество этой музыки".

С момента появления Mo’ Wax прошло уже три года. Молодойимпрессарио Джеймс Лавелла не изменил своей точки зрения: "Я толькохочу убедиться, что Mo’ Wax продолжает изменять видение современной музыкиу людей." А человек, именующий себя Shadow, держится в характернойдля него манере искреннего хозяина . Скромный, излучающий сияние, он позируетдля своих рекламных фотографий в лыжной шапочке или бейсбольной кепке,а иногда просто обхватив голову руками. Раскрывая, почему выбрал псевдоним"Shadow," он говорит: "Я хотел, чтобы имя, которое я взял,не имело существенного отношения к тому, что я делаю. Люди, которым я обычнонравился, были людьми с обратной стороны сцены, людьми, которые стоялиза моим звучанием, — продюсерами. И ты не знаешь, что именно им нравится.Если судить по движениям, то я скорее идентифицируюсь с образом начальника,а не со звездой. Так уж им кажется."

Таким образом , он прекрасно осознает, что его имидж —это один из тех факторов, который держит его на пике популярности в последниегоды. Оба (он и Лавелла) считают, что новая программа Shadow — полноформатныйальбом, названный "Endtroducing", привлечет огромное вниманиебританской прессы. "Я только хочу сказать, что множество вещей, которыея сделал в альбоме, никогда не делал до сих пор. И это было моим собственнымперсональным заданием, которое за меня не сделал бы никто", — говоритDJ Shadow. — Мне не интересно рассказывать одну и ту же историю дважды".

И действительно, Лавелла не погрешил против истины, когдасказал, что новая работа Shаdow "звучит невероятно хорошо." Пословам Лавеллы, талант Shadow заключается в том, что он может так изменятьвещи, что они становятся абсолютно отличными от оригинала: "Я думаю,что Shadow сможет изменить хип–хоп так, как в свое время изменили общепринятоевидение музыки MASSIVE ATTACK, Goldie." Лавелла уверен, что DJ Shadow"обретет сумасшедшую популярность в Штатах. Причем в такой степени,как он сам этого захочет." Для того чтобы сделать свою музыку новой,свежей, оригинальной, Shadow вынужден был стать непревзойденным мусорщикомна равнине звука. Он не побоялся вставить в свои композиции сэмплы, связанныес воспоминаниями о городе детства Дэвисе, куски музыки, которые он слышалдавным–давно. Например, фрагменты из урбанистических радиопередач (пиано–аккордыиз "Royal Scam" группы STEELY DAN, которые можно услышать в "LegitimateMix"), милитаристические сбивки (из трека U2 "Sunday Bloody Sunday"),которые легли в основу "Lost and Found (S.F.L.)."

DJ Shadow частенько спрашивают, не обижаются ли U2 нато, что он пару раз использовал в своих композициях сэмплы из их работ."Я думаю, что этот вопрос решится сам собой", — говорит Shadow,пожимая плечами. — Иногда я обедаю с Bono... и пришел к выводу, что вопросысэмплирования (правовые) для них — темный лес. Ведь любой сэмпл можно обработатьтак, что родная мама его не узнает...

Я пытаюсь не думать о том, что создает мое оригинальноезвучание, мой саунд, — совершенно серьезно объясняет Shadow. — Я руководствуюсьтолько чувством". Shadow считает, что обаяние его музыки в том, чтоон использует обильные наложения сэмплов и звуковых эффектов. "Когдая был ребенком, я всегда любил вырезать всевозможные заголовки, кусочкистатей и красивые картинки из различных журналов и проспектов, а потомсоставлял из них коллажи, которые коренным образом отличались от первоначальноговарианта... Мама купила мне первую "вертушку", когда я был трехлет от роду. Меня всегда интриговали звуковые эффекты и звуки окружающейсреды. Я очень любил послоняться по окрестностям с диктофоном, записывалотрывки из различных телевизионных шоу и накопил достаточно материала (около200 пленок).

Несомненно, что Shadow с давних пор знаком с техникойвырезки/вклейки (cut’n’paste) и часто сталкивался с этим в рэп–музыке (даннаятехника является основной для стиля). Ему было около девяти, когда, поего словам, он приобрел "Rapture" (BLONDIE) и "Planet Rock"(Afrika Bambaataа). Другие стили также привлекали его внимание, а еще онсильно интересовался различными синтезаторами. "Единственная вещь,которая поразила меня до глубины души, — это когда я услышал "TheMessage". И тогда я понял, что это более мощная форма коммуникациив музыке, чем рэп". При поиске сэмплов DJ Shadow руководствуется простымправилом — игнорировать общепринятые вкусы в музыке: "Мне нравитсяпокупать такую музыку, которая не пользуется всеобщей популярностью. Есливсе вдруг станут покупать записи бразильских исполнителей, я никогда некуплю ни одной. Или если все ринутся в экзотику или эзотерику, тогда ястану собирать записи соул. У меня, кстати, есть много пластинок кантрии госпела. Я люблю слушать музыку с винилов..."

Если спросить Shadow, как одним словом охарактеризоватьмузыку, издаваемую на Mo’ Wax, то он ответит: "Непредсказуемая".Лавелла любит говорить, что Mo’ Wax в дальнейшем будет работать в разныхстилях и выпускать не только трип–хоп. Данный лэйбл недавно подписал контрактс ffrr/London Records на распространение и раскрутку двух своих новых релизов:полноформатного альбома "Meiso" DJ Krush из Японии ( соратники звуковой двойник DJ Shadow) и альбома "Mark’s Keyboard Repair"из лонгтайма Money Mark (одного из четверки BEASTY BOYS). Вдобавок собственныйпроект Лавеллы с Tim Goldsworthy ( этот проект даб–ремикшеров называетсяUNKLE) готовится к выпуску ремикса "Djed" (21–минутного трекаиз "Millions Now Living Will Never Die" — последнего альбомачикагских эксперименталистов). Лавелла уверен, что все музыканты, которыеработают с Mo’ Wax, классики в своем стиле: "Каждая запись лэйблараздвигает стилистические рамки музыкальных течений. Мы являемся не толькотрип–хоповым лэйблом. Мы издаем релизы jungle, techno, хип–хопа."

Совершенно ясно, что DJ Shadow будет продолжать свои экспериментысо звуком, с сэмплами, с людьми. И пока он полон энергии и желания творить,лэйбл Mo’ Wax будет процветать, привлекая к своей музыке все больше и большепоклонников.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 29 за 1997 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета