информбюро


Стиль-Ликбез
Rap (Окончание. Начало В N№ 17)

(Окончание. Начало в N№ 17)

Что же дальше?

Наступили годы «молодости» (примерно 1979—1982 гг.). Этотпериод особой крутостью не отличался. Компании грамзаписи не вполне понимали,что им предлагают рэпперы, да и сами музыканты тоже были недостаточно увереныв том, что могут предложить большому музыкальному бизнесу нечто солидное.

В те времена на слуху были имена GRANDMASTER FLASH и егогруппы FURIOUS 5, FUNKY 4 и т.п. Возможно, все эти парни не умели читать,но считали они неплохо. Цифры в названиях большей частью соответствоваликоличеству процентов, получаемых ими от продажи записей. Одевались ониподобно звездам поп-фанка (клеши в блестках и шузы на платформе). Но ребятаиз гетто не покупали пластинок, записанных людьми, которые так одевались.Да и сама манера исполнения рэпа была довольно неуклюжей.

Дальше настала очередь электро (примерно 1982—1984 гг.).Трудно сказать, когда электро действительно началось и когда закончилось.Собственно, электро — это рэп, созданный полностью на электронных инструментах.Первой записью такого рода стал сингл AFRICA BAMBAATAA «Planet Rock», вышедшийв 1982 г. Кстати, этот сингл стал также и первой в мире хаус-композицией.Электро превратилось на короткий период в весьма популярную музыку на британскихдискотеках. Этот стиль связывают с именами: WHODINI, AFRICA BAMBAATAA,MELLE MEL, MANTRONIX. Их тексты довольно напыщенные и глупые — в основномо стрельбе по маленьким пучеглазым чудовищам из компьютерных игр, или отом, какие клевые ребята эти рэппреры, или просто откровенная чепуха.

Затем пришла пора b-boy (примерно 1982—1985 гг.). RUNDMC были одними из первых настоящих b-boy, одетые в кожаные куртки, джинсыи кроссовки (впрочем так же, как и их поклонники). С появлением этой группыбольшинству их конкурентов пришлось выбирать либо поумнеть, либо убраться.Большинство убралось. Лозунгом b-boy стало выражение: «Будь круче, чемдругие!» Ритм — жесткий, почти хэви-метал и всегда замешанный на крутомфанке. Звездами этого стиля являются: RUN DMC, LL COOL J, BEASTIE BOYSи др.

Следующим появился hip-hop (1984 г. — по наши дни). Благодаряпоявлению сэмплеров рэп к концу 1986г. стал весьма навороченным в ритмическомотношении. Появились PUBLIC ENEMY, ERIC B. & RAKIM и другие музыканты,принесшие в текстовки рэпа политику. Рэп (хип-хоп) стал частью американскойкультуры. Яркими его представителями явились: PUBLIC ENEMY, ERIC B. &RAKIM, B.D.P., EPMD, SALT'N'PEPA и т.д. (и это современный рэп без всякихбандитских наплывов!). Звучит очень навороченно.

Наконец, gangsta rap (1985 г. — по наши дни). Вообще,не существует официального термина gangsta rap. Это условное название понятия,которое в начале ничего не означало, но постепенно наполнилось содержанием.В рэпе всегда присутствовал элемент насилия, но этот стиль является, пожалуй,самым опасным для обывателей. Его представители открыто призывают к насилию.Да и музыка довольно агрессивна. Именно его и называют «настоящим рэпом».Гангста-рэпперы воспевают в своих зарифмованных скороговорках насилие,наркотики и развеселые сексуальные похождения, тексты их песен направленыпрежде всего против белых и представителей полиции, мешающих торговать«крэком» на улицах. Порой в этих песнях разрушается граница между приличиеми пошлостью, между моральными нормами и их отсутствием. Вот яркий примертому: «Ты стоишь с дурацкой дубинкой, полицейский значек на груди. Пистолетв твоей руке, выкини его. Мы посмотрим, что будет, если мы его подберем,козел. И я тебя... Я ведь снайпер с широким полем обозрения. И сегодняя грохну одного-двух полицейских». Это строчка из одной песни N.W.A. Междупрочим, в ответ на гневное письмо заместителя директора ФБР продюсеру группыпо поводу ее содержания последний пообещал в следующий раз выпустить синглпод названием «Fuck Tha FBI».

Также большой резонанс имела история с попыткой запретитьпродажу в США диска группы 2 LIVE CREW. Последнюю обвинили чуть ли не врастлении своими песнями малолетних, активисты же организации «Родительскийцентр по изучению музыкальных возможностей» добились привлечения участниковгруппы к суду. Однако в суде все обвинения с группы были сняты. К томуже музыканты вскоре преподнесли своим противникам подарок в виде композиции«Banned In USA», в которой они напоминали моралистам, что, мол, «тут неКитай, не Южная Корея, не Советский Союз — это Америка, где право на свободусамовыражения гарантировано конституцией». Звезды: ICE-T., N.W.A., EAZY-E.,DR. DRE, ICE CUBE и т.п.

И напоследок, о психо-рэпе (1988 г. — по наши дни). Первыминастоящими психо-рэпперами стали в 1988 г. JUNGLE BROTHERS с их дебютнымальбомом. Эта пластинка проложила путь DE LA SOUL, которые разрушили всебарьеры, отделявшие рэп от окружающего мира. Самыми жесткими годами рэпабыли 1991—1993 гг. Например, ICE CUBE стал первым, кто отразил пост-бунтарскиенастроения в свих записях. Его весьма показательный женоненавистническийальбом «The Predator» был наполнен энергией и выразил отношение к судунад Родни Кингом и реакцию на приговор. Полный негодования и жажды мести,он укрепил статус ICE CUBE как хардкор-рупора Америки. Имея процветающуюфирму STREET KNOWLEDGE (чей список включает его родственника DEL THA FUNKYHOMOSAPIEN и DA LENCH MOB) и делая успехи в сценической карьере, ICE CUBEв 1992 году был близок к тому, чтобы стать самой деятельной фигурой в рэп-музыке.Представление о рэпе как о предмете политическом (в отличие от чисто политическоймузыки) появилось, конечно, не из-за бунтов рэпперов. Весь 1992 год спорывокруг композиции «Cop Killer» в исполнении группы BODY COUNT, которуюорганизовал ICE -T, становились все более ожесточеннее. Возможно, большаячасть слушателей не пришла в восторг от металлического проекта BODY COUNT,но вопросы отношений между черной и белой музыкой и о белом и черном расизме,поднятые в композициях, сделали его вполне достойным внимания. Да и можноли припомнить какую-либо другую пластинку, на которой бы склонный к апоплексииCHARLTON HES-TON извергал рэп-сквернословия, а американский президент произносилбанальные опровержения?!

Это был также год, когда политические рэп-послания, частослучайные и неопределенные, стали более заостренными. PUBLIC ENEMY на пластинке«Sister Souljah» скрестили телевизионные мечи с Билом Клинтоном, тогдакак дебютные альбомы THE DISPOSABLE HEROES «The Disposable Heroes Of Hiphoprisy»и CONSOLIDATED «Play More Music» оказались полны идейных заявлений политическогосмысла и убеждения. THE DISPOSABLE HEROES и CONSOLIDATED — обе не являющиесяполностью афро-американскими — оказались также в первых рядах другого направления1992 года: огромный коммерческий успех пластинки CYPRESS HILL сделал ихсамыми выдающимися исполнителями латиноамериканского рэпа всех времен,а их DJ Mugges, продюсировал HOUSE OF PAIN. PUBLIC ENEMY гастролировалис ANTRAX и U2 и имели самый большой успех. Помимо расцвета политическойи гангстерской тематики вышеозначенных групп, этот год во многом принадлежалARRESTED DEVELOPMENT из Атланты. Их дебютный альбом, предложивший сонно-ленивую,богобоязненную невинность, стал рэп-пластинкой года, а их песня «Revolution»к фильму Спайка Ли «Mal-kolm X» расположила к себе новых поклонников.

Следующий год поднимет двух Айсов — ICE CUBE и ICE-T —до уровня кинозвезд («Trespass», в прошлом «Loopers»). DR. DRE выпуститсвой знаменитый «The Chronic», предварительно поссорившись с EAZY-E. WU-TANGCLAN и SNOOP DOGGY DOGG выпустят свои дебютные альбомы, причем последнийсделает невероятное — станет первым рэппером, занявшим позицию №1 в поп-чартах.Его песни будут звучать на каждом углу. Но ради справедливости следуетзаметить, что, как выразился ICE-T, «настоящий рэп в наши дни умер». Сейчасон представляет собой большую машину для заколачивания денег. Музыка смягчиласьда и тексты тоже. Если в 1991 г. рэп занимал 10% всей музыкальной индустрии,то в 1996 г. процент упал до 6.7%. Причина — опопсовел.

Семь рэп-синглов, которые потрясли мир:

  • 1.THE SUGAR HILL GANG «Rappers Delight»
  • 2.AFRICA BAMBAATAA «Planet Rock»
  • 3.GRANDMASTER FLASH AND THE FURIOUS 5 «The Message»
  • 4.RUN D.M.C. «Sucker MC's»
  • 5.UFTO «Roxane Roxane»
  • 6.ERIC B. AND RAKIM «Paid In Full»
  • 7.PUBLIC ENEMY «Bring Tha Noise»
  • Толковый словарь гангста-рэппера

  • АК — автомат Калашникова
  • BITCH — подруга (не унизит.)
  • BLUNT — марихуана
  • BRO' — кореш, черный брат
  • BUD — травка
  • CHEEBA — наркотик в виде аэрозоля
  • CHRONIC — травка, выращенная в собственном палисаднике
  • CRIB — хата, малина
  • DEATH ROW — кладбище
  • DESERT EAGLE — последняя модель пистолета,разработаннаядля израильской армии; по убойной силе в несколько раз превосходит «MAGNUM»Клинта Иствуда
  • DOPE — любой наркотик независимо от способа употребления
  • FIVE-O — 1)полиция; 2)облава
  • FLY — восхитительно, великолепно
  • G (сокр. от GANGSTA) — кто-то, у кого большая машина,большой пистолет и очень дурная репутация (одобрит.)
  • THANG — вещь, предмет
  • GLOCK — пистолет из пластмассы или кирамики. Не поддаетсяобнаружению металл-детектором
  • HO (сокр. от WHORE) — 1)подруга(унизит.); 2)выражениенегативного отношения к чему-либо
  • HOMIES (сокр. от HOMEBOY) — родичи, предки, братья
  • 'HOOD(сокр. от NEIGHBOURHOOD) — земляк
  • KNOCKIN' BOOTS — 1)интимная близость; 2)оргия
  • MOTHERFUCKER — ублюдок
  • MUTAF — ниггер
  • NIGGAZ — 1)черные братья(ласкат.); 2)чернозадые (унизит.)
  • TEC 9 — автомат, похожий на UZI
  • UZI — незаменимая вещь, чтобы отправить кого-нибудь вдругой мир
  • Сленг

  • BACK-SPINNING — проигрывание пластинок задом-наперед
  • BREAKBEAT — увеличение инструментального оформления путемодновременного проигрывания одной и той же пластинки
  • CUT/CUTTING — техника многократного повторения выбранногофрагмента пласта в целях получения эффекта повторения
  • DANCEFLOOR — общее обозначение танцевальной музыки включаярэп, хип-хоп, диско
  • DUB — инструментальные ритмы в стиле рэггей
  • GRAFFITI — оформление стен при помощи нитрокрасок
  • GROOVE — ритм
  • HIP-HOP — на сленге HIP — заводной, HOP — танец
  • HOMEBOY — приятель
  • HOMEGIRL — приятельница
  • HUMANBEAT BOX — имитация звучания ударников собственнымголосом
  • PHASING — проигрывание пластов одного за другим с получениемэффекта эха
  • SAMPLE/SAMPLING — заимствование какого-нибудь элементапластинки в своей музыке, а также «сэмплирование» — занесение в памятьсэмплера звуков, шумов и голоса
  • SCRATCH/SCRATCHING — проигрывание пласта в произвольномтемпе и в разные стороны
  • TAG — миниатюрная версия GRAFFITI
  • КИНДУТ

    © 2005 музыкальная газета