обзор


Gone With Jazz
Sleeplesness

(p) & (c) 1996 GWJ Records 01 CD. 13 tks/56mins

Если вам наперед известно, что и как сыграют на концертеДавид Голощекин или Игорь Бриль, этот диск просто обязан пополнить вашуфонотеку. Потому что его ход непредсказуем.

Записан он квинтетом “птенцов” из гнезда Владимира Чекасина— пятеркой ярких музыкантов, каждый из которых способен на нетрадиционныесольные проекты. В данном случае их объединил проект “Унесенные джазом”и спонсорское вливание IBM Finland, что для Беларуси, где благотворительныефонды поставлены вне закона, — вещь более чем экзотическая.

В отличие от программ Владимира Николаевича, данную работунельзя отнести к направлению, которое ортодоксы джаза ласково называют“собака”. Это не крутой авангард, тем более — не эксперимент для десяткасильно продвинутых фанатов. Это просто оригинальная и интересная музыка,тот современный джаз, который в самых разных воплощениях демонстрируетсегодня литовская школа джаза. В музыке намешано много: тут и фольклорныемотивы, и нью-эйдж, изящные цитатки из академической классики, есть блюз,элементы фри-джаза. Разве что в пьесе “Silens” подает голос “собака”, ноэто скорее игривый щенок, чем крутой бультерьер из арсенала Орнетта Колмена.Весь материал воплощен настолько вкусно, что, не зная географической привязкимузыки, можно было бы смело утверждать: это играет группа откуда-то “оттуда”.

Атомная по темпераменту вокалистка и флейтистка Нэда предстаетздесь воспитанной девочкой из закрытого колледжа, саксофонист Витас Лабутисдемонстрирует виртуозное владение инструментами и изящную динамику, пианистАртурас Анусаускас скупо и точно держит основу всех буквально композиций.Опытнейшие барабанщик Гедиминас Лауринавичус и басист Леонид Шинкаренкоориентируются в постоянно меняющихся ритмических формулах с ловкостью налоговогоинспектора в торговом ряду. Такое впечатление, что музыканты записывалисьв собственное удовольствие, мало думая о том, что скажут слушатели. А ведьприходится говорить: здорово!

Ничего подобного на эту музыку в белорусском джазе сегоднянет. В российском, насколько мне известно, — тоже. Может, ветер простонесет нас не в ту сторону?

Кстати, по-литовски “Sleeplesness” — это “Nemiga”.

Дмитрий ПОДБЕРЕЗСКИЙ

© 2005 музыкальная газета