no


Soundgarden
1984–1997

"Я не являюсь парнем — рок–звездой, который привыкко всему, это неправда. Я так же задолбан всем, как и прочие". Крис Корнэлл

"Я играю на гитаре, потому что люблю извлекатьгромкие звуки. А гитара — это самый крутой способ выдавать громкий звук". Ким Тэйл

"Я не думаю, что каждый человек действительнопрекрасен. Каждый всегда пытается выглядеть лучше, чем он есть, так что,я думаю, это знак глупости". Бэн Шэперд

"Мне кажется, что вся музыкальная индустрия похожана старого сварливого пижона, который пытается сходить по большому, а г**ноне выходит". Мэтт Кэмерон

Чуть более месяца прошло с тех пор, как пришло известиео том, что распалась одна из легенд сиэтлского рока, группа SOUNDGARDEN,которая стояла у истоков явления в современной музыке, называемом "Сиэтлскиймузыкальный взрыв". Первой реакцией было недоверие: "Как это,SOUNDGARDEN? После такого альбома? Не верю". Однако это на самом делетак, и нам остается лишь вспомнить историю группы с самого начала до, ксожалению, самого конца.

Полые трубы, полные звука

В теперь уже далеком 1981 году Ким Тэйл (Kim Thail) иХиро Ямамото (Hiro Yamamoto) вышли из стен альтернативного учебного заведенияпод названием "Rich East" в городе Park Forest, штат Иллинойс.К тому времени они уже попробовали свои силы в нескольких местных командах,однако ничего особого там не сотворили. Желая продолжить свое образованиев таком же альтернативном ключе, они перебрались в город Олимпия, штатВашингтон, где находился считавшийся прогрессивным Evergreen State College.Однако, закончив этот самый колледж и не сумев найти работу, они перебралисьв Сиэтл. Причин тому было несколько. Во–первых, Ким до пяти лет жил в этомгороде, а во–вторых, парни просто восхищались многочисленными группами,которые в то время там появлялись. Здесь Ким все–таки поступил в университетштата Вашингтон и даже получил ученую степень по философии. Переехав вСиэтл, ребята стали искать компаньона, чтобы жить вместе, так как квартира,которую они снимали, была слишком велика для двоих. На объявление в местнойгазете откликнулся длинноволосый Крис Корнэлл (Chris Cornеll), которыйим понравился своей любовью к вину и тяжелому року. Первым их более–менеесерьезным шагом в музыке стала недолго просуществовавшая кавер–группа (т.е.которая исполняла кавер–версии чужих песен) под названием SHEMPS. Репертуарсостоял из песен DOORS, Jimi Hendrix, Otis Redding и Buddy Holly. На светее произвел гитарист Мэтт Дэнтино (Matt Dentino), песня которого под названием"Marilyn Monroe" была единственной авторской песней исполнявшейсямузыкантами группы. Вы, наверное, удивитесь, когда узнаете, что Крис начиналкак барабанщик, но желание петь привело его в SHEMPS, где Ким просто восхищалсяего вокалом. Через некоторое время Крис и Ким повстречали Мэтта Камерона(Matt Cameron) и Бэна Шэперда (Ben Shepherd). Тогда Мэтт был ударникомв группе под названием FEEDBACK, превратившейся со временем в SKIN YARD,а Бэн — гитаристом в местной хардкоровой команде MARCH OF CRIMES. К 1984году их группа распалась. Вот тогда Крису и Хиро пришла в голову мысльо создании группы. Третьим, после проб нескольких других музыкантов, сталКим Тэйл. Новоиспеченный коллектив выбрал себе название SOUNDGARDEN ("садзвуков"), под которым он и прославился впоследствии на весь мир. Выборже сами музыканты объяснили следующим образом: "Это название вызываетв сознании мощные зрительные образы, хотя, с другой стороны, мы думали,что оно будет слишком мягким. Но в нем было что–то близкое тому, что мыхотели. Мы в тайне надеемся, что люди, которые придут на наш концерт, будутдумать, что увидят что–то красивое, а вместо этого им просто снесет голову".Реальным же предметом, именем которого назвалась группа, была скульптураиз труб "A Sound Garden", которая стоит в парке Sand Point вСиэтле. Когда дует ветер, то полые металлические трубы скульптуры издаютсамые разные и невообразимые звуки. Группа стала давать концерты, во времякоторых Крис пел и играл на ударных. Однако в скором времени ему надоелоразрываться и в коллектив был принят барабанщик Скотт Сандквист (ScottSundquist). После многочисленных концертных выступлений, в 1986 году музыкантырешили попробовать свои силы в студии. В скором времени две их песни "Heretic"и "Аll Your Lies" вошли в сборник "Deep Six", выпущенныйлэйблом CZ Records, вместе с композициями THE MELVINS, THE U–MEN, SKINYARD (с Мэттом Кэмероном), MALFUNKSHUN и GREEN RIVER (позже распалась наMUDHONEY и MOTHER LOVE BONE, причем последнюю возглавил вокалист MALFUNKSHUNЭнди Вуд (Andy Wood)). Значение этого сборника трудно переоценить. Он фактическистал первой ласточкой сиэтлской рок–музыки и нарождавшегося "Сиэтлскогомузыкального взрыва". Сборник был переиздан в 1994 году CZ Recordsсовместно с А&М Records.

