информбюро


Фонограмы
Пролетишь, как фанера над Парижем

Слегка перефразируя народную мудрость, можно сказать:на живца и люд бежит. Под живцом подразумевается не что иное, как живыеконцерты, столь несвойственные для отечественной эстрады. Может, потомуне слишком быстро и массово бежал на них люд, что сознательно или подсознательночувствовал избыток фальши во всех этих зрелищных мероприятиях. Эх, и бывалиже дни веселые, когда «фанерить» можно было напропалую. Но нынче малиназакончилась, ибо Министерство Культуры нашей республики наконец-то родилоУказ «Об упорядочении практики использования фонограмм в концертной деятельности».

Согласно новому указу, необходимо ввести в обязательнуюпрактику деятельности государственных концертных организаций проведениепубличных концертов без использования фонограмм, запретить использованиемузыкальных фонограмм в правительственных мероприятиях, а в случаях, когдаиспользование фонограмм продиктовано художественной идеей музыкальногопроизведения или концерта, в рекламной продукции и других формах информированиячитателя должна быть дана полная информация об использовании фонограмм.Кроме того, государственным концертным организациям и учреждениям рекомендуетсяпредусмотреть выплату повышенных гонораров исполнителям и творческим коллективам,не использующим фонограмму в концертной деятельности. Правда, этот пунктбудет выполняться, скорее всего, как моральное «повышение», нежели реализовыватьсяв виде материальных поощрений.

Вот теперь-то, драгоценные наши Артисты Артистовичи, придетсявам повкалывать. Ведь нужно будет не только демонстрировать на сцене отдельныечасти тела (крылья, ноги и хвосты — шутка), но и вокальные данные (у когоони есть). В конце концов, надо же когда-то и петь учиться!

За долгую советскую эпоху наш народ явно отвык от живогоисполнения, испортил свой вкус второсортной попсой и приучился лопать чтодают, безропотно внимая всему, что диктуется с эстрадных подмостков. Амежду тем «дикий» Запад уже давным-давно пришел к практике честного отрабатыванияконцертных денег. «Фанера»? Боже упаси! За такое можно не только лишитьсясвоего звездного статуса, но и в «долговую яму» угодить. Кому охота такрисковать?

И кроме всего прочего, в Америке и Европе законам принятонеукоснительно подчиняться. У нас же зачастую последние оказываются «чтодышло — куда поверни, туда и вышло». Поэтому вероятность того, что всеартисты с радостью кинутся выполнять указ Министерства Культуры, не стольвелика, как хотелось бы. Тем более, что современная концертная аппаратурапозволяет применять всевозможные «хитрости», из-за которых порой оченьсложно проследить действительно ли используется «фанера» во время выступления.

Думается, что принятие «вердикта» позволит в первую очередьобратить внимание на профессиональное достоинство исполнителей: поющийпод «фанеру» — не просто нарушает закон, он еще и дискредитирует себя какартиста и вполне заслуживает, на мой взгляд, того, чтобы быть забросаннымгнилыми помидорами.

Пока что, к сожалению, нашей публике в основной ее массе,нет большого дела до того, поет ли артист под «минусовку» или просто открываетрот. Преодоление этой устоявшейся в общественном сознании инертности, вероятнеевсего, затянется на долгое время. Другое дело — клубные вечеринки, на которых«фанера» практически не используется. Молодое поколение, очевидно, всеже стремится отделять зерна от плевел, почему и ходит в клубы.

Как бы там ни было с воплощением в жизнь «фанерного указа»,но времена «легкого хлеба» на эстраде и без того постепенно отходят в прошлое.В отношении шоу-индустрии мы начинаем идти по дорожке, проторенной Западом,а значит, медленно, но верно приближаемся к европейским стандартам.

В заключение хотелось бы обратиться к совокупному образунашего эстрадного исполнителя: Артист! Будь бдителен и честен, а не то...(см. заголовок).

Ирина ШУМСКАЯ

© 2005 музыкальная газета