обзор


V/A
Dance Of The Celts

(p)&(c) Narada Media 15tks/54mins

Традиционное, но не очень серьезное предупреждение — "вокругдома и остерегаясь кухонного шкафа с посудой" — напоминает чересчуррьяным танцорам о возможных столкновениях с мебелью и другими "хрупкими"предметами во время танцев, столь популярных в Ирландии много десятилетийназад. Эта поговорка точно передает избыток неподдельного веселья, ощутимогосегодня во всей кельтской танцевальной музыке. Джиги, рилы, гавоты, флингсы,марши и вальсы — вот только некоторые из кельтских танцевальных мелодий,всеобщий интерес к которым, а в связи с этим и их популярность стремительнорастет, потому что не только в Ирландии, Шотландии, Бретани, СоединенныхШтатах люди любят эти мелодии и ничего не могут поделать, когда в тактнеувядаемым, неодолимым ритмам начинают двигаться "подобно морскойволне" (по определению, данному танцующим людским массам еще Йитсом).

Но есть музыка для танцев и есть другая, существующаядля себя самой. Динамичная, ослепительная, даже вызывающая, она притягиваети пленяет гораздо более как раз тех, кто не относит себя к числу танцоров.Пятнадцать записей этого альбома, который стал очередным в "кельтской"коллекции "Narada", отражают и доказывают это, являясь витринойвеликолепных танцевально–музыкальных талантов кельтских артистов мировогокласса. На этот раз "выставлены" такие "звезды" какирландский ALTAN, за предлагаемую здесь подборку огненных джиг удостоенныйв 1994 году национальной премии, квартет OLD BLIND DOGS из Абердиншира,вдохновенной непредсказуемостью опровергающий аксиому о том, что ослепшегоот старости пса нельзя научить новым трюкам, бретонский KORNOG, позволяющийпонять, почему festou noz (танцы поздней ночи) в Бретани частенько длятсядо позднего утра.

Победитель гитарных конкурсов 1994 года в Кентукки и 1995-гов Канзасе американец Pat Kirtley, "демонстрируя силу", создаетпоистине оссианическую музыкальную картину за счет использования увеличенныхинтервалов. Совершенная актриса и певица с Гебридских островов Anna Mhoireachопять же совершенно играет на маленькой волынке, которая в отличие от большойвысокогорной, принятой на парадах и прочих пышных военных празднествах,не столь громогласна, но слуху приятней. Эйден О’Рурк, извлекающий из своейскрипки звуки неповторимого шотландского оттенка, пронизавшего кельтскуюмузыку за столетия ее существования, обладатель двух национальных шотландскихскрипичных титулов в паре с двукратным флейтовым чемпионом Ирландии КлеромМенном из северной Англии составляют TABACHE — новый одаренный кельтскийдуэт на британской сцене. Их финальный рил взят из "Mo Chairdin",сольного альбома 1992 года аккордеониста Поля Брока.

Кэрри О’Брайен, "обеспе-чивающий" пианино вBUTTONS & BOWS, братья–"смычки" Симус и Менус МакГиры вместес "кнопками" Джеки Дели без единого шва ткут гипнотично прекрасныймедленный вальс. Голливуд также нашел эту мелодию неотразимой. Она былаиспользована в саундтреке 1988 года фильма "The Good Mother"с Дайан Китон и Лиам Нисан.

Поистине жемчужина альбома — волшебная мелодия "Tripto Skye" Джона Уэлана, вдохновленного живописным великолепием этогоострова во время визита накануне рождества 1985 года. Обладатель семи ирландскихтитулов лучшего аккордеониста, включая престижный конкурс 1983 года, Джонв равной степени и талантливый композитор, что могут подтвердить слушателиего сольного альбома "Celtic Reflections" из упомянутой кельтскойколлекции "Narada". Скрипка Лайзы Гуткин нежным аккомпанементомнавевает щемящее чувство неведомых надежд. Изысканная прелесть этой мелодиизаставляет и других музыкантов покушаться на нее, отчего в свое время еезаписывали, например, калифорнийский цимбалист Джим Файри и бретонскийквартет SKOLOVAN.

Урожденная дублинка, живущая в ирландскоговорящей деревнена северном побережье залива Голуэй, Мэри Беджин — самая знаменитая в миреисполнительница музыки на оловянной флейте. и еще ее незабываемое дебютноесоло в записи 1979 года "Feadoga Stain" (ирландское названиеоловянной дудки), которым она заявила миру о своем экстраординарном таланте,доказало, что Мэри может привести в состояние благоговейного молчания илизаставить исторгать громовые аплодисменты своим виртуозным исполнениемна этом почитающемся наиболее податливом из ирландских традиционных инструментов.Пару хорппайпов, взятых из того памятного альбома, Мэри играет с хрустящей,безупречной легкостью и элегантностью.

На обложке буклета — символы живучести кельтских танцев,инструменты и обувь исполнителей и танцоров, людей, которые поддерживаютжизнедеятельность этой великой традиции.

Все–таки приготовьтесь быть сбитыми с ног.

Елена КЛИНЦЕВИЧ

© 2005 музыкальная газета