Однако вернемся в 1986 год, который в истории группы былотмечен уходом ударника Сандквиста. На его место из SKIN YARD был приглашенМэтт Кэмерон. В таком составе они и записали свой первый почти альбом "ScreamingLife" ЕР, который вышел на Sub Pop 1 октября 1987 года. Далее несколькодеталей для коллекционеров, поскольку на пластинке эта запись уже давным–давноявляется раритетом: 12 дюймов, первых 600 экземпляров на оранжевом виниле.Следом 1 августа 1988 года вышел второй, опять почти альбом, "Fopp"ЕР. В 1990 году Sub Pop выпустила оба ЕР на одном CD — "ScreamingLife/ Fopp". К этому времени музыкантами всерьез заинтересоваласьфирма грамзаписи А&М Records. Несмотря на заманчивость предложения,оно было отклонено и музыканты подписали контракт с независимым лэйбломSST. Позже, в мае 1990 года, Ким дал следующее объяснение по этому поводу:"Приятно, конечно, было, когда они (большие фирмы грамзаписи, какCapitol, Geffen и А&М) махали перед нами деньгами, но гораздо болееважным для нас было завоевать устоявшуюся репутацию среди людей, которыммы нравились. Было бы нехорошо с нашей стороны основать андерграундноетечение, а затем подписать контракт с богатой фирмой. Это было бы предательством.Сам факт подписания контракта с крупной фирмой даже не гарантирует того,что ваша запись выйдет, а мы хотели завоевать репутацию в андерграунде,где богатые фирмы не могли бы нами играть".

"Ультрамегахорошо"

