no


Hendrix, Jimi
Студийный архив Хендрикса

За последние тридцать лет звукозаписывающие компаниизаработали на издании и переиздании творческого наследия Джими Хендрикса,возможно, большее количество денег, чем на тиражировании посмертных записейвсех других исполнителей вместе взятых. В период с 1970 по 1997 год ежегодноиздавались десятки альбомов, охотно покупавшиеся не только коллекционерами,но и просто любителями творчества музыканта. Дело даже не в том, что Джимибыл очень плодовитым композитором, хотя и записал за каких-то четыре годаболее 70 замечательных песен. В любом случае их хватило бы максимум на10 пластинок да еще на такое же количество компиляций. Основным источникомматериала для подобных многочисленных изданий стал студийный архив Хендрикса— более ста часов песенных заготовок, импровизаций и экспериментов со звучаниемгитары.

Кто только не издавал Хендрикса! Любой более-менее серьезныйколлекционер сразу же скажет вам, что, например, южноафриканская версияальбома «Are You Experienced?» является чрезвычайно редким и дорогим изданием,поскольку отличается от американской записи тем, что в ней использовандругой вариант «Red House»... Или же вам могут предложить за пару сотендолларов купить уникальную концертную запись, сделанную из зала при помощииспорченного лампового магнитофона во время одного из концертов. Не важно,что на ней трудно что-либо разобрать — главное, что это еще одна пластинка,на которой можно услышать казалось бы знакомые, но вместе с тем и совершенноиные песни Джими Хендрикса. Можно даже предположить, что коллекционироватьХендрикса совсем не скучно, ведь творчество (как и жизнь) этого музыкантабыло сплошной импровизацией. Сколько бы раз Джими не исполнял одну и туже песню, ее каждый новый вариант нес в себе нечто совершенно новое. Возможно,благодаря именно этому свойству его песен, коллекционеров Хендрикса и оказалосьнамного большее количество, чем можно было предположить.

Учитывая такой повышенный интерес к музыке Джими Хендрикса,американский продюсер Alan Douglas, после смерти музыканта получивший доступк архиву, занялся «дописыванием» незаконченных произведений. Он приглашалк себе в студию сессионных басистов и барабанщиков и с их помощью превращалзаготовки для будущих композиций, а зачастую, даже и просто экспериментыс гитарным звучанием из архива Хендрикса в завершенные песни. (Большаяпроблема заключалась в том, что было очень трудно определить, являласьли та или иная запись наброском к песне или же была просто неосмысленнойимпровизацией.) Таким образом, этот продюсер не покладая рук работал отначала 70-х и вплоть до 1995 года. По мнению многих знатоков, Дуглас безособого старания делал свою работу, думая лишь о том, как бы получить занее побольше денег.

Ситуация изменилась лишь два года тому назад, когда последвадцати пяти лет тяжбы семья Хендриксов наконец-то смогла получить всезаконные права на песни Джими. Официальным владельцем стал его отец ЭлХендрикс (Al Hendrix). Конечно же, многие сразу стали гадать: будут лиеще новые записи? И вот в конце апреля этого года компания MCA выпустиласразу пять компакт-дисков, подготовленных при непосредственном участиисемьи Хендриксов. Четыре из этих альбомов являются переизданиями самыхпопулярных пластинок Джими, а пятый — компиляция из его поздних студийныхзаписей, в свое время по частям входившая в разные собрания.

Естественно, ничего совершенно нового в песенном отношениивы здесь не найдете. А если к этому еще взять во внимание тот факт, чтомировой рынок сегодня буквально заполонен компакт-дисками с переизданиямиэтих альбомов, то можно предположить, что фирма MCA, таким образом, сделаладостаточно рискованный в коммерческом отношении шаг. И тем не менее есливы возьмете в руки любой из этих пяти дисков, то сразу же поймете: никакиедругие издания отныне не могут составлять конкуренцию новым творениям MCA.Конечно же, их главное достоинство — это невиданное прежде качество звучания.Для этих изданий был впервые проведен цифровой ремастеринг с самых чтони на есть оригинальных, недавно обнаруженных пленок (более «оригинальных»,чем те, которые раньше таковыми считались). В результате счастливые обладателитехники high-end смогут насладиться еще лучшим качеством звучания, а дляпрослушивания записей Хендрикса это всегда было очень важным моментом.Во-вторых, к каждому диску прилагается цветной 24-страничный буклет, помимотекстов песен, содержащий ранее не публиковавшиеся фотографии Джими и участниковего группы, а также фотографические изображения написанных Хендриксом отруки заметок, в которых он объясняет, как должны были быть оформлены егоальбомы. В общем, можно умозаключить, что диски эти смогут привлечь нетолько любителей Хендрикса, еще не имеющих его записей, но также и серьезныхпоклонников, желающих иметь самые лучшие издания своих любимых пластинок.Ну а специально для коллекционеров, все альбомы ограниченным тиражом (по500 экземпляров) были изданы на виниловых дисках. Цена, конечно, соответствующая.

Александр БОЛЬШИНСКИЙ

© 2005 музыкальная газета