обзор


Mainieri, Mike
An American Diary

(p)&(c) 1995 г. NYC Music Productions,Inc 12 tks/67 mins

Под луной, конечно же, ничто не ново. Попытки симбиозаджаза и классической музыки начались задолго до таковых в отношении джазаи рока. Здесь можно вспомнить и музыку Гюнтера Шиллера и “Modern Jazz Quartet”,и много других примеров. Но CD Майка Майниери “An American Diary” — работанесколько иного характера. Здесь поставлена и, на мой взгляд, оригинальнорешена весьма амбициозная задача — прочитать американскую академическуюмузыку ХХ века сквозь джазовые очки.

Воплотили в жизнь проект четыре музыканта. Лидер квартета,прекрасный вибрафонист Майк Майниери, играл еще в джаз-роковой группе ДжеремиСтайга. Духовика Джо Ловано (сопрано и тенор-сакс, альт-кларнет) лучшевсего характеризует сам Майниери: “Он меняет цвет, как хамелеон, но всегдасохраняет нечто уникальное, присущее только ему”. Эдди Гомес (контрабас)получил известность раньше своих коллег, еще в 60-е годы переиграв с целымрядом джазовых знаменитостей. Может быть, несколько менее ярок, но техническибезукоризнен и ударник Питер Эрскин.

Квартет исполняет в своих аранжировках музыку самых разныхамериканских композиторов — Копленда, Барбера, Айвза, Бернстайна и других,вплоть до Фрэнка Заппы. Энциклопедичным такой подход не назовешь, многиене менее яркие имена остались за рамками проекта. Майниери поступил тоньше,назвав свою работу “Американским дневником”, он со своими коллегами какбы делится со слушателем некоторыми мыслями по поводу того или иного автора.Практически любой из этих авторов, в свою очередь, в той или иной мересвязан с фольклорными традициями своей страны, как белыми, так и черными.Получаются очень любопытные цепочки. Квартет играет, к примеру, в аранжировкеМайниери Уильяма Гранта Стилла, первого афроамериканского академическогокомпозитора, аранжировавшего, в свою очередь, знаменитую тему “SometimesI Feel Like A Motherless Child”.

Майниери вырос в музыкальной семье, в атмосфере споровмежду поклонниками джаза и классической музыки, которых хватало среди егоблизких. Идея альбома, как он признается, была навеяна именно воспоминаниямидетства и юности. Символично, что в квартете сошлись музыканты итальянского,еврейского, латиноамериканского и англосаксонского происхождения. Это тоженаглядная иллюстрация тех разнообразных корней, из которых выросло деревоамериканской музыки.

И последнее. Не могу не отметить блестящее, на мой взгляд,оформление CD. С большой изобретательностью и фантазией выполнена обложка(браво, Эрика Алонсо!), изящен буклет с прекрасной статьей Говарда Манделяи с нотными записями самого Майниери. Интересно слушать и приятно держатьв руках. Спасибо, N.Y.C. Records!

Леонид АУСКЕРН

© 2005 музыкальная газета