На том же небольшом лэйбле (SST) 1 ноября 1988 года вышлапервая полномасштабная работа группы, альбом "Ultramega OK",который попал в число номинантов "Грэмми". В конце этого же годаупорство А&М Records сломило сопротивление музыкантов и контракт былподписан. Не теряя времени, в декабре они уже взялись за запись второгоальбома под названием "Louder Than Love". Следует отметить иоригинальность его рабочего названия — "Louder Than Fuck". Онем Ким Тэйл позже заметил: "Сначала наш дебютный альбом на А&Мне пошел так хорошо. Я не думаю, что фирма знала что с нами делать. Онибольше привыкли к работе с Питером Фрэмптоном (Peter Frampton) или Стингом(Sting). Мы были чем–то абсолютно иным. Многие думали, что мы просто очереднаяметаллическая команда. Потом, через несколько лет, эти же люди умиралиот желания поговорить с нами. Но это часть игры. Это рок–н–ролл. Я понял,что здесь никогда не знаешь, чего ожидать". После выхода "LouderThan Love" 5 сентября 1989 года из группы ушел Ямамото. Причин дляэтого было немало. Во–первых, он хотел закончить образование и получитьстепень магистра физической химии в Western Washington University. Крометого, он заявил, что ему не нравится машина музыкальной индустрии, а такжебольшое количество запланированных концертов. На том с миром и разошлись.Хотя Крис в интервью "Sounds" заявил: "Наш бас–гитарист(Хиро Ямамото) ушел потому, что он понимал, что прикладывает недостаточномного сил, не вкладывает в музыку столько, сколько вкладываем мы. Еслибы он не ушел, то мы бы сами выгнали его". В связи с уходом Ямамотогруппа попала в неприятную ситуацию, так как билеты на их концерты былиуже проданы. Пришлось срочно искать бас–гитариста. Среди пришедших на прослушиваниебыл и Бэн Шэперд. Музыкантам понравилась его игра, но он не знал песен.Времени же на их разучивание не было. Тогда в группу был принят ДжейсонЭверман (Jason Everman), который их знал, и музыканты отправились в турнепо Соединенным Штатам и Европе, которое прошло успешно. Во время турнесостоялись несколько концертов вместе с VOIVOD и FAITH NO MORE. Вскоревышел концертный видеофильм "Louder Than Live". После этого,однако, музыканты расстались с Джейсоном Эверманом, который не оправдалих ожиданий. Итогом его пребывания в группе в течение шести месяцев сталоучастие в записи одной песни (кавер–версии BEATLES "Come Together").Помимо работы в SOUNDGARDEN он некоторое время играл с NIRVANA и даже записалс ними несколько песен (см. статьи о NIRVANA в МГ N№7, 1996 и МГ N№14,1997). Также участвовал в записях MINDFUNK, где записан как U.S. AirborneRanger. Теперь же, по слухам, он служит в военно–морских силах США. Странныйчеловек, не правда ли? Как раз в это время от передозировки наркотиковумер вокалист группы MOTHER LOVE BONE Энди Вуд. Он был большим другом музыкантови некоторое время даже жил в одной комнате с Крисом. Позже Тэйл рассказывал:"Когда умер Энди, я все время думал, что другого такого, как он, нет.Крис думал о том же. Однажды мы пили и Крис сказал: "Я много думало Бэне. В нем есть что–то, по духу близкое Энди". И тут мы сказали:"Знаешь, Бэн действительно такой. Он один такой в своем роде".И мы подумали: "Боже, надо просто отдать ему должное за это. Хорошо,давай возьмем Бэна". Так, в 1990 году в группе появился Бэн Шэперд.В честь первой работы вместе музыканты решили сделать своего рода красивыйжест и выпустить на лэйбле Sub Pop в качестве подарка сингл "RoomA Thousand Years Wide" и "HIV Baby", последняя песня изкоторых написана совместно Крисом и Бэном. Тираж его составил всего лишь5000 экземпляров. Затем родилась идея альбома памяти Энди Вуда (см. статьюо PEARL JAM в МГ N№15 за этот год). Крис написал несколько песен и предложилэту идею гитаристу PEARL JAM Стоуну Госсарду (Stone Gossard). Крис такжепредложил Мэтту Кэмерону, Джеффу Эйменту (Jeff Ament), Майку МакКриди (MikeMcCready) и Эдди Веддеру (позже ставшему вокалистом PEARL JAM) внести свойвклад. Продюсером работы стал Рик Пэрэшер (Rick Parashar). Все они назвалисьTEMPLE OF THE DOG, и 1 апреля 1991 года на А&М Records вышел одноименныйальбом.

Весной 1991 года музыканты SOUNDGARDEN записали новыйпроект, который вышел 8 октября 1991 года под названием "Badmotorfin-ger".Успех его был ошеломляющим. Это была первая работа SOUNDGARDEN, удостоеннаяплатинового статуса, что означало продажу миллиона экземпляров. Такой успехнадо было отметить и развить, в результате чего 23 июня 1993 года небольшимтиражом (100 тысяч) вышла его вторая версия под названием "Badmotorfinger/SOMMS". Оригинал записи был стерт после ее выхода, так что на переизданиеможно не надеяться. От первой она отличалась наличием второго диска с песнями,не вошедшими в альбом. SOMMS расшифровывалось не иначе, как "SatanOscillate My Metallic Sonatas" ("сатана качает мои металлическиесонаты"; примечательно, что при прочтении в обратную сторону, получаетсято же самое). Среди песен на втором диске были кавер–версии песен BLACKSABBATH "Into The Void" и ROLLING STONES "Stray Cat Blues".На гребне славы сразу после выхода альбома группа пустилась в турне сначалапо США и Канаде, а затем и по Европе. Среди групп, с которыми играли музыканты, были такие звезды, как GUNS N’ ROSES, SKID ROW, FAITH NO MORE. Когдаже они вернулись на родину в июле 1992 года, то узнали, что им оказаначесть быть приглашенными на фестиваль Lollapalooza, за которым последовалкак бы отдых. Почему "как бы"? Да потому, что музыканты не смоглиусидеть на месте. В начале 1993 года Бэн и Мэтт с несколькими другими музыкантамисоздали группу HATER и записали альбом из десяти песен, который вышел наА&М 1 марта 1993 года. Крис написал несколько песен ("Stolen Prayers","Unholy War", "Heartfist") для Оззи Осборна (Ozzy Osbourne).Однако тот не закончил их записывать, и тогда Крис предложил эти песниЭлису Куперу (Alice Cooper). Последнему они понравились, и первые две извышеперечисленных вошли в альбом "The Last Temptation". Причемна "Stolen Prayers" Крис исполняет партию бэк–вокала. Ким в своюочередь, объединившись с Джеффом Гилбертом (Jeff Gilbert, один из авторовжурнала "Guitar World"), Биллом Рэйфлэном (Bill Reiflan, из MINISTRY)— ударные и Полом Ларкеном (Paul Larken, BELOW SOUND) — бас–гитара, создалпроект DARK LOAD. У них было много планов (вплоть до записи альбома), новышла лишь одна песня "Brewicide" на сборнике "Smell TheFuzz" в 1996 году.

В то же время в жизни SOUNDGARDEN как группы произошлиследующие события. В начале 1993 года вышло видео "Motorvision",основанное на материалах турне 1991–1992 годов. Песни коллектива вошлив несколько сборников. Так, на "No Alternative" (4 февраля 1995–го, доходы от продажи которого пошли на исследования по проблеме СПИДа)музыканты исполнили песню "New Damage" с гитаристом QUEEN БрайаномМэем (Brian May).

Супернеизвестные?

После всего этого группа вернулась в студию в конце 1993года и записала новый альбом "Superunknown", который вышел 8марта 1994 года. Кто из вас не помнит клипа "Black Hole Sun",в котором много недель подряд по всем каналам телевидения зажаривали навертеле куклу Барби? Этот альбом с его мощными песнями стал последним шагомгруппы к всемирной известности и статусу суперзвезды. Даже Европа, котораяне могла забыть феномена NIRVANA, приняла его на "ура". Тур сэтим альбомом проходил по Европе, Австралии, Японии, конечно же, Америкеи другим странам. Напряженный концертный график не замедлил сказаться наздоровье Криса, у которого начались проблемы с голосовыми связками, в результатечего он и попал в больницу под строгий медицинский контроль. По этой причинепришлось отменить несколько выступлений на фестивалях в Европе и другихконцертов. "Мы приносим свои глубочайшие извинения нашим поклонникам,благодарим их за терпение и хотим, чтобы они знали, что для нас важна ихподдержка. Я всегда хочу как можно лучше выступить для наших поклонников,иначе это просто несправедливо. Я понимаю, что они платят заработанныетяжелым трудом деньги, чтобы купить наши записи и увидеть наш концерт,и заслуживают самого лучшего выступления, на которое я только способен.Я не хочу, чтобы кто–либо из них или я сам были недовольны моим выступлением",— заявил Крис по этому поводу. К счастью, он выздоровел, и все пошло налад. Группа получила свою первую награду MTV в номинации "Лучший видеоклипв стиле хэви мэтал/ хард рок" за клип "Black Hole Sun".Непрерывно собирая урожай наград и выступая на самых престижных фестивалях,SOUNDGARDEN вернулись в Европу осенью 1995 года, продолжая свой тур. 21ноября состоялось немаловажное и, похоже, необходимое теперь в жизни каждойуважающей себя группы событие. Вышел мультимедийный CD+ "Alive InThe Superunknown", помимо записей содержащий громадное количествоинформации о группе. А уже в марте 1996 года появляется новый сингл группы"Pretty Noose", который предваряет выход 14 мая альбома "DownOn The Upside". Следует заметить, что эта, по–видимому, последняяработа группы на порядок выше расхваленного всеми музыкальными изданиямимира альбома "Superunknown", который хорош, но такой силой, разнообразностьюи звуком, как "Down On The Upside", не обладает. Наверное, сыгралсвою роль тот факт, что группа сама продюсировала его. Вот что сказал КрисКорнэлл о нем: "Резкий, грубоватый звук, который характерен для этогоальбома, не является результатом нашего желания сделать более грязную,более уличную версию того, что мы делаем обычно. Мы старались сделать записькак можно более тщательно. Кое–что на ней в звуковом плане более просто,чем на предыдущих. Басовый барабан звучит действительно как барабан, ане как выстрел ружья в спортивном зале. На мой взгляд, этот альбом по своемузвуку ближе всех наших записей к настоящему звуку SOUNDGARDEN". Сразуже после выхода последний студийный альбом дебютировал в хит–параде "Billboard"на 2–м месте. За появлением альбома последовало множество концертов в Европе,Америке, Австралии, Новой Зеландии. Тур завершился концертами 8 и 9 февраляна Гавайских островах. Казалось бы, все хорошо. Но это было далеко не так.Еще во время записи альбома "Down On The Upside" музыканты ссорилисьмежду собой и поговаривали о распаде. За время концертного турне отношенияухудшились, и в результате этого на концерте 9 февраля на Гавайских островахпроизошло непонятное. Вот как это было описано на следующий день в "HonoluluAdvertiser": "К сожалению, последний концерт мирового турне SOUNDGARDENзапомнился не прекрасно звучавшей музыкой, а поведением Бэна Шэперда. Шэперд,который играет на своей низко висящей бас–гитаре напористыми, грохочущимиимпульсами, показал, что у него плохое настроение своим коллегам по группеи публике уходом со сцены, когда было сыграно более половины концерта вчеравечером. Причиной приступа плохого настроения могла быть неисправностьинструмента, но он провел оставшуюся часть концерта у боковой световойстойки на сцене, делая непристойные жесты в сторону публики и время отвремени плюя в сторону товарищей по группе — Мэтта Кэмерона и Кима Тэйла.Ведущий вокалист и гитарист Крис Корнэлл перебросился несколькими словамис Шэпердом, но, очевидно, не успокоил его. В конце "Blow Up The OutsideWorld" он внезапно подвел итог своему выступлению, сняв свою бас–гитаруи бросив ее вверх, затем показал публике средний палец руки и ушел со сцены".

Тем не менее после окончания тура группа заявила о намеренииотдохнуть летом и вернуться в студию осенью 1997 года. В интервью передцеремонией награждения "Грэмми" (в одной из номинаций была песня"Pretty Noose", но она не получила приза) Крис с большим энтузиазмомрассказывал о планах записи. Тем временем Ким участвовал в записи новогоальбома группы PIGEONHED. В свою очередь Бэн Шэперд объявил, что помимоSOUNDGARDEN будет играть в группе DEVILHEAD. А 9 апреля поклонники группыбыли шокированы заявлением о распаде группы. Сами участники группы не делалиникаких официальных заявлений о своих дальнейших планах, но источники,близкие к ним, говорят о следующем. Ударник Мэтт Кэмерон и бас–гитаристБэн Шэперд продолжат работу над своим проектом HATER, следующий альбомкоторого должен выйти летом. Также сообщается о том, что Бэн Шэперд помимоэтого работает над третьим альбомом группы DEVILHEAD, в которую помимонего входят Брайан и Кевин Вуд (братья умершего в 1990 году Энди Вуда).Альбом выйдет на лэйбле Loosegroove, который принадлежит гитаристу PEARLJAM Стоуну Госсарду. Крис Корнелл, по слухам, собирается выступать соло.Планы Кима Тэйла пока неясны.

Печально, ничего не скажешь. Но тем не менее есть надежда,что музыканты вновь объединятся, а если и нет, то порадуют нас своими сольнымиработами. Им удалось главное — уйти на высокой ноте.

Дмитрий БЕЗКОРОВАЙНЫЙ

© 2005 музыкальная газета