no


Queen
Повесть о Фредди и Монси

Давно уже никого не удивляет, что рок-музыканты времяот времени заигрывают (в прямом смысле слова) с музыкантами классическими.Так, на заре туманной юности DEEP PURPLE заиграли с Королевским филармоническиморкестром, в результате чего на свет появился “Концерт для группы с оркестром”(1970). Два года спустя опыт повторили в Канаде PROCOL HARUM, явив миру“Концерт с Эдмонтским симфоническим оркестром" (1972).

Американский певец Джон Денвер записал совместный альбом"Perhaps Love" (возможно любовь) с испанским певцом Пласидо Доминго(1981). При желании можно найти и другие примеры. Мы хотим рассказать вамеще об одном случае сотрудничества рок-звезды и звезды оперных подмостков— Фредди Меркьюри и Монсеррат Кабалье.

О том, что он хочет познакомиться с оперной дивой, Фреддизаявил в телеинтервью во время гастролей в Испании в 1986 году. Но, какковорится, скоро сказка сказывается... — встреча состоялась лишь девятьмесяцев спустя, в марте 1987-го в отеле "Ритц" в Барселоне. Кромелидера QUEEN, на ней присутствовали его менеджер Джим Рич и английскийкомпозитор и аранжировщик Майк Моран. Меркьюри вручил прославленной певицекассету с записью своей песни "Exersises In Free Love" ("упражненияв свободной любви"), написанной им в соавторстве с Мораном специальнодля Кабалье (по другим сведениям песен было две). Певица, прослушав записьпрямо за обедом, выразила желание работать с Фредди. Тот был на седьмомнебе.

Примерно через неделю госпожа Кабалье прилетела в Лондондля короткой рабочей встречи. После ужина в особняке Фредди Монси (какстал называть ее Фредди), он сам и Майк Моран устроили импровизированныйконцерт под аккомпанемент фортепиано, причем так увлеклись, что Кабальеулетела на следующее утро более поздним, чем она планировала, рейсом.

Несколько дней спустя знаменитая певица выступала в Лондонскойоперном театре "Ковент-гарден". В конце концерта, когда публикапотребовала исполнить что-нибудь на бис, певица вышла на сцену в сопровожденииМайка Морана.

— Сейчас я исполню песню, которую написали два моих новыхдруга, — объявила она, — я думаю, второй из них находится в этом зале.

Как вспоминал Джим Хаттон (близкий друг и любовник Меркьюрив последние годы его жизни, опубликовавший в 1994 году книгу “Меркьюрии я”), сидевший в ложе Фредди был просто потрясен: резким движением онподнял руки к лицу и рассмеялся с совершенно глупой физиономией. Лучи прожекторавыхватили его из темноты, публика встала и начала аплодировать. Певец тожеподнялся, поклонился, жестом поблагодарил зрителей и вновь упал в кресло.Как завороженный слушал он "Упражнения в свободной любви". Послеконцерта Фредди пригласил Монси к себе на ужин.

На той же неделе началась совместная работа двух прославленныхмузыкантов. Запись шла с перерывами: певица прилетела в Лондон, насколькоэто позволяло ей расписание концертов. Однажды она прибыла в сопровождениисвоей кузины, которую тоже звали Монсеррат Кабалье. В тот вечер ужиналив дорогом и престижном ресторане “Максим”, обсуждая за столом дату следующейвстречи в студии звукозаписи. Меркьюри назвал какое-то число, и Кабалье-старшаяобратилась к Кабалье-младшей с вопросом:

— Где я тогда буду?

Та достала календарь, нашла нужную дату и ответила:

— У тебя концерт в России.

— Угу, — произнесла госпожа Кабалье, взглянула на Фреддии, нетерпеливо махнув рукой, бросила: — Отмени.

Меркьюри раскрыл от удивления рот.

Кабалье полагала, что исполнит с нот предложенные ей несколькопесен, и на этом ее участие будет исчерпано. Но она ошибалась: Меркьюриработал по-другому. Никаких нот приготовлено не было, а Фредди постояннопросил ее попробовать тот или иной прием, после чего вносил в свои записисоответствующие изменения. Продолжалось это до тех пор, пока композицияне начинала звучать так, как хотел Фредди.

— Дорогая моя, — заявил он певице, — Пуччини и все остальныекомпозиторы мертвы, а я-то жив.

Меркьюри был очень требовательным партнером, и Монси позднеепризналась, что он добился от ее голоса больше, чем казалось возможнымей самой. (Радость работы с прославленной певицей была, однако, омраченавскоре страшным открытием: анализ показал, что Фредди болен СПИДом).

Именно по просьбе Монсеррат Кабалье, в честь ее родногогорода Барселоны, Меркьюри сочинил песню, давшую потом название их совместномудиску. Композиция была записана в апреле 1987 года и прозвучала впервые29 мая того же года в Испании на фестивале "Ибица-92", состоявшимсяпо случаю избрания этой страны местом проведения очередных ОлимпийскихИгр. На нем выступало несколько популярных в то время британских группSPANDAU BALLET, DURAN DURAN, MARILLION, и тогда еще малоизвестный КрисРи.

Исполненная на нем Фредди и Монси “под занавес” “Барселона”,стала приятным сюрпризом. Как вспоминал находившийся среди зрителей ДжимХаттон, сначала воцарилась такая тишина, что у него пошли по коже мурашки.В глазах некоторых людей стояли слезы. Но после окончания песни публикабуквально взорвалась эмоциями: зрители подпрыгивали, махали руками, куртками,бросали одежду на сцену, несколько молодых испанцев взволнованно заявили,что "Барселона" — это новый народный гимн Испании. Кто-то изиспанского Олимпийского комитета поклялся, что песня станет гимном ОлимпийскихИгр в Барселоне (так оно и случилось).

Сингл появился в октябре 1987 года. Композицию решилисопроводить видеоклипом, и Монсеррат Кабалье вновь прилетела в Лондон.В день съемок у Фредди резко упало количество белых телец в крови, и врачипытались запретить ему работать, но музыкант настоял на своем. Сорокопятка"Барселона" достигла 8 места в английском хит-параде, а послесмерти певца была переиздана и поднялась уже на 2-ю ступеньку (1992 г.).

Последнее совместное выступление звезды рока и звездыоперной состоялось 8 октября 1988 года опять-таки в Барселоне и опять наконцерте, посвященном предстоящей Олимпиаде. В нем приняли участие SPANDAUBALLET, американка Сьюзан Вега, оперный певец Хосе Каррерас, легенда американскогорок-н-ролла Джерри Ли Льюис, Дион Уорвик и танцор Рудольф Нуриев, тожеинфицированный СПИДом. Фредди и Монсеррат Кабалье должны были петь в сопровожденииоркестра и хора Барселонской оперы.

На этот раз, как вспоминал Хаттон, все шло из рук вонплохо. Фредди потерял голос. Специальным самолетом в Барселону прибылипредставители английской прессы, которым было обещано большое интервьюлидера QUEEN, но Меркьюри был в такой плохой физической форме, что встречупришлось отменить - что не могло не породить новую волну слухов о его болезни.Весь день он буквально не находил себе места, будучи поставленным передвыбором — петь, рискуя “дать петуха”, отменить свое выступление вообщеили открывать рот под фонограмму? Фредди выбрал последнее. Немного подняланастроение певца встреча в одном из перерывов с королем Испании ХуаномКарлосом и его супругой Софьей, а также с легендарной негритянской певицейДионн Уорвик, по признанию Фредди, одного из идолов его юности.

Но на сцене его ожидали новые неприятности. Лента с фонограммой"поплыла" с самого начала, какое-то время ушло на ее перемотку- и публика сразу же все поняла. Таким образом, Фредди и Монси “исполнили”три композиции “How Can I Go On", "Golden Boy" и "Barcelona".Это было последнее совместное выступление дуэта суперзвезд. Фредди былвне себя от ярости из-за промаха техников, отвечавших за звуковое сопровождение,и после выступления, уже в гримерной, влил в себя огромную порцию водки.

Два дня спустя Фредди и Монси присутствовали в “Конвент-гарден”на приеме, посвященном выходу их диска "Барселона". Альбом содержал8 композиций. Из музыкантов QUEEN в его записи участвовал лишь Джон Дикон(партия бас-гитары в “How Can I Go On”). Майк Моран, исполнивший на дискевсе партии клавишных, является соавтором всех номеров альбома. Еще в 1977году он прославился как соавтор (с певицей Линсей де Пол) и исполнитель(с ней же) композиции "Rock Bottom", занявшей на конкурсе “Евровидение”2 место, наивысшей позицией альбома в хит-параде стало лишь 15 место, авсего он продержался в списках бестселлеров 8 недель. (Для сравнения: первый"сольник" Фредди "Mr. Bad Guy" — 6 место и 23 неделисоответственно). Два сингла с диска, “Golden Boy” и “How Can I Go On”,успеха не имели. И все же теперь, по прошествии 10 лет, диск "Барселона"наряду со многими шедеврами QUEEN стал своеобразным памятником уникальномуталанту Фредди Меркьюри. Ведь большое видится на расстоянии.

Игорь МАТВЕЕВ

© 2005 музыкальная